Импортозамещение в России: игра вдолгую? | Большие Идеи

・ Экономика

Импортозамещение в России:
игра вдолгую?

Что стимулирует и что тормозит локализацию отечественного производства

Автор: Михаил Аким

Импортозамещение в России: игра вдолгую?
Mathew Schwartz / Unsplash

читайте также

Почему Германия опережает США в инновациях

Дэн Брезниц

Магический бизнес. Чудеса оптом и в розницу

Ракшенко Лилия

Не верю: что произойдет, если подвергнуть все сомнению

Майкл Шермер

3 основные потребности лучших китайских компаний

Джин Бретт,  Ли Ма,  Хао Ван,  Чжи-Сюэ Чжан

По оценкам экспертов, российская экономика избежала глубокого шока в 2022—2023 годах во многом благодаря тому, что экспортеры и импортеры перенаправили торговые потоки через страны, не присоединившиеся к санкционному режиму. Такими партнерами оказались в первую очередь Китай, Индия и Турция. 

Следующей вынужденной мерой стала политика импортозамещения. Она требует экономических изменений на государственном уровне, которые облегчили бы изготовление продукции, аналогичной импортной, и развитие российской высокотехнологичной сферы, а также усилили бы конкурентоспособность товаров внутренних производителей.

Креативность на местах vs параллельный импорт

Сейчас мы наблюдаем две разнонаправленные тенденции: с одной стороны, государство требует замещать импортные товары отечественными и предлагает производителям экономические стимулы, с другой — ручейки параллельного импорта не только не ослабевают, но порой превращаются в бурные потоки. Из-за санкционных ограничений на предприятия ложатся дополнительные расходы, и им зачастую все еще выгоднее не изготавливать что-либо самим, а закупать готовые изделия или комплекты для крупноузловой сборки, не требующие больших капитальных вложений. Кроме того, многие игроки рынка решают, участвовать ли в программе импортозамещения, с оглядкой на динамику курса валют. Чтобы реализовать капитальные проекты, например перейти от промышленной сборки к изготовлению компонентной базы или от бейдж-инжиниринга к реальной разработке и внедрению, компаниям нужны более дешевые «длинные» деньги.

Между тем, геополитическая ситуация и экономические санкции уже стимулировали креативность на местах. Приведу пример. Когда один из крупнейших производителей офисной бумаги Светогорский целлюлозно-бумажный комбинат перестал получать из-за границы химические реагенты для отбеливания, цены на офисную бумагу в России выросли в разы. Благодаря многолетнему сотрудничеству с отраслевыми университетами комбинат за считанные дни перестроил технологический процесс и стал делать бумагу кремового оттенка из частично беленой целлюлозы (напоминает бумагу, на которой печатается Financial Times). Она получилась даже экологичнее, так как при ее производстве не используются отбеливающие химикаты на основе хлора и оптических отбеливателей.

Ранее о столь быстрой перестройке нельзя было даже мечтать, так как гарантировать стабильность характеристик конечного продукта можно было только при использовании определенного сырья, химикатов и при неизменности процесса. К тому же в нормальных условиях производители не решились бы ставить эксперименты на оборудовании ценой в полмиллиарда долларов.

И все же, несмотря на инициативность бизнеса, импортозамещение в стране идет с трудом. Более того, механизмы, позволяющие измерить степень локализации продуктов, до сих пор окончательно не выработаны. Ниже я расскажу о том, что сегодня считается импортозамещением, и поделюсь мыслями о том, как можно ускорить переход к новой производственной стратегии.

Определение степени локализации

Один из основных способов реализовать импортозамещение — локализовать производство, то есть разместить его в тех странах, где планируется продавать или применять произведенную продукцию. Термины «локализация» и «импортозамещение» часто используются как синонимы в деловой и законодательной среде. Например, для промышленных товаров, машин и оборудования с 2014 года действуют критерии, определяющие именно глубину локализации. Продукция, соответствующая этим критериям, признается отечественной и получает преференции при госзакупках. Среди критериев — правило адвалорной доли, согласно которому стоимость используемых материалов иностранного происхождения достигает фиксированного процента в цене конечной продукции. 

Как показала практика, это правило порой мешает определить страну происхождения товара и рассчитать его стоимость. Особенно это касается многокомпонентных продуктов, в производство которых вовлечены сотни субпоставщиков. Если на стоимость закупаемого продукта влияют транзакции и операции, которые происходят в одной компании, но на заводах в разных странах, то возникает вопрос прозрачности ценообразования. То есть фактически компания может «нарисовать» любые цены внутренних транзакций.

Постановление Правительства №719 «О подтверждении производства промышленной продукции на территории Российской Федерации», регламентирующее порядок локализации, неоднократно дорабатывалось. В некоторых отраслях продукция признавалась отечественной, если стоимость российских компонентов в единице превышала стоимость иностранных. Для автопрома, химпрома, специального машиностроения, производителей вычислительной, компьютерной техники применялась балльная система, позволяющая оценивать уровень локализации на территории РФ (ЕАЭС). С декабря 2023 года эта система распространяется уже на 36 видов промышленной продукции.

Согласно новым правилам, предложенным в конце 2023 года, производители, претендующие на статус российских (евразийских), должны быть налоговыми резидентами стран — членов ЕАЭС, иметь неподконтрольное иностранцам юрлицо, патенты и права на технологию, конструкторскую и техническую документацию для проектирования, производства и развития своей продукции. Эти нововведения с большой долей вероятности усложнят получение статуса локальной продукции. Однако их эффект станет заметен лишь через несколько лет, когда механизмы, инструкции, подзаконные акты будут проработаны и внедрены.

Правила, позволяющие определить степень локализации продуктов, постоянно обновляются, и единых метрик все еще не существует. Это затрудняет работу предприятий, стремящихся к импортозамещению. Пока нет четких правил, о планомерном движении в сторону локализации говорить сложно.

Как ускорить импортозамещение

Прозрачные и неизменные правила — лишь одно из условий успешного импортозамещения. Два других важных условия — выбор верной стратегии и долгосрочное стратегическое планирование.

Вариантов стратегии импортозамещения может быть несколько. Перечислю те, которые кажутся наиболее действенными.

Создание автономных, то есть автоматизированных и роботизированных производств. Установленная на них система будет выявлять непредвиденные ситуации, оценивать их и самостоятельно принимать осмысленные решения, планировать и контролировать рабочий процесс. Это поможет снизить зависимость от постоянно растущей стоимости рабочей силы. Такие производства смогут изготавливать промышленное оборудование и проектные B2B-решения — как правило, уникальные и небольшими партиями. Объем партий будет определяться размером экономики и населения страны. Эта стратегия позволит сделать производства непрерывными и не зависящими от участия человека — и при этом сохранит качество и снизит удельные затраты. Хотя этот план кажется фантастическим, реализовать его проще, чем заново построить традиционные производства.

Выпуск максимально унифицированных компонентов. Этой стратегии страна уже следовала во времена СССР. Например, советский автопром использовал одни и те же комплектующие в разных моделях, а в автомобилях 1960-х годов реле, датчики, детали двигателя, трансмиссии, подвески и другие компоненты были унифицированы для легковых и грузовых машин. Это немного снижало эксплуатационные показатели и увеличивало операционные затраты, но все равно считалось целесообразным.

Сегодня мы оказались в похожей ситуации: из-за недоступности определенного оборудования, высокой стоимости кредитования, ограничений по капитальным проектам и затратам увеличение операционных затрат выглядит приемлемо. Наглядный пример — эксплуатация тех моделей ГАЗа, КАМАЗа, УАЗа, которые выпускаются с незначительными изменениями при использовании устоявшейся, максимально унифицированной компонентной базы. Знаменитая «буханка» — семейство УАЗ-452, находящееся на конвейере 65 лет, требует более частого и трудоемкого обслуживания, чем зарубежные аналоги, и потребляет больше топлива. Но очевидно, что сейчас, когда обновлять производственные мощности автопрома становится все сложнее и стоимость автомобилей резко выросла, «буханка» будет находить своего потребителя.

Условия ведения бизнеса в стране таковы, что реализация обеих стратегий потребуют длительного времени. Поэтому вторым важным элементом успеха импортозамещения становится долгосрочное планирование.

Прежде чем инвестировать во что-либо значительные средства, необходимо составить научно обоснованный прогноз развития производственной базы и смежных отраслей на много лет вперед. Если раньше горизонт планирования колебался в пределах 3—10 лет, то сейчас он может дорасти до 25 лет. А само планирование должно базироваться не на необходимости заменить устаревший парк оборудования или заткнуть образовавшиеся дыры, как раньше, а на долгосрочных приоритетах и прогнозах состояния рынка. Расширение горизонта планирования объясняется также тем, что окупаемость бизнесов, особенно капиталоемких (энергетических, химических, целлюлозно-бумажных, металлургических) в условиях острой глобальной конкуренции и нестабильности условий работы может исчисляться десятилетиями.

Очевидно, что из-за сравнительно небольшого размера российского рынка и ограниченности доступных средств финансирования необходимо определить наиболее важные стратегические отрасли и направления для импортозамещения. Они потребуют крупных инвестиций, чтобы решить поставленные задачи в области научно-технологических компетенций и разработок, создания средств производства и модернизации существующих мощностей. Одно из таких направлений — отраслевая наука. Эффективность вложений в нее можно оценивать по количеству патентов и публикаций.

***

Какие бы ни вводились ограничения и правила, в условиях рыночной экономики любое импортозамещенное изделие будет конкурировать с продукцией, приходящей с глобального рынка. Поэтому анализ себестоимости производства в наиболее дешевых регионах, являющихся глобальным «бенчмарком», станет определяющим и для конкурентоспособности импортозамещаемых проектов. Безусловно, цена импортированного изделия будет зависеть от усложняющейся логистики и стоимости преодоления ограничений. Однако аналогичные логистические факторы определяют и цену импортных компонентов, необходимых для локального производства большинства товаров. Определение оптимальной глубины локализации представляется важнейшей стратегической задачей, выполнение которой осложняется меняющимися условиями.