Зумеры: привлечь и удержать | Большие Идеи
Управление персоналом

Зумеры: привлечь и удержать

Елена Логинова
Зумеры: привлечь и удержать
Фото: Steven Lelham / Unsplash

В последние годы на рынок труда активно выходят представители поколения зумеров — люди, родившиеся в 1997—2012 годы. Они становятся движущей силой многих организаций и меняют представление о том, как надо работать. Поэтому одна из главных задач HR-специалистов и руководителей компаний — научиться по максимуму использовать потенциал молодых сотрудников.

По данным последнего дайджеста «Демографические изменения и предложение рабочей силы в регионах России», составленного экспертами НИУ ВШЭ, к 2030 году численность рабочей силы в стране сократится на 1,9 млн человек. Таковы последствия демографической ямы 1990-х, а также изменения состава и структуры населения — его старения. Уже сейчас мы наблюдаем острую конкуренцию среди работодателей за молодые и талантливые кадры: теперь не кандидаты борются за место, а компании — за новых сотрудников, в том числе зумеров. Молодое поколение, люди со своими ценностями и мышлением, способно изменить любую организацию, а нанять и удержать их — настоящий вызов для работодателей. Очевидно, это требует новых подходов и инструментов. Чтобы понять, как привлечь молодых людей, необходимо знать, что для них важно и чем они отличаются от представителей старшего поколения.

Образование и опыт

Согласно опросам последних лет, зумеры преимущественно убеждены, что значимость высшего образования преувеличена. Молодежь видит много возможностей для самообразования: онлайн-курсы, вебинары, подкасты, видео и т. д и активно использует их. И если раньше сложно было представить себе, что в крупных организациях могут работать специалисты без диплома, то сейчас рынок труда, особенно ИТ-специалистов, изменился. Высшее образование перестало быть обязательным условием зачисления на ряд должностей, и многие молодые люди начинают работать до окончания вуза.

Еще недавно карьерный путь выпускника был предопределен: устроиться в крупную компанию на низшую должность и постепенно двигаться вверх. Сейчас студенты и выпускники готовы идти в стартапы, открывать собственный бизнес, работать на фрилансе. Большинство передовых компаний идут им навстречу, предлагая удаленку или гибридный формат работы.

Многие организации также начинают понимать: необходимо менять практику подбора и найма молодых сотрудников. Для этого следует сокращать time to offer, уменьшать количество этапов отбора до минимума, отказываться от объемных тестовых заданий. В работе с кандидатами на ИТ-должности стоит придерживаться правила одного дня: если не сделать предложение сильному востребованному специалисту, его перехватят конкуренты. И, конечно, не стоит забывать: «достучаться» до зумеров и получить ответ от них быстрее и эффективнее в мессенджерах.

Сильный бренд и социальная ответственность бизнеса

При выборе работодателя зумеры пристально изучают бренд компании. Это цифровое поколение, поэтому они смотрят сайт, социальные сети компании, читают профильные форумы и отзывы. На собеседование они приходят подготовленными. Это значит, что организациям стоит уделять особое внимание формированию своего образа, работе в соцсетях и с отзывами. Не помешает сделать оригинальный и стильный welcome pack для новичков — зумеры это оценят. Молодое поколение аккумулирует много информации — и щедро делится ею. Так что, если юные сотрудники гордятся компанией, в которой работают, они будут активно ее рекомендовать и даже станут амбассадорами бренда. Они с удовольствием выложат в соцсетях свое фото в корпоративном мерче, наденут футболку с логотипом фирмы, собираясь на беговой марафон, или возьмут с собой флаг компании, если решат покорить снежную вершину.

Зумеры хотят работать в тех организациях, для которых социальная ответственность — не пустой звук. Они обращают внимание на то, поддерживает ли компания экологические инициативы, сортирует ли мусор и занимается ли благотворительностью. Молодые сотрудники с энтузиазмом откликаются на благотворительные инициативы. Они готовы объединяться, поддерживать окружающих, делиться: например, сделать счастливыми детей из малообеспеченных семей, помочь собрать их в школу, посадить деревья, помогать животным и т. д. Зумеры очень вовлеченные — подобные активности их воодушевляют.

советуем прочитать

Об авторе

Елена Логинова — вице-президент, директор по персоналу «Почта Банка».

Войдите на сайт, чтобы читать полную версию статьи
советуем прочитать
Цифровое хозяйство
Басов Максим
Лидеры в халатах: почему из врачей получаются хорошие менеджеры
Агнес Бейкер,  Аманда Гудолл,  Джеймс Столлер