Модный бизнес в большом городе: как формируется кластер | Большие Идеи

・ Коммуникации
Статья, опубликованная в журнале «Гарвард Бизнес Ревью Россия»

Модный бизнес в большом городе: как
формируется кластер

В некоторых отраслях географическая близость играет важную роль. Вспомним Силиконовую долину, Уолл-стрит, Голливуд.

Авторы: Сара Уильямс , Элизабет Каррид-Халкетт

Модный бизнес в большом городе: как формируется кластер

читайте также

На гребне волнений

Ирина Пешкова

Коварное сходство

Игорь Гурков,  Моргунов Евгений

Пять вопросов, которые помогут сделать следующий шаг в карьере

Ребекка Цукер

Бренд — это культура, культура — это бренд

Билл Тейлор

До Недели моды в Нью-Йорке оставалось несколько дней. Это было самое напряженное время для всех, кто связан с этой индустрией. Дизайнеры мечутся в поисках золотых пуговиц с голубой инкрустацией, портних, умеющих плиссировать, материалов нужной им расцветки. В последний момент в стрессе надвигающегося дедлайна дизайнеры вносят последние штрихи в свои творения.

А когда зрители смотрят на подиум, их глазам открывается блистательное зрелище без помарок и изъянов, праздник творческих идей, о котором еще долго будет говорить большой город. Как же удается из года в год проводить торжество без срывов?

Секрет — в сложной экономической системе, уходящей корнями в середину XIX века. И основной фактор здесь — это географическая доступность. Так называемый Швейный квартал — вернее, восемь кварталов Манхэттена — это сплошь дизайнерские мастерские, оптовые магазины, текстильные фабрики, мастерские по изготовлению пуговиц и фешенебельные ателье.

Сама по себе идея сосредоточить целую отрасль в одном небольшом районе, подобном Швейном кварталу, отнюдь не революционна. Производство автомобилей, текстиля, добыча полезных ископаемых, металлообработка — все эти отрасли промышленности исторически концентрировалось в той или иной географической области. Предприятия к взаимной выгоде делились ресурсами, кадрами и информацией. Великий экономист Альфред Маршалл еще в 1890 году отмечал, что сплотившиеся отрасли совместно достигают большего экономического роста благодаря, как он выразился, общей «атмосфере».

Что за «атмосфера» в местах, подобных Швейному кварталу? Дискуссии о преимуществах таких экономических кластеров, экономических агломераций, как именуют их градостроители, носили в основном теоретический характер. Интервью, социологические и этнографические исследования подтвердили, что в некоторых отраслях географическая близость играет важную роль. Вспомним Силиконовую долину, Уолл-стрит, Голливуд. А значит, рассуждают сторонники этой идеи, градостроители должны поощрять концентрацию предприятий и специалистов одного профиля в определенном районе. Но почему это работает и как — оставалось загадкой.

Мы решили поискать ответ на вопрос и в течение двух с лишним недель (июль 2011 года) наблюдали за работой 77 дизайнеров Швейного квартала и Нью-Йорка в целом. С согласия людей их перемещения отслеживались по данным сотовой связи и статуса в социальных сетях, в реальном времени составлялся поминутный график: куда они направляются и зачем. Дизайнеры сообщали нам о своих действиях: вот они покупают ткань, встречаются с производителем, пьют кофе — все это с помощью Foursquare, приложения для соцсетей, которое позволяет участнику точно указывать свое местоположение и занятие. Чтобы оценить экономическую роль Швейного квартала для региона в целом, мы сравнили деловую жизнь дизайнеров, имеющих офисы в этом округе, и перемещения тех, кто разместился в Нью-Джерси и пригородах. Большинство в нашей выборке имеют штаб-квартиры за пределами Швейного квартала.

Выяснилось, что преимущества агломерации распространяются не только на восемь кварталов в Манхэттене, но и достаточно равномерно распределяются по всему городу и его окрестностям. Для успеха дизайнерам не требуется непременно иметь офис в Швейном квартале, но жизненно важно само существование этого квартала. 77% деловых поездок совершается именно туда, 80% партнеров, к которым наведываются дизайнеры, располагаются именно здесь. Независимо от того, где располагаются их штаб-квартиры, все люди тратят одинаковое количество времени на общение с производителями, оптовиками и поставщиками: по этому параметру разница между обосновавшимися в Швейном квартале дизайнерами и «чужаками» составляет не более десяти минут.

Впрочем, четкой схемы в действиях дизайнеров с 10 утра до 6 вечера (то есть в рабочее время) не прослеживается. Всматриваясь в расписание их поездок к производителям, оптовикам и поставщикам, мы не обнаружили жесткого графика ни у больших, ни у малых компаний. Каждый день — новый день, не похожий на предыдущий.

[VIDEO]

Может быть, в том-то и чудо — «атмосфера», как говорит Маршалл, экономических кластеров? В этом их градообразующая роль? Всем дизайнерам требуются одни и те же исходные материалы, и процедура пошива одежды — примерно одинаковая. Но индивидуальный выбор среди общих ресурсов, особенности их использования, различные способы преодолевать препятствия и добиваться воплощения своего видения — это уже творческий процесс. Экономическая агломерация Швейного квартала обеспечивает творческую свободу, необходимую для создания великолепных нарядов. У «чистого творчества», как оно нам представляется, у электрической энергии Марка Джейкобса или Анны Суи и замечательных показов, о которых пишут СМИ, есть оказывается, весьма простой и практический источник.

Великий урбанист Джейн Джейкобс давно отмечала: «Большим городам присуще разнообразие». То есть взаимодействие различных компаний и отраслей, которые вместе производят товары и порождают новые идеи, и составляет основное свойство городской экономики, придает ей живость и силу. Наше исследование показало, что это взаимодействие имеет значительно больший радиус, чем представлялось ранее.

Творчество и его экономическое выражение — создаются ли при этом платья-кимоно или полупроводники — редко бывает уделом одинокого гения. Это плод взаимодействия и сотрудничества высокоэффективного кластера компаний и тех, кто работает с ними и на них.

Это явление возникает в особых местах, и эти особые места нужно беречь, чтобы жизнь в городах кипела по-прежнему и производство обновлялось. Усвоим этот урок, любуясь ярким дефиле на подиуме.

Видеозаписи и фотографии предоставлены Сарой Уильямс и Элизабет Каррид-Халкетт, помощь в визуализации данных оказала Джорджия Буллен.

Читайте по теме: