Потребности индивидуальные и социальные | Большие Идеи

・ Прочее

Потребности индивидуальные
и социальные

Человек — самое социализированное животное.

Автор: Дмитрий Жуков

Потребности индивидуальные и социальные

читайте также

Золотая середина: путь к успеху в России

Кашубская-Кимпеляйнен Екатерина,  Мелецки Мартина,  Фестинг Марион,  Франк Франциска

«У меня много дел поважнее»: что делать, если топ-менеджер избегает общения

Анна Чехомова

Утилитарное искусство убеждения

Конгер Джей

Свежий номер Harvard Business Review Россия

Все потребности принято делить на индивидуальные и социальные. Индивидуальные чаще называют витальными — от их удовлетворения прямо зависит жизнь живого организма. Очевидны потребности в самосохранении и в питании. Но витальными являются и ряд других потребностей.

Потребность в сенсорном притоке является витальной. Когда в эксперименте нарушают работу органов чувств животного, через некоторое время отмечаются нарушения в его поведении, несмотря на то, что животное снабжают едой, водой, безопасными местами для укрытия и т. п. То же справедливо и для человека. Витальной является и потребность в информации — сенсорный приток должен нести информацию об окружающей среде. Занятия физкультурой — например, лыжные прогулки — приятны и потому, что удовлетворяют эту потребность. Информация об окружающей среде жизненно необходима. Так же жизненно необходимы человеку и эмоции, причем не только положительные. Фильмы ужасов, например, удовлетворяют эту потребность.

Во время золотой лихорадки на Клондайке сотни людей оказались в изоляции на зимовке. У одного из старателей оказались в багаже два номера какого-то общественно-литературного журнала. Этот человек обогатился, ссужая товарищам журналы за посуточную плату. Люди тратили большие деньги за возможность удовлетворить свои потребности в информации и в эмоциях, несмотря на то, что новости в этих журналах были многомесячной давности, а эмоции были вызваны действиями литературных персонажей.

Отдельно стоит выделить потребность в игре, хотя в игровом поведении очевидны и сенсорная, и информационная, и эмоциональная компоненты. Но игровое поведение занимает значительную часть поведенческого репертуара не только детей, но и взрослых. Причем не только людей, но и животных. Потребность в игре настолько сильна, что в современной кинологической службе используют не пищевое подкрепление, а игровое — после успешно выполненного задания собаке дают не лакомство, а ее любимую игрушку. Трехминутная игра с мячиком значительно сильнее поощряет собаку к дальнейшей работе, чем «вкусняшка».

Потребность в удовольствии — гедонистическая — тоже витальна. Все люди нуждаются периодически в получении удовольствия. Способы получить удовольствия многообразны. Это может быть эстетическое удовольствие от искусства или от какой-то жизненной ситуации. Но самые простые и доступные способы удовлетворения гедонистической потребности — еда и секс.

Читайте материал по теме: Структура мотивации

Еда должна быть не только жизненно необходимым набором белков, жиров и прочих химических веществ — она должна быть вкусной. Особенное удовольствие доставляют человеку углеводы. Это связано с их исключительной ролью в нашем организме. Глюкоза, до которой распадаются в конечном счете все углеводы, — единственный источник питания нашего мозга. Глюкоза так же необходима нам, как и кислород, разве что запасы глюкозы в организме больше, чем запасы кислорода.

Из-за сладкого вкуса жизненно необходимых углеводов сладость имеет порой эротическую коннотацию. «Сладострастный» — это не страстный любитель сладкого. В английском языке к привлекательной девушке применяются обращения «sweety», «honey», «candy». Героиню Мерлин Монро в фильме «В джазе только девушки» зовут «Sugar». Смешение сластей с сексом понятно — и сладкие продукты, и эротические ощущения удовлетворяют гедонистические потребности.

Среди витальных потребностей часто называют «потребность в сексе». Это не совсем правильно — по крайней мере, в отношении человека. Человек в сексуальном поведении удовлетворяет целый ряд потребностей. Очевидно гедонистическое значение сексуальных контактов. Но в подавляющем большинстве случаев гедонизм сексуальных контактов дополняется стремлением к удовлетворению целого ряда социальных потребностей: в самооценке, в социальной самоидентификации, в дружелюбных контактах, в доминировании, в подчинении. Спектр социальных потребностей, удовлетворяемых в сексе, индивидуален. У каждого человека он свой, но почти всегда сексуальный контакт имеет социальный аспект — удовлетворение социальных потребностей.

Читайте материал по теме: Основа мотивации — потребность

Социальными называют потребности, для удовлетворения которых необходим партнер. Социальные потребности имеются не только у человека, но и у животных, ведущих групповой образ жизни. Причем чем сложнее организовано сообщество, тем сложнее социальные потребности и тем больше их роль в жизни животных данного вида.

Человек — самое социализированное животное. Поэтому так важны наши социальные потребности. Важнейшими из них являются 1) потребность в социальной самоидентификации и 2) потребность в самооценке. О них следует сказать подробнее в следующих блогах.