Какие компании становятся суперзвездами | Большие Идеи

・ Экономика
Статья, опубликованная в журнале «Гарвард Бизнес Ревью Россия»

Какие компании
становятся суперзвездами

Чем самые успешные компании отличаются от остальных

Авторы: Джеймс Маника , Шри Рамасвами , Майкл Биршан

Какие компании становятся суперзвездами
APEXPHOTOS/GETTY IMAGES

читайте также

Защитите свой фирменный стиль от копирования

Джелб Бетси,  Кришнамурти Парта

Диплом на черный день

Евгения Чернозатонская

Если начальник самодур

Джеффри Пфеффер

Чтобы переговоры были успешными, не забудьте пожать друг другу руки

Франческа Джино

Споры о компаниях-суперзвездах и «эффекте суперзвезды» все усиливаются — отчасти в ответ на быстрый рост глобальных технологических компаний в США. Но, присмотревшись поближе, можно заметить, что этот феномен — не то, чем он казался раньше. Возможно, здесь задействованы более сложные движущие силы.

В исследовании, проведенном McKinsey Global Institute, мы изучили феномен суперзвезд среди компаний, секторов экономики и городов. Суперзвездами мы называем компании, секторы и города со значительно большей долей доходов по сравнению с конкурентами и способные сильно от них оторваться. Мы обнаружили, что этот феномен действительно присутствует среди компаний, городов и (в меньшей степени) секторов. В этой статье мы уделим основное внимание компаниям, а в конце дадим краткий комментарий относительно секторов экономики и городов.

Мы проанализировали почти 6 тыс. крупнейших государственных и частных компаний, годовой доход которых превышает $1 млрд. На них приходится две трети мировых доходов и прибыли до налогообложения и амортизации (EBTDA). Чтобы выделить компании-суперзвезды, мы взяли в качестве критерия экономическую прибыль (прибыль фирмы после вычета альтернативных издержек): из совокупного дохода мы вычли стоимость капитала и умножили результат на суммарные капиталовложения. Мы сосредоточились на экономической прибыли, а не на размере доходов, доле рынка или росте производительности, потому что эти критерии могут относиться просто к крупным компаниям, не создающим экономической ценности.

10% ведущих компаний, проанализированных нами (суперзвезды по нашим критериям), создают 80% всей экономической ценности в нашей выборке, то есть на них приходится 80% экономической прибыли фирм с доходом более $1 млрд. На 1% лучших компаний приходится 36% экономической ценности, создаваемой публичными и частными корпорациями такого уровня доходов по всему миру. 10% компаний с худшими показателями уничтожают приблизительно столько же экономической ценности, сколько создают компании-суперзвезды. Распределение экономической ценности также со временем становится более ассиметричным и в начале, и в конце рейтинга. Компании-суперзвезды сегодня в среднем создают в 1,6 раза больше экономической прибыли, чем 20 лет назад. Но на 10% компаний с самыми низкими показателями, в свою очередь, приходится в 1,5 раза больше экономического ущерба, чем 20 лет назад.

Вопреки расхожему мнению к компаниям-суперзвездам относятся не только технологические гиганты Кремниевой долины. В их число входят компании из всех регионов и секторов, в том числе международные банки и производственные компании, западные потребительские бренды с давней историей и быстрорастущие технологические компании США и Китая. Более того, распределение по секторам и географическому положению компаний-суперзвезд сегодня разнообразнее, чем 20 лет назад. Суперзвезды принимают более активное участие в международных потоках торговли и финансов, более технологически развиты и занимают первые места в списках самых ценных компаний, самых уважаемых брендов, самых желанных мест работы и наиболее инновационных предприятий.

Но нет покоя голове в венце: в каждом бизнес-цикле почти половину компаний, входивших в звездные 10%, из этого списка вытесняют конкуренты. Среди 1% лучших компаний две трети не входили в этот процент еще десять лет назад. Значительные изменения в составе компаний-суперзвезд происходят как в начале, так и в конце рейтинга: когда звездные фирмы терпят крах, 40% из них оказываются среди 10% компаний с самыми низкими показателями. В то же время многим компаниям удается подняться с низших позиций — иногда до самого верха рейтинга. Такой уровень ротации сохраняется последние 20 лет.

Компании-суперзвезды отличаются от остальных несколькими ключевыми характеристиками, которые могли бы позаимствовать и другие игроки. Они тратят в 2—3 раза больше на нематериальный капитал, например на НИОКР, имеют более высокую долю дохода от операций за рубежом и больше полагаются на поглощения и неорганический рост, чем среднестатистические компании. Более высокая экономическая прибыль и убытки на первых и последних позициях рейтинга обусловлены большим масштабом и инвестированным капиталом, а не ростом окупаемости капиталовложений. Некоторые компании, входящие в последние 10%, бывают похожи на фирмы-суперзвезды — например, размером или даже уровнем инвестиций. Это говорит о том, что одного размера недостаточно — звездные компании отличаются своей готовностью выбирать и качественно реализовывать самые смелые инвестиции.

Суперзвезд можно также выделить среди городов и (в меньшей степени) среди секторов экономики. Мы обнаружили, что в странах «Большой двадцатки» 70% добавленной стоимости и излишков приходится всего на несколько звездных секторов. К ним относятся финансовые услуги (в том числе банковские и страховые услуги, управление активами), профессиональные услуги, интернет и ПО, недвижимость, фармацевтика и медицинские товары. Несоразмерные доходы этих секторов значительно отличаются от ситуации в последние 15—20 лет, когда излишки и добавленная стоимость были распределены более равномерно. Сегодняшние секторы-суперзвезды отличаются большей наукоемкостью, высокой квалифицированностью рабочей силы, более низкой капиталоемкостью и трудоемкостью. Высокая прибыль в суперзвездных секторах в большей степени приводит к росту избытка капитала, чем рабочей силы, и направляется в сферы, связанные с нематериальным капиталом, такие как ПО, патенты и бренды.

Мы также проанализировали почти 3 тыс. крупнейших по численности населения городов, на которые в совокупности приходится 67% мирового ВВП. Используя в качестве критериев ВВП и доход на душу населения, мы выделили 50 ведущих городов-суперзвезд. К ним относятся Бостон, Франкфурт, Лондон, Манила, Мехико, Мумбай, Нью-Йорк, Сан-Паулу, Сидней, Тяньцзинь, Ухань и другие. На эти 50 городов приходится 8% мирового населения, 21% мирового ВВП, 37% городских домохозяйств с высоким доходом и 45% штаб-квартир компаний с годовым доходом более $1 млрд. Средний ВВП на душу населения в этих городах на 45% выше, чем у других городов в тех же регионах и группах по уровню доходов. За последнее десять лет этот разрыв вырос. Уровень ротации городов-суперзвезд вдвое меньше, чем у звездных компаний. Часто города-суперзвезды с развитой экономикой теснят развивающиеся города.

Связь между суперзвездными компаниями, секторами и городами довольно сложная. Некоторым компаниям идет на пользу принадлежность к звездным секторам, особенно тем, где прирост добавленной стоимости сопровождает рост корпоративных доходов. Однако многие компании-суперзвезды выживают, даже когда их сектор сталкивается с сокращением доли добавленной стоимости и излишков. Прибыль суперзвездных секторов обычно концентрируется географически, в основном в крупных городах, многие из которых сами являются суперзвездами. Например, прибыль от интернета, СМИ и ПО охватывает всего 10% округов США, на которые приходится 90% ВВП в данном секторе. В этих городах доход растет быстрее, чем население, а это ведет к высокому спросу на ограниченное количество высококвалифицированных, высокооплачиваемых работников и, следовательно, к обостряющейся борьбе за кадры. Суперзвездные компании и секторы также создают сильный эффект богатства для инвесторов, распорядителей активов и домовладельцев. Этот эффект также концентрируется в городах-суперзвездах.

Чтобы полностью понять роль суперзвезд в глобальной экономике, требуется провести дополнительные исследования. Впрочем, уже сейчас существует достаточно информации, чтобы дать пищу для размышлений лицам, отвечающим за принятие решений в компаниях. Статус суперзвезды не вечен, с верхушки легко упасть — также как и подняться с самых низов наверх. Размер имеет значение, но его недостаточно; создание ценности важнее, чем размер сам по себе. Производительность, принадлежность к правильному сектору и географическое положение помогают добиться роста, но этого недостаточно. Поглощения, смелые инвестиции в нематериальные активы и привлечение талантливых сотрудников могут привести компанию к успеху.