SPAC: что нужно знать о модном способе привлечения капитала | Большие Идеи

・ Экономика
Статья, опубликованная в журнале «Гарвард Бизнес Ревью Россия»

SPAC: что нужно знать о модном способе
привлечения капитала

Руководство для интересующихся и озадаченных

Авторы: Макс Базерман , Пареш Патель

SPAC: что нужно знать о модном способе привлечения капитала
Иллюстрация: L-Dopa

читайте также

Реальная трансформация

Марина Иванющенкова

Интеллект под вопросом: почему увлечение машинным обучением может привести к провалу

Апурв Саксена,  Картик Хосанагар

«Холодный обзвон» все-таки поможет достучаться до нужного человека

Дори Кларк

Рекламщикам не нужно быть более креативными

Майкл Шрейдж

Специализированные компании по целевым слияниям и поглощениям (Special Purpose Acquisition Companies, или SPAC) в последнее время часто обсуждаются на советах директоров, на Уолл-стрит и в СМИ. Тому есть причины: хотя такие фирмы, предлагающие альтернативу традиционному IPO, в той или иной форме существуют уже несколько десятилетий, за последние два года их количество в США резко возросло. В 2019-м появилось 59 подобных компаний (в них было вложено $13 млрд); в 2020-м — уже 247 (вложено $80 млрд); и только в первом квартале 2021-го было создано 295 таких фирм, с инвестициями в $96 млрд. Еще один примечательный факт: в 2020 году SPAC составили более 50% новых бизнесов, вышедших на биржу в США.

SPAC — это публичная компания со сроком жизни два года, созданная с единственной целью — осуществить слияние с частным бизнесом, чтобы вывести его на биржу. SPAC привлекает деньги в основном от инвесторов, вкладывающихся в публичные корпорации, и, как правило, позволяет снизить риски и ускорить процесс IPO для своих целевых компаний, часто предлагая им более выгодные условия, чем традиционное IPO.

Эйфория, в которую впадают инвесторы, разумеется, у многих вызывает скепсис. Когда исследователи Майкл Клауснер, Майкл Олрогге и Эмили Руан проанализировали показатели SPAC с 2019 года по первую половину 2020-го,

ИДЕЯ КОРОТКО

Функция
SPAC — это публично торгующиеся компании, созданные с единственной целью слияния с частным бизнесом для вывода его на биржу.
Преимущества
В отличие от традиционного IPO, SPAC более высоко оценивают компании, обеспечивают им более быстрый доступ к капиталу, меньшее разводнение капитала, больше гарантий и прозрачности, более низкие затраты и меньшее количество нормативных требований.
Нюансы
Не все SPAC найдут успешные компании-цели, а некоторые вообще потерпят крах. Многие инвесторы потеряют деньги. SPAC стали гораздо более привлекательным инвестиционным вариантом, особенно за последний год, но рынок остается волатильным. Будут возникать новые изменения, так что спонсоры, инвесторы и компании должны следить за информацией.

то пришли к выводу, что дела шли хорошо у их основателей, но не у инвесторов. Еще один возможный повод для беспокойства в том, что под влияние моды на SPAC попали знаменитости и общественные деятели — от певицы Сиары до бывшего спикера Палаты представителей Конгресса США Пола Райана. В феврале 2021 года газета New York Times даже предположила, что стать спонсором SPAC — «новый способ обеспеченных и значимых людей продемонстрировать свой статус и состояние». Возможно, самый пессимистичный прогноз в этом году сделала Ивана Наумовска, профессор бизнес-школы INSEAD: в статье на HBR.org она утверждает, что SPAC почти не изменились с момента появления — это по сути те же печально известные бланковые корпорации 1990-х — и просто не могут быть жизнеспособными. Знаете, как называетася ее статья? «Пузырь SPAC скоро лопнет».

Мы согласны с критиками: не все SPAC найдут успешные компании для слияния, а некоторые и вовсе потерпят крах. Многие инвесторы потеряют деньги. Тем не менее, мы считаем, что SPAC с нами надолго и вполне могут быть благом для рынка капиталов. Почему? Потому что они предлагают инвесторам и компаниям новый набор финансовых возможностей, конкурирующий с поздними стадиями венчурного инвестирования, прямыми инвестициями, прямым листингом и традиционным IPO. Они обеспечивают приток денег в стартапы и другие компании, стимулируя развитие и инновации.

Мы говорим от лица практиков. Пареш возглавляет Natural Order Acquisition Corporation — SPAC, которую он основал вместе с Себастьяно Коссией Кастильони в 2020 году, чтобы действовать на рынке растительных продуктов питания. Макс входит в ее совет директоров. Опираясь на недавно полученный опыт, глубокие знания о мире инвестиций (у Пареша) и навыки переговоров и принятия решений (у Макса), мы расскажем о том, что узнали о сильных и слабых сторонах SPAC. В частности, объясним, почему некоторые организации привлекают капитал через SPAC, а не в ходе традиционного IPO, и что SPAC могут дать опытным инвесторам и предпринимателям.

Факты не оставляют сомнений: такие компании совершают революцию на рынках частного и публичного капитала. Поэтому чрезвычайно важно, чтобы главы фирм и руководители знали правила игры. Хотим отметить, что в этой статье мы не поем дифирамбы SPAC. Это просто руководство для деловых людей, рассматривающих возможность перейти в эту быстро развивающуюся (и для многих незнакомую) сферу.

СОМНИТЕЛЬНОЕ НАЧАЛО

Когда SPAC впервые появились как бланковые корпорации в 1980-х, законодательство было несовершенным, и эти фирмы легко проворачивали мошеннические операции с мусорными акциями, что стоило инвесторам более $2 млрд в год к началу 1990-х. Конгресс вмешался, чтобы обеспечить необходимое регулирование, потребовав, например, чтобы инвестиции в IPO бланковых компаний хранились на счетах условного депонирования и не использовались до завершения слияний. С появлением новой нормативной базы бланковые корпорации переродились в SPAC.

В последующие десятилетия SPAC сформировали кустарную индустрию, в которой юридические бутики, аудиторы и инвестиционные банки поддерживали группы спонсоров, которым заметно не хватало опыта вложений в крупные частные бизнесы и публичные компании. Они обычно нацеливались на проблемные фирмы или нишевые отрасли, что отражало инвестиционные возможности того времени. Но все изменилось в 2020 году, когда все больше серьезных инвесторов стали массово открывать SPAC. Устоявшиеся хедж-фонды, частные инвестиционные и венчурные фирмы, а также руководители высшего звена заинтересовались этой схемой по ряду причин. Среди них — избыток свободных средств; увеличение числа стартапов, нуждающихся в оборотных средствах и капитале роста; изменения в законодательстве, которые стандартизировали продукты SPAC-компаний.

Опытные игроки повысили уровень профессионализма в отрасли и уровень доверия к ней. Заметив это, менее компетентные инвесторы активизировались, спровоцировав нынешнюю «золотую лихорадку». И все же в целом спонсоры SPAC сейчас пользуются лучшей репутацией, чем когда-либо, — в результате качество бизнесов для слияния и эффективность их инвестиций существенно возросли.

Сегодня большинство SPAC сосредоточено на компаниях, подрывающих потребительские, технологические или биотехнологические рынки. Некоторые из них — спекулятивные фирмы, имеющие огромные потребности в капитале и способные дать лишь ограниченные гарантии доходности и жизнеспособности в краткосрочной перспективе. (В эту категорию часто попадают производители электромобилей.) SPAC позволили многим подобным организациям привлечь больше средств, чем посредством альтернативных способов, простимулировав инновации в ряде отраслей. Конечно, неискушенным инвесторам может быть неразумно рисковать и спекулировать на этом уровне, но мы считаем, что опытные аналитики усмотрят здесь отличные возможности для инвестиций.

Некоторые наблюдатели, в том числе ученые, которых мы упоминали выше, не столь оптимистичны. Они опубликовали в Yale Journal on Regulation исследование, посвященое важной особенности современных SPAC — возможности инвесторов выйти из дела после того, как спонсор выберет компанию-цель и объявит о предполагаемом слиянии. Если инвесторов не устраивает сделка, они могут отказаться от нее, забрав вложенную сумму плюс проценты в обмен на акции. Авторы подсчитали, что средний показатель возврата средств в изученных ими SPAC составил 58% за сделку, а медианная доля возвратов — 73%. Кроме того, более трети SPAC теряли больше 90% инвесторов.

На первый взгляд, эти цифры действительно не внушают оптимизма, поскольку показывают, что большинство инвесторов в SPAC выводят свои средства после выбора бизнеса для слияния. Но мы внимательнее изучили опубликованное исследование и заметили, что многие SPAC привлекают относительно небольшие суммы и предлагают варранты стоимостью выше среднего, чтобы заинтересовать инвесторов, — и то, и другое указывает на не самую высокую квалификацию спонсоров. За последние девять месяцев рыночные условия изменились, и команды спонсоров стали значительно опытнее. В результате сейчас гораздо меньше инвесторов забирают свои вложения. Вот что мы выяснили, когда проанализировали историю выходов из компаний после окончания исследования. Для 70 SPAC, которые нашли бизнес для слияния с июля 2020 года по март 2021-го, средний показатель вывода средств составил всего 24%, то есть 20% от общего объема вложенного капитала. А из более чем 80% SPAC вышло менее 5% инвесторов.

Это говорит о том, что сегодняшняя экосистема SPAC принципиально отличается от своей версии 2019 года, в которой были другие риски, заинтересованные стороны, структуры и эффективность. В этой новой экосистеме советы директоров, инвесторы и предприниматели тратят время и силы на то, чтобы лишить процессы SPAC мистического налета и максимально повысить их гибкость. Основная задача — сделать так, чтобы экономическое предложение для целевых компаний было оптимально по оценочной стоимости, долгосрочным возможностям и рискам.

Последние данные внушают оптимизм. Во всех сделках, заключенных с января 2019 года по первый квартал 2021-го, средняя цена акций SPAC после слияния выросла на 31% — это ниже показателя организаций из списка S&P 500, который составляет 36% за тот же период. Но более свежие данные — с января 2020 года по первый квартал 2021-го — показывают, что SPAC после слияния опережают компании, входящие в S&P 500, с большим отрывом, демонстрируя рост на 47% против 20%. А у SPAC, объявивших о сделке, но не прошедших через слияние, по состоянию на март 2021 года акции с момента IPO выросли в среднем на 15% против 5% у фирм из S&P 500. Мы не хотим сказать, что наш анализ верный, а предыдущие были ошибочными. Мы, скорее, стремимся указать на волатильность рынка SPAC и необходимость обращать внимание на временнóй период и ограничения, возникающие в ходе анализа.

ЗАИНТЕРЕСОВАННЫЕ СТОРОНЫ

У SPAC три основные группы стейкхолдеров: спонсоры, инвесторы и компании для слияния. У каждой группы — своя точка зрения, свои потребности и опасения.

Спонсоры. Они запускают процесс создания SPAC и инвестируют рисковый капитал в виде невозвратных платежей банкирам, юристам и бухгалтерам для покрытия операционных расходов. Если спонсоры не смогут провести слияние в течение двух лет, SPAC должна быть ликвидирована, а все средства возвращены инвесторам. Спонсоры потеряют не только свой рисковый капитал, но и, что немаловажно, собственное время. Но если слияние происходит, они получают акции в объединенной корпорации, часто на сумму до 20% от капитала, полученного от первоначальных инвесторов.

Давайте посчитаем. Спонсор создает SPAC с целью привлечь $250 млн, инвестирует примерно от $6 до $8 млн для покрытия административных расходов, в том числе таких, как андеррайтинг, услуги юриста и финансовый аудит. Определив структуру и концепцию деятельности компании, SPAC продает инвесторам 25 млн акций по $10 за штуку. Спонсор также покупает по номинальной цене 6,25 млн акций, что составляет 20% от их общего количества. Если спонсорам удастся осуществить слияние в течение двух лет, акции их учредителей будут стоить $10 за штуку, что составляет $62,5 млн.

Некоторым этот процент кажется слишком высоким. Но помните: такой успех придет к спонсорам, только если они разработают сильную концепцию и успешно привлекут инвесторов, найдут перспективную компанию-цель и убедят ее в финансовых и стратегических преимуществах объединения. Они также должны договориться о конкурентных условиях сделки и провести обе фирмы через сложный процесс слияния, не потеряв при этом инвесторов.

Это непростая задача. А с распространением SPAC конкуренция между спонсорами за компании и инвесторов усилилась, повысив вероятность того, что спонсор потеряет не только рисковый капитал, но и собственное время.

Инвесторы. Подавляющее большинство инвестиций в SPAC сегодня поступают от институциональных инвесторов, зачастую от узкоспециализированных хедж-фондов. Первоначальные инвесторы покупают акции, когда бизнес для слияния еще не определен, и должны доверять спонсорам, которые не обязаны выбирать компании только на основании критериев, перечисленных в материалах для IPO, таких как размер, оценочная стоимость, отрасль, география. Инвесторы получают два класса ценных бумаг: акции (обычно по $10 за штуку) и варранты, которые позволят им в будущем купить акции по указанной цене (обычно $11,50 за штуку).

Варранты — важнейший компонент соглашения о выравнивании рисков между спонсорами SPAC и инвесторами. Некоторые SPAC выпускают один варрант на каждую приобретенную акцию; некоторые предлагают доли (часто половину или треть) варранта на акцию; другие их вовсе не выпускают. Учитывая, что варранты, обеспечивая дополнительный апсайд для ранних инвесторов, являются стимулом для входа в дело, можно сказать, что чем больше варрантов, тем выше предполагаемый риск SPAC.

После того, как спонсор объявляет о соглашении с компанией, первоначальные инвесторы решают, остаться в деле или выйти, забрав свои инвестиции с процентами. Даже если они решат выйти, то могут сохранить варранты. Таким образом SPAC предоставляют им безрисковую возможность принять решение об инвестировании в компанию-цель.

Не все инвесторы SPAC стремятся к высокой доходности и не все заинтересованы в самом слиянии. Некоторые не намерены оставлять свои средства в компании после выбора цели и используют структуру в качестве долгового инструмента с гарантированной доходностью — часто более высокой, чем у казначейских или даже корпоративных облигаций с рейтингом ААА (высший уровень надежности) — в виде процентов на вложенную сумму и денег с продажи варрантов, одновременно имея возможность заработать и после слияния. Сложность структуры позволяет иметь различные схемы доходности, варианты риска и временные рамки в зависимости от задач инвесторов.

Компании для слияния. Большинство целевых компаний — стартапы, уже имевшие опыт привлечения венчурного капитала. На этом этапе они обычно рассматривают несколько вариантов: традиционное IPO, прямой листинг, продажа бизнеса другой организации или частной инвестиционной фирме или привлечение дополнительных средств, как правило, от частных инвестиционных компаний, хедж-фондов или других институциональных инвесторов. SPAC могут быть заманчивой альтернативой этим вариантам позднего раунда. Они легко подстраиваются и могут предложить различные типы объединения. Обычно бизнес для слияния — это одна частная компания, но спонсоры также используют свою структуру для работы с несколькими фирмами. SPAC также могут выводить на биржу в США организации, которые уже стали публичными за рубежом, и даже объединяться с другими SPAC для работы с одной компанией-целью.

ПРАВИЛА ИГРЫ

Успешные SPAC приносят пользу всем сторонам: спонсорам они дают возможность получить прибыль, инвесторам — высокий доход с поправкой на риск, компаниям-целям облегчают процесс привлечения финансирования. Чем большую ценность удается создать, тем выше вероятность того, что SPAC договорятся об условиях, которые выгодны всем, и проведут успешное слияние.

Раньше спонсоры создавали ценность, инвестируя рисковый капитал и убеждая инвесторов в выгодности вложений. Сейчас они гарантируют акционерам бóльшую определенность, привлекая различные типы институциональных инвесторов (взаимные фонды, семейные офисы, частные инвестиционные компании, пенсионные фонды, стратегических инвесторов) для инвестирования как в SPAC, так и в PIPE (частные инвестиции в публичную компанию). Этот дополнительный источник финансирования позволяет инвесторам покупать акции организации в момент слияния. Спонсоры применяют PIPE для подкрепления своего инвестиционного анализа (интерес к PIPE означает доверие), увеличения общего объема доступных средств и приостановки размывания акций под влиянием спонсорского капитала и варрантов. Это также помогает гарантировать возврат минимальной суммы вложений, если первоначальные инвесторы решат выйти из сделки. PIPE-инвесторы вкладывают средства и соглашаются заморозить их на полгода. Они готовы к такому риску, поскольку уверены в инвестиционных возможностях и предполагают, что после слияния компания будет слабо торговаться, и им предложат специальные цены ниже рыночных.

Чтобы провести SPAC от создания до слияния, спонсору нужна сильная команда. Как и частные инвесткомпании, многие спонсоры нанимают операционных руководителей, имеющих отраслевой опыт, необходимый для оценки целей, и способность убедить компании в преимуществах слияния. Они также ищут членов совета директоров с полезными связями и опытом в области управления и стратегии.

Сделки SPAC довольно сложные и должны проводиться в сжатые сроки. Командам необходим опыт операционной и финансовой проверки, определения компенсаций руководителям, подбора персонала, переговоров и взаимодействия с инвесторами; кроме того, они должны знать законодательство в отношении ценных бумаг. Хотя часть задач может быть передана сторонним исполнителям, спонсоры обычно нанимают инициативных сотрудников для обеспечения всех процессов. Если SPAC удастся сколотить сильную команду, она с большей вероятностью привлечет опытных долгосрочных инвесторов на хороших условиях, а подходящие для слияния фирмы сами будут обращаться к ней с предложениями. Действительно, когда у SPAC-компаний есть очевидные преимущества подобного рода, они часто заявляют о них в ходе IPO. (Для перспективных организаций-целей важен как процесс исполнения сделки, так и цена.)

ПРЕИМУЩЕСТВА ДЛЯ КОМПАНИЙ-ЦЕЛЕЙ

SPAC более выгодны компаниям-целям, чем другие формы финансирования. В отличие от традиционного IPO, SPAC более высоко оценивают фирмы, обеспечивают им более быстрый доступ к капиталу, меньшее разводнение капитала, больше гарантий и прозрачности, более низкие затраты и меньшее количество нормативных требований.

Рассмотрим параметр скорости. Для компании-цели весь процесс работы со SPAC длится всего от трех до пяти месяцев, при этом оценка происходит в первый месяц, в то время как традиционное IPO часто занимает от девяти месяцев до года и до конца процедуры не дает гарантий по оценочной стоимости и размеру привлеченного финансирования. Что касается суммы оценки бизнеса, SPAC и здесь обгоняют IPO. За несколько месяцев до слияния стороны, входящие в SPAC, включая компанию-цель, договариваются об объеме финансирования и точной оценке (хотя ее должны одобрить PIPE-инвесторы). При традиционном IPO все наоборот: компания доверяет процесс оценки андеррайтерам, и они напрямую общаются с потенциальными инвесторами.

Еще одним важным преимуществом является то, что SPAC по ряду причин зачастую оценивают компании выше, чем при обычном IPO. Прежде всего, в традиционном процессе возникает конфликт интересов: андеррайтеры часто имеют разовые и формальные отношения с компаниями, желающими выйти на биржу, и длительный опыт сотрудничества с постоянными инвесторами. Андеррайтеры в значительной степени контролируют распределение акций и благоволят в этом процессе своим лучшим и важным клиентам. Они часто устанавливают начальную цену ниже фактической рыночной, обеспечивая более высокую доходность покупателям и самим себе.

Давайте посмотрим, что это значит для компании-цели. В 2020 году стоимость организаций в первые 90 дней после того, как они стали публичными в ходе традиционного IPO, вырастала в среднем на 92%. Это может показаться невероятным успехом, но на деле высокие показатели после IPO говорят о том, что эти организации привлекли слишком мало капитала по слишком низкой цене в процессе IPO. Не сумев оптимизировать бухгалтерию и остановить разводнение капитала, фирмы оценили себя слишком низко, вероятно, позволив банку-андеррайтеру и его клиентам получить упущенную ими самими выгоду.

Компании-цели должны внимательно следить за тем, как спонсор ведет сделку и какими возможностями конверсии капитала обладает. Им нужно тщательно контролировать качество работы и опыт юридических консультантов команды, банкиров и консультантов по IPO, а также их способность завершить сделку в предельно сжатые сроки. Следует просить спонсоров объяснять логику инвестиционных деклараций и оценки стоимости компании. Также необходимо убедиться, что команда способна выполнять сопутствующие действия, включая PIPE, взаимодействие с госорганами, получение одобрения акционеров и разработку эффективной PR-кампании — это требуется для гладкого перехода к размещению акций на фондовой бирже. Компания, учитывающая все эти нюансы, может найти массу причин не останавливать свой выбор на SPAC, предложившей самую высокую цену.

И последний совет компаниям-целям: помните, что у спонсоров не так много времени для слияния. Поэтому, если вы докажете, что ваша финансовая отчетность соответствует требованиям Совета по надзору за бухгалтерским учетом в публичных компаниях, вы сэкономите время всем сторонам и гарантируете всем больше определенности, что выделит вас на фоне других фирм и поможет при переговорах.

УСПЕШНЫЕ ПЕРЕГОВОРЫ

Теория игр гласит: для формирования рациональной стратегии переговоров следует продумывать, какие решения могут принять представители другой стороны. Это безусловно верно в экосистеме SPAC, где нужно четко понимать мотивацию и цели нескольких участников.

Рассмотрим переговоры спонсора с компанией-целью. Если вы представите их просто как переговоры двух сторон, то увидите, что цель имеет значительное преимущество, особенно если двухлетний период подходит к концу, так как спонсор понесет потери, если не совершит сделку. Но когда вы включаете в уравнение первоначальных инвесторов, расчет меняется, поскольку они могут не одобрить комбинацию после ее объявления. Необоснованные условия, выгодные компании-цели, не переживут PIPE или отпугнут инвесторов, что поставит сделку под угрозу.

Это означает, что спонсорам нужно выработать предложение, которое не только будет самым выгодным для цели, но и понравится инвесторам. Дальнейшие переговоры осложняются тем, что компании могут общаться одновременно с несколькими SPAC как минимум в начале пути.

Как и в случае других сложных переговоров, договор о слиянии со SPAC имеет почти неограниченные возможности для кастомизации. Все игроки должны четко понимать, что им нужно, чего они хотят, о чем беспокоятся и где могут найти точки соприкосновения. Если вы инвестор или цель, имейте в виду: спонсорам важны не только акции, но и репутация, так как она может влиять на их возможность создавать другие SPAC. Если вы спонсор или инвестор, помните, что компании-цели должно быть выгодно все — взаимодействие с командой SPAC, разводнение капитала, процесс проведения сделки и даже условия жизни после слияния. Целям также нужно учитывать множество других факторов: объем доступного операционного бюджета, публичность после выхода на биржу, снижение рисков, поддержание ликвидности для акционеров и рыночные условия — что может еще больше осложнить переговоры.

Мы считаем, что SPAC с нами надолго и что от их деятельности многие могут выиграть. Некоторые SPAC, конечно, потерпят неудачу, возможно, даже с треском провалятся, а некоторые будут вести себя неэтично — но это может произойти при любом методе привлечения финансирования. И все же SPAC как вариант для инвестиций стали надежнее по сравнению не только с 1990-ми, но даже с прошлым годом. Несомненно, произойдут новые изменения — в законодательстве и на рынках — и это означает, что все, кто связан со SPAC, должны внимательно следить за информацией. Эта сфера развивается семимильными шагами.

Об авторах 

Макс Базерман (Max. H. Bazerman) — профессор кафедры делового администрирования в Гарвардской школе бизнеса, автор книг «Better, Not Perfect: A Realist’s Guide to Maximum Sustainable Goodness» (Harper Business, 2020) и (в соавторстве с Доном Муром) готовящейся к выходу «Decision Leadership» (Yale University Press, 2022).

Пареш Патель (Paresh Patel) — сооснователь и глава компании Natural Order Acquisition Corporation. Он также был создателем и управляющим партнером Sandstone Capital, одного из крупнейших хедж-фондов в Азии.