Как сделать блестящую презентацию | Большие Идеи

・ Личный план
Статья, опубликованная в журнале «Гарвард Бизнес Ревью Россия»

Как сделать
блестящую презентацию

Куратор конференции TED об умении рассказывать вдохновляющие истории

Как сделать блестящую презентацию
Alex Litvin / Unsplash

читайте также

Каждый за себя: как и чему учат современные корпорации

Юлия Шикова

«Обмани императора, чтобы переплыть море»

Одержимость: стили лидерства великих дирижеров

Итай Талгам,  Лари Блум

Менеджеры и лидеры — синонимы или антонимы?

Абрахам Залезник

Чуть больше года назад мы с коллегами были в Кении и познакомились в Найроби с Ричардом Турере — двенадцатилетним мальчиком из племени масаи. Ричард рассказал нам потрясающую историю. Его семья пасет скот у границы огромного национального парка и поэтому вынуждена защищать стадо от нападения львов, особенно по ночам. Ричард заметил, что свет неподвижных фонарей не отпугивает хищников, но, если ходить по полю с факелом, львы боятся приближаться. Ричард с ранних лет интересовался электроникой и самостоятельно постигал азы этой науки — например, копаясь в родительском радиоприемнике. Полученные знания пригодились ему в деле: с помощью солнечных батарей, автомобильного аккумулятора и блока индикаторов от мотоцикла он собрал систему фонарей, которые включаются и выключаются по очереди и за счет этого создают иллюзию движения. По задумке Ричарда, это должно было испугать львов. После установки фонарей набеги действительно прекратились. Вскоре такие «лампы от львов» разошлись по всей Кении.

Эта вдохновляющая история заслуживала распространения, и наша конференция могла обес­печить ей широкую аудиторию. Однако Ричард казался неподходящим кандидатом для выступления на TED. Он был болезненно застенчив. Его английский хромал. Пытаясь описать свое изобретение, он постоянно сбивался. И, честно говоря, трудно было представить себе ребенка перед аудиторией из 1400 человек, привыкших слушать таких блестящих ораторов, как Билл Гейтс, сэр Кен Робинсон и Джилл Болт Тейлор.

Но история Ричарда была настолько удивительной, что мы все-таки пригласили его выступить. Несколько месяцев, остававшихся до конференции 2013 года, мы помогали ему структурировать рассказ — решали, с чего начать и в какой последовательности излагать факты, чтобы повествование было связанным и логичным. Благодаря своему ­изобретению Ричард получил стипендию в одной из лучших кенийских школ — там у него была возможность репетировать перед живой аудиторией. В результате он поверил в себя настолько, что его индивидуальность засверкала яркими красками. Когда Ричард выступал на TED в Лонг-Бич, был видно, что он волнуется, но это только придавало ему убедительности — люди ловили каждое его слово. Он почувст­вовал себя уверенно, и каждый раз, когда он улыбался, аудитория просто таяла. Едва он закончил, публика разразилась бурными продолжительными овациями.

За тридцать лет, прошедших с первой конференции TED, кто у нас только не выступал — вся гамма ораторов, от политиков, музыкантов и телезвезд, непринужденно чувст­вующих себя перед аудиторией, до преподавателей, ученых и писателей, которые нередко испытывали на сцене дискомфорт. И все эти годы мы работаем над методикой, которая помогала бы неопытным докладчикам выстраивать, репетировать и произносить интересную и приятную для слуха речь. Подготовка к выступлению обычно начинается за шесть-девять месяцев до мероприятия и состоит из нескольких циклов: составление и редактирование текста, многочисленные репетиции и дальнейшая бесконечная шлифовка. Мы постоянно корректируем свою методику — ведь искусство публичных выступлений не ­стоит на месте. Но, судя по реакции общества, наш метод и так работает хорошо: с 2006 года, когда мы начали выкладывать в сеть доклады на конференциях TED, число просмотров превысило миллиард.

Как показывает опыт, искусству публичного выступления вполне можно обучить. Всего за несколько часов можно до неузнаваемости преобразить как содержание, так и стиль презентации: из сумбура рождается «музыка». Поскольку моя команда специализируется на коротком формате — не больше 18 минут на выступление, наша методика наверняка пригодится и другим докладчикам, будь то генеральный директор, представляющий компанию перед IPO, бренд-менеджер, рассказывающий о новом продукте, или молодой предприниматель, завлекающий инвесторов.

Структурируйте рассказ

Без хорошей темы не бывает хорошего выступления. Самая важная часть подготовки — выработка концепции и структурирование рассказа.

Люди любят слушать ­истории — это известно всем. Какими только метафорами не описывают ­увлекательные рассказы! Лично я предпочитаю образ странствия: захватывающее повествование словно зовет слушателей за собой в незабываемое путешествие. Удачное выступление — это маленькое чудо: выслушав его, люди по-новому смотрят на мир.

Если для вас выступление — это странствие, самое важное — решить, где его начать и где закончить. Чтобы найти верное начало, подумайте, что известно слушателям о предмете вашего рассказа и насколько он им вообще интересен. Если вы переоцените их информированность и заинтересованность или начнете козырять профессиональными терминами, аудитория от вас ­отвернется. Лучшие докладчики быстро представляют тему, объясняют, чем она их так увлекает, и убеждают присутствующих в том, что им без этих знаний тоже не обойтись.

Делая первые наброски доклада, люди обычно допускают большую ошибку — пытаются объять необъятное. Невозможно втиснуть всю свою профессиональную биографию в одну презентацию. Если вы пытаетесь рассказать все, что знаете, у вас не останется времени на ключевые детали и суть выступления утонет в абстракциях, понятных только тем, кто хорошо знаком с темой. Чтобы облечь идеи плотью, нужны конкретные примеры. Так что говорите только о том, что можно объяснить и проиллюстрировать ­примерами, — и все это не выходя за рамки отведенного времени. Наша главная задача на этом этапе — удержать докладчика от стремления растечься мыслью по древу. Лучше не растекаться, а углубляться. Давайте больше подробностей. Не рассказывайте про всю вашу науку — расскажите про ваш собственный вклад в нее.

Не менее опасно желание все тщательно разжевать и объяснить. Тут рецепт другой: помните, что перед вами сидят умные люди. Позвольте им самим обдумать услышанное и сделать выводы.

Многие из лучших выступлений, которые я слышал, по структуре напоминали детектив. Сначала оратор формулирует проблему, затем описывает поиск решения. В какой-то момент публику осеняет, и она начинает все воспринимать по-новому.

Если презентация не удалась, причина почти всегда в докладчике: он либо плохо структурировал речь, либо неверно оценил заинтересованность аудитории, либо не сумел рассказать историю. Даже если тема важна, бессистемное жонглирование словами всегда оставляет у ­слушателей чувство глубокой не­удовлетворенности. Они не услышали развивающейся истории и ничему не научились.

Недавно на одной конференции по энергетике я слушал двух людей, выступавших один за другим, — мэра и бывшего губернатора. Речь мэра фактически состояла из перечисления проектов, осуществленных в его городе. Казалось, будто он хвастается, отчитывается в проделанной работе или готовится к перевыборам. Аудитория быстро заскучала. Губернатор в своем выступлении не стала перечислять достижения — вместо этого она поделилась идеей. Да, она рассказала несколько историй из губернаторской жизни — но центральное место в ее речи занимала идея, а истории носили поясняющий или иллюстрирующий характер (и еще — развлекательный). Ее презентация была гораздо интереснее. Все выглядело так, будто мэр хочет показать публике, какой он крутой, а губернатор — представить людям захватывающую идею, от которой могут выиграть абсолютно все.

Запомните общее правило: редко кто любит слушать про организации и учреждения (разве что их сотрудники). Идеи и истории нас увлекают; организации — наводят тоску: ими гораздо труднее увлечься. (Бизнесмены, вас это особенно касается! Не хвастайтесь вашей компанией, лучше расскажите нам о проблеме, с которой боретесь.)

Решите, как произносить речь

Когда вы закончили с текстом, самое время сосредоточиться на собственно выступлении. У вас есть три варианта. Можете читать по бумажке или с экрана телесуфлера. Можете составить план и по пунктам перечислить все, о чем собираетесь сказать в каждой части доклада. И можете выучить речь наизусть, чтобы, как говорится, от зубов отскакивало.

Мой совет: не читайте по бумажке и не пользуйтесь телесуфлером. Это отдаляет вас от аудитории — люди рано или поздно поймут, что вы не говорите с ними, а читаете. А как только это произойдет, они по-другому будут воспринимать ваше выступление. Возникшая между вами личная связь улетучится, и отношения с публикой станут гораздо более формальными. Как правило, мы запрещаем зачитывать текст, хотя несколько лет назад сделали исключение для человека, который на этом настаивал. Мы установили экран в дальнем конце аудитории в надежде, что слушатели его не заметят. Поначалу речь докладчика звучала естественно. Но вскоре лектор зажался, и по аудитории пробежала волна недовольства — люди поняли: «Да он же читает!». Текст был великолепен, но само выступление получило низкий рейтинг.

Многие из наших лучших и самых популярных лекторов заучили свои доклады слово в слово. Если вы делаете важную презентацию и у вас хватает времени, выучите текст. Но помните: это потребует серьезных усилий. Среди ораторов, которые больше всего запомнились нашим зрителям, была Джилл Болт Тейлор, исследователь работы мозга, перенесшая инсульт. Она рассказывала о том, что узнала за те восемь лет, которые ушли у нее на восстановление. Написав текст и потратив много часов на репетиции перед зеркалом, она десятки раз отрабатывала свое выступление на публике.

Естественно, не всякая презентация стоит таких затрат времени. Но если вы все же решите зазубрить речь, учтите, что обучение — процесс неравномерный. Большинство людей рано или поздно достигают некоего промежуточного состояния, при котором текст выучен недостаточно хорошо. Если человек выступает, не преодолев этого состояния, слушатели это чувствуют. Слова звучат как декламация, возникают мучительные паузы, во время которых докладчик замирает, глядя в пространство, словно актер, забывший роль. Все это создает дистанцию между выступающим и аудиторией.

К счастью, преодолеть это состояние легко. Нужно лишь репетировать столько, сколько потребуется, чтобы слова лились сами собой. А затем — сосредоточиться на подаче текста, с тем чтобы он звучал осмысленно. Не волнуйтесь, у вас обязательно получится.

Но если у вас нет времени на то, чтобы как следует выучить речь, забудьте о зубрежке. Запишите план выступления на карточках. Если вы знаете, что хотите сказать по каждому пункту, все будет в порядке. Сосредоточьтесь на запоминании переходов от одного пункта к другому.

Обращайте внимание на интонацию. Одним ораторам хочется звучать авторитетно, другим — глубокомысленно, третьим — мудро или страстно, но обычно наилучший эффект производят простые, разговорные интонации. Не напирайте. Не вещайте. Просто будьте самими собой.

И раз уж хорошая речь подобна странствию, следите за тем, чтобы не наскучить попутчикам. Некоторые докладчики слишком зациклены на собственном «я». В их выступлениях сквозит снисходительность или самоупоение, и аудитория уходит в глухую оборону. Не допускайте этого.

Научитесь держаться на сцене

Для неопытных ораторов выступ­ление со сцены может оказаться наиболее трудной частью лекции. И все же людям свойственно переоценивать значение этого этапа. ­Правильный выбор слов, истории и темы определяет успех или провал в гораздо большей степени, чем то, как вы стоите или насколько заметно нервничаете. А умение держаться на сцене вполне можно развить.

Самая большая ошибка, которую мы замечаем на первых репетициях, — выступающие слишком много двигаются. Они раскачиваются из стороны в сторону или переминаются с ноги на ногу. Так люди ведут себя, когда нервничают, — и это естественно, но такое поведение отвлекает, и оратор выглядит слабым. Поверьте, гораздо лучше просто стоять. Некоторые лекторы могут расхаживать по сцене, и если это выходит у них само собой — прекрасно. Но ­подавляющему ­большинству лучше стоять спокойно и жестикулировать только руками, если очень нужно что-то подчеркнуть.

Возможно, самое важное физическое действие на сцене — установление визуального контакта. Найдите пять-шесть слушателей, которые кажутся вам дружелюбными и при этом сидят в разных местах зала, и смотрите им в глаза во время выступления. Представьте себе, что это ваши друзья, которых вы не видели целый год, и теперь рассказываете им, что у вас нового на работе. Визуальный контакт — необыкновенно мощный инструмент, от него больше, чем от чего-либо, зависит успех презентации. Даже если у вас не было времени как следует подготовиться и вы читаете текст по бумажке, не забывайте поднимать взгляд и смотреть людям в глаза — эффект будет потрясающий.

Другая проблема неопытных ораторов — нервозность как перед выступлением, так и во время него. Люди справляются с волнением по-разному. Многие сидят в зале до выхода на сцену. Это неплохая тактика: слушая других лекторов, можно отвлечься от собственных переживаний. Самую необычную из виденных мною техник подготовки к выступлению предлагает преподаватель Гарвардской бизнес-школы Эми Кадди, изучающая позы, которые придают людям силу. Она рекомендует перед выходом на сцену широко пошагать и постоять, выпрямившись в полный рост и расправив плечи: это наполнит вас силами и уверенностью. Именно так она и поступила — и ее презентация имела грандиозный успех. Но я думаю, что лучше всего просто сделать несколько глубоких вдохов и выдохов перед тем, как подняться на сцену. Проверено — это помогает.

Обычно люди слишком переживают из-за своей нервозности. Но волнение — еще не катастрофа. Публика ожидает, что вы будете нервничать. Это естественная реакция, которая на самом деле может пойти вам на пользу — она заря­жает энергией и бодрит. Просто не забывайте глубоко дышать, и все будет в порядке. Признание того, что вы волнуетесь, может расположить к вам слушателей.

Демонстрация собственной уязвимости (реальной, а не надуманной) — один из проверенных способов завоевать аудиторию. Сьюзан Кейн, автор книги об интро­вертах, участвовавшая в нашей конференции в 2012 году, очень боялась выступать. Она выглядела такой хрупкой на сцене, что слушатели болели за нее, как за любимого спортсмена, и каждый хотел обнять ее после выступления. Мы знали, что ей пришлось бороться с собой, чтобы держаться бодро и уверенно, и это придавало ей невероятное обаяние. Ее лекция стала самой популярной в году.

Подумайте о средствах визуализации

Сегодня в нашем распоряжении столько техники, что кажется, будто ни одно выступление не может без нее обойтись — ну уж без слайдов-то, по крайней мере, точно. Все, наверное, уже слышали советы, касающиеся PowerPoint: не усложняйте; не заменяйте слайдами заметки (например, не выносите на слайды пункты своего плана — для этого существуют карточки); не повторяйте вслух написанное на слайде. Дело не только в том, что чтение со слайда, как и с телесуфлера, отпугивает слушателей («Ах, и этот тоже читает!»), но и в том, что всякая информация интересна лишь однажды — если мы слышим и видим одно и то же, это кажется избыточным. Все это вроде бы очевидно, но зайдите в любую компанию, и вы заметите, что эти простые правила то и дело нарушаются.

Многие выдающиеся лекторы TED не признают слайдов; зачастую они вообще не нужны. Если у вас есть фотографии или изображения, которые могут оживить рассказ, используйте их. Если нет, подумайте, не лучше ли обойтись без них — хотя бы частично. Если слайды вам все-таки требуются, присмотритесь к альтернативам PowerPoint. В свое время, например, TED инвестировала в компанию Prezi, которая разрабатывает ПО для презентаций — в том числе программы, создающие эффект камеры, парящей над двухмерным ландшафтом. Вместо того чтобы монотонно перематывать слайды, вы сможете перемещаться по большой картинке, увеличивая и приближая нужные вам части. Такие технологии, если ими умело пользоваться, могут значительно усилить визуальное воздействие выступления.

У художников, архитекторов, фотографов и дизайнеров больше всего возможностей для применения визуальных средств. Слайды помогают им структурировать лекцию, задают темп и удерживают от использования профессионального жаргона и заумных слов. (Об искусстве трудно рассказывать — его лучше показать.) Я видел, как художники и дизайнеры устанавливали таймер так, чтобы слайды менялись каждые 15 секунд, — и делали превосходные доклады. Видел я и лекции, сопровождавшиеся фильмами. Видеоролики могут придать выступлению динамику. Этим приемом воспользовался, например, промышленный дизайнер Росс Лавгроу в своей визуально насыщенной и увлекательной лекции.

Еще один прием, который мог бы пригодиться людям творческих профессий, — иногда замолкать, чтобы их работы говорили сами за себя. Кинетический скульптор Рубен Марголин добился таким образом мощного эффекта. Главное при этом думать не «Я выступаю с речью», а «Я хочу показать людям свою работу». Абстрактный язык, насыщенный терминами, — самый опасный враг художников и архитекторов, выступающих перед аудиторией.

Видеоролики — очевидное подспорье для многих лекторов. Рассказывая на конференции TED об интеллекте ворон, ученый показал фильм про ворону, которая фактически создала для себя орудие труда — согнув кусок проволоки, она сделала крюк, чтобы выудить лакомство из трубы. Этот сюжет подтвердил мысль докладчика лучше любых слов.

Видео, если его грамотно использовать, — удивительно действенный инструмент. Чтобы не допускать распространенных ошибок, необходимо следовать нескольким правилам. Сюжет должен быть коротким — если он длится больше минуты, публика может отвлечься. Не стоит показывать ролики — особенно корпоративные, которые похожи на саморекламу или информационную рекламу: слушатели их безошибочно вычисляют и игнорируют. Любой звуковой клип может произвести отталкивающее впечатление. И, главное, ни в коем случае нельзя демонстрировать собственные интервью — даже если в этих сюжетах вы отвечаете на вопросы CNN. Я знаю лекторов, которые показывали такие ролики — и, поверьте, ничего путного у них из этого не выходило: аудитория не поддерживает чужую самовлюбленность. Вас и так уже слушают вживую — зачем одновременно смотреть на вашу говорящую голову на экране?

Соберите все элементы выступления воедино

Мы помогаем людям готовиться к лекции за шесть месяцев, а то и больше, до выступления, так что у них остается много времени для репетиций. Мы хотим, чтобы за месяц до презентации их речь уже была окончательно готова. Чем больше они будут практиковаться в эти последние недели, тем лучше выступят. В идеале, они должны тренироваться и перед зеркалом, и перед аудиторией.

С репетицией перед зрителями связан один щекотливый момент — слушателям кажется, что от них ждут конструктивной критики. И зачастую отзывы разных людей противоречат друг другу. Это может смутить и даже деморализовать оратора, поэтому важно тщательно подходить к подбору «тестовой аудитории». Как правило, следует интересоваться мнением людей, которые сами выступали со сцены, — чем больше у них опыта в проведении презентаций, тем ценнее их критика.

Многое из того, что я ­здесь рассказал, я сам испытал в 2011 году. Мой коллега Бруно Джуссани, куриру­ющий TED Global, заметил, что я, хоть и работаю в TED уже девять лет, веду конференции и представляю многих ораторов, никогда не выступал с лекцией. Он предложил мне сделать презентацию — и я согласился.

Это оказалось гораздо труднее, чем я ожидал. Несмотря на то что я помогал многим докладчикам выстраивать их истории, над своей речью мне ­пришлось попотеть. Текст выступления (о том, как интернет-видео поддерживает глобальные инновации) я решил вызубрить. Это было очень тяжело. Я потратил на зубрежку много часов, получил от коллег массу дельных советов — но так и не смог добиться идеального результата и начал сомневаться в собственных силах. Я думал, что провалюсь. Я нервничал все время вплоть до выхода на сцену. Но все прошло хорошо. Моя презентация, конечно, не вошла в число лучших из лучших, но получила положительные отклики, а я остался жив.

Я наконец сам понял то, что наши лекторы постигали в течение трех десятилетий: успех или провал выступления зависят от идеи, подачи и энтузиазма докладчика. Важно содержание, а не манера изложения и не мультимедийные примочки. Поработав с тренером, можно избавиться от проблем с речью, но никто не подскажет вам, о чем говорить, — задумка должна быть только вашей. Если вам есть что сказать, вы можете сделать гениальную презентацию. Если нет — лучше вовсе не выступать. Откажитесь от приглашения. Вернитесь к работе и ждите, пока у вас не появится захватывающая идея, которой действительно стоит поделиться.

Ну и главное, что нужно запомнить, — универсального подхода к выступлению не существует. Если человек рассказывает о чем-то новом, свежем, его речь запомнится публике лучше всего. Если доклад состоит из набора клише — это будет полный провал. Так что ни в коем случае не пытайтесь слепо следовать всем моим советам. Конечно, учитывайте их, но ориентируйтесь исключительно на себя. Только вы знаете, в чем «фишка» вашей идеи. Выложите свои козыри и сделайте собственную, индивидуальную презентацию.

Об авторе. Крис Андерсон (Chris Anderson) — куратор конференции TED.