читайте также
Благодаря налаженным связям можно первым узнавать ценную информацию, получить доступ к нужным навыкам и обрести власть. От «ценного контакта» или рекомендации порой зависят даже великие начинания. Например, именно так Билл Гейтс получил от IBM контракт на разработку операционной системы DOS. Его мать Мэри Гейтс работала в одной общественной организации вместе с высокопоставленным менеджером IBM, которому она и посоветовала присмотреться к перспективным новичкам вроде Microsoft.
Можно сказать больше: успех большинства идей и персон напрямую зависит от социальных сетей. Социолог из Пенсильванского университета Рэндалл Коллинз провел в 1998 г. крупное исследование инноваций в разных сферах, составив схемы личных связей выдающихся деятелей, ученых, художников, философов. И вывод Коллинза — в том, что гениев формирует одаренное окружение, во всяком случае, оно играет огромную роль в их становлении и достижениях.
Посмотрим, как устроены социальные сети, и как развивать их на практике.
• Близость и самоподобие. Чаще всего люди знакомятся в силу обстоятельств (когда они оказываются рядом: это соседи, одноклассники, коллеги) или благодаря общим интереам (когда мы находим тех, с кем у нас много общего). Но настоящая сила контактов — в их разнообразии: «варясь в собственном соку», вы не получите новой ценной информации, не познакомитесь с профессионалами в других областях, которые могут быть вам полезны.
• Информационные брокеры. Типичные социальные сети состоят из нескольких кластеров, то есть стихийно появившихся групп людей. Налаживать связи между ними берутся активные люди с широким кругом знакомств и интересов — социологи называют их информационными брокерами. Именно благодаря им разрозненные контакты объединяются в широкую сеть, в которой аккумулируется самая разностороняя информация.
Так какие же связи полезнее всего? Согласно исследованию социологов Брайана Уззи и Шеннона Данлапа, в современном мире падает роль «самоподобных» социальных сетей, в которых объединены люди со схожими взглядами и навыками. Напротив, все более ценными становятся распределенные сети, связывающие людей из самых разных сфер. Руководителям приходится решать все более сложные задачи, привлекать редких талантливых специалистов, и все чаще доступ к таким людям становится залогом успеха компании.
Вот несколько рекомендаций, благодаря которым можно заставить свою сеть контактов работать на вас.
Ищите информационных брокеров. Выпишите имена людей, входящих в ваш круг деловых знакомств. Напротив каждого имени отметьте, кто вас познакомил (не забывая и себя, если контакты завязались по вашей инициативе). Так вы найдете своих «брокеров» и сможете понять, благодаря чему вы их обрели и как развивать эти отношения. Если среди этих брокеров нет столь влиятельных посредников, как гендиректора крупных фирм, выйти на этих людей вам помогут самые активные участники вашей социальной сети.
Избегайте самоподобия. Часто выясняется, что люди сами устанавливают большинство своих деловых связей. Как показали исследования, если в вашей сети более 65% контактов завязались по вашей инициативе, значит, такая сеть относится к «самоподобным». В этом случае стоит задуматься, как ее расширить за счет людей из других сфер.
Основа всего — общее дело. Самые ценные связи — те, в которых установилось настоящее доверие. Но они не возникают сами собой или в результате случайных знакомств. Они рождаются, когда люди делают какое-то общее дело, например, вместе работают в общественной организации, как в примере с Мэри Гейтс. Так что относитесь серьезно к своим «неосновным занятиям» и старайтесь использовать их для того, чтобы завязать новые контакты. Например, не бегайте в одиночку, а запишитесь в спортивный клуб.
В конце концов, если ваша сеть будет строиться на доверии, разнообразии и в ней важное место займут информационные брокеры, то степень вашей информированности будет определяться не тем, что вы знаете, а тем, кого вы знаете.