Как привлечь бизнес к решению проблем человечества | Большие Идеи
Экономика
Статья, опубликованная в журнале «Гарвард Бизнес Ревью Россия»

Как привлечь бизнес к решению проблем человечества

Адити Шринивас , Марк Креймер , Риши Агарвал
Как привлечь бизнес к решению проблем человечества
Фото: LEONARD GERTZ/GETTY IMAGES

Для вовлечения частного бизнеса в решение самых насущных мировых проблем Организация Объединенных Наций разработала 17 целей в области устойчивого развития (ЦУР). Из 15-летнего срока, установленного ООН, прошло уже четыре года, и сегодня основной вопрос заключается в том, продвигаются ли компании по пути серьезных изменений или просто разыгрывают широкомасштабную пиар-акцию. К сожалению, наши внутренние исследования указывают на второе. Чтобы избежать сокрушительного провала, необходимо кардинальное и немедленное изменение подхода как со стороны компаний, так и со стороны ООН. План, который мы описываем в этой статье, предлагает те важные шаги, которые следует предпринять для изменения политики и достижения таких необходимых нам результатов.

Коммерческие возможности бизнес-решений для достижения ЦУР реальны и обширны. Комиссия генерального директора под председательством бывшего генерального директора Unilever Пола Полмана сообщила, что достижение этих целей открывает бизнесу коммерческие возможности, оцениваемые в $12 трлн. И, согласно Глобальному договору ООН, более 80% из 9,5 тыс. корпоративных участников договора обязались работать над достижением одной или нескольких целей. 95% этих компаний рассчитывали, что смогут оказать «значительное» или «существенное» влияние. Чтобы выяснить, подкрепляются ли эти заверения конкретными действиями, мы просмотрели веб-сайты 100 крупнейших мировых компаний и опросили руководителей ряда фирм, по всей видимости активно работающих над достижением ЦУР. Также мы изучили доклады ООН и другие связанные с ЦУР отчеты и проанализировали историю корпоративных клиентов консалтинговой фирмы FSG и участников пиар-кампании Shared Value Initiative. Затем проверили нашу гипотезу, созвав корпоративных лидеров на международный саммит Shared Value Leadership Summit. Наш вывод таков: серьезные намерения почти каждой изученной нами компании на деле оборачиваются только косметическими изменениями: существующие инициативы корпоративной социальной ответственности (КСО) были просто переименованы в соответствии с новыми целями. Мы обнаружили, что очень немногие компании предпринимают что-то новое или делают что-то иное для достижения поставленных целей. Неужели они ожидают, что, работая в привычном порядке, получат результаты, которых требуют ЦУР?

Безусловно, ЦУР задают высокую планку, но опыт предыдущего проекта в 2000—2015 годах — восемь Целей развития тысячелетия (ЦРТ) — показал, что постановка целей активизирует организации и приводит к значительному прогрессу. Несмотря на то что ЦРТ не были адресованы частному бизнесу, они оказали глубокое влияние на правительства, неправительственные организации и агентства по развитию во всем мире. Младенческая смертность снизилась на 45% — это в пять раз быстрее, чем до принятия ЦРТ. Смертность от малярии упала на 58%. Количество зачисленных в начальную школу детей в странах Африки к югу от Сахары увеличилось на 20%. 95 стран достигли цели в области санитарии, а 147 стран — в отношении чистой питьевой воды. Объемы официальной международной помощи в области развития увеличился на 66%. Эти изменения, возможно, не полностью связаны с ЦРТ, но, безусловно, многие субъекты государственного и социального секторов изменили свои приоритеты, программы действий и распределение средств в соответствии с ЦРТ, что способствовало достижению этих результатов.

С принятием ЦУР и привлечением корпораций ООН существенно изменяет свой курс: организация впервые за долгие годы готова работать с бизнесом. В период с 2000 по 2015 годы многие ведущие игроки разных секторов экономики пришли к пониманию, что решение социальных проблем может приносить прибыль и привлечение частного бизнеса будет способствовать наращиванию объемов инноваций, повышению эффективности и более масштабным преобразованиям. Социальное предпринимательство, микрофинансирование, целевое социальное инвестирование и другие новые подходы набирают обороты и пользуются все большим доверием. Концепции вроде «создания общих ценностей», предложенной Майклом Портером и одним из авторов этой статьи Марком Креймером из Гарвардской школы бизнеса, свидетельствуют, что компании могут даже получить конкурентное преимущество и извлекать неплохую прибыль, помогая решать задачи борьбы с нищетой и голодом, развития качественного образования, чистой энергии и многие другие из списка ЦУР.

Невозможно отрицать масштабы ресурсов, которые способен мобилизовать частный бизнес: например, в США расходы частного бизнеса в размере $22 трлн более чем в 7 раз превышают государственные расходы и в 20 раз — показатель некоммерческого сектора. На рынке капитала можно привлечь триллионы долларов инвестиций. Но такие запасы ресурсов станут доступны только в том случае, если компании найдут возможности для работы над ЦУР в рамках своей основной деятельности. Корпоративная социальная ответственность и благотворительность никогда не смогут обеспечить масштаб воздействия, которого требуют ЦУР. Даже если все корпоративные программы помощи (объемом всего $20 млрд в США в 2018 году) целиком и полностью будут направлены на достижение ЦУР, это будет лишь несущественным дополнением к $149 млрд, выделенным для содействия развитию в рамках ЦРТ.

Безусловно, несколько компаний по-настоящему серьезно отнеслись к связанным с ЦУР бизнес-задачам. Например, в DSM и Novozymes высшее руководство ориентируется на ЦУР в работе над основными стратегическими приоритетами, в том числе в проектировании продукции. В результате появились новые прибыльные разработки, которые в массовом производстве позволят достичь измеримых результатов на пути к заданным целям. Один из примеров — технология BioSec компании Novozymes, позволяющая сократить расход воды в цикле переработки отходов. Глобальная энергетическая компания Enel ускоряет вывод из эксплуатации угольных электростанций и инвестирует только в возобновляемые источники энергии. Использовать инновации и потенциальный масштаб решений в частном секторе подобным образом — именно то, что нужно для достижения целей.

К сожалению, это редкие исключения. Например, несмотря на то что 27 из 50 крупнейших компаний США заверяют, что работают в среднем над девятью ЦУР, они тем не менее не предпринимают почти ничего нового или принципиально иного в своей основной деятельности. Даже в программах благотворительности или КСО работу изменили очень немногие.

советуем прочитать
Войдите на сайт, чтобы читать полную версию статьи
советуем прочитать
Как организовать неформальное общение между сотрудниками на удаленке
Джессика Метот,  Патрик Даунс,  Эллисон Габриэль,  Эмили Росадо-Соломон