Как фото близких людей влияет на этичность сотрудников | Большие Идеи

・ Этика и репутация
Статья, опубликованная в журнале «Гарвард Бизнес Ревью Россия»

Как фото близких людей влияет на
этичность сотрудников

Хотите, чтобы сотрудники вели себя этично? Предложите им поставить на стол семейное фото

Авторы: Эшли Е. Хардин , Крис Бауман , Дэвид М. Майер

Как фото близких людей влияет на этичность сотрудников
SetsukoN/Getty Images

читайте также

Компаниям нужны два отдела кадров

Рэм Чаран

Умение слушать — важнейшее качество любого лидера

Мелисса Даймлер

Токсичное дело: как выжить, помогая коллегам

Кира Скабрам,  Сандра Робинсон

Как управлять цепями поставок в условиях турбулентности

Егор Переверзев

В какой мере возможно демонстрировать на работе свою личную жизнь? Согласно расхожему мнению, лучше всего оставлять семейные фотографии дома, чтобы на работе не сложилось впечатления, что вы бы предпочли быть не в офисе.

Однако наше недавнее исследование говорит о неожиданном позитивном влиянии личных фотографий на работе. По результатам серии экспериментов и полевого опроса работников мы обнаружили, что сотрудники менее склонны к неэтичному поведению (например, к завышению подотчетных сумм или присвоению представительских расходов), когда у них на рабочем месте стоят фотографии близких, — в сравнении с пейзажами, собственными фотографиями, фотографиями незнакомых людей или отсутствием каких-либо изображений.

По условиям исходного исследования, штатные сотрудники сообщали, каким образом они украшали свои рабочие места, приносили ли они фотографии своих близких. Руководители опрошенных работников отмечали, в какой степени тот или иной сотрудник совершал мелкие финансовые нарушения, например, завышал суммы в отчете о расходах. Мы обнаружили, что сотрудники, чье рабочее место было украшено фотографиями любимых людей, по отзывам руководителей, были менее вовлечены в финансовые махинации. Примечательно, что даже одна фотография близкого человека производила подобное действие; увеличение же количества фотографий не приводило к усилению положительного эффекта.

Мы разработали серию экспериментов, чтобы изучить это подробнее и выяснить, влияет ли на самом деле наличие фотографий на вероятность неэтичного поведения со стороны сотрудников — или только на оценки руководителей.

В одном из экспериментов мы просили студентов последних курсов выполнять в лаборатории различные задания. В качестве первого задания от испытуемых требовалось предположить, какие качества фоторамок наиболее ценят покупатели. Половине испытуемых предлагалось тестировать рамки, вставляя в них фотографии своей семьи, а другая половина использовала пейзажи из фотобаз. Не убирая фотографии, мы предложили студентам серию заданий, за успешное выполнение которых, по их собственной оценке, они получали награду. Задания включали в себя математические задачи, многие из которых не имели решения. За каждую задачу, которую студент посчитает решенной, он начисляет себе 25 центов. Вторая часть заданий представляла собой игру в кости, где за каждое выпавшее очко участник получает 50 центов; чем больше очков, тем выше выигрыш.

Между результатами двух групп не должно было быть статистической разницы, однако обнаружилось, что группа «с пейзажами из фотобазы» выплачивала себе значительно большие суммы, чем группа «с близкими людьми».

Такой эффект может быть обусловлен тем, что фотографии близких людей, по всей видимости, ограничивают проявления экономического мышления, превалирующего в рабочем контексте. На рабочем месте ценится рациональность, эффективность, собственные интересы, а это смещает фокус на экономические аспекты и практическую сторону принимаемых решений. Несмотря на то что подобное мышление стимулируется рабочей атмосферой, оно же приводит к снижению эмпатии и может увеличить вероятность неэтичных действий. Наши исследования показали, что фотографии любимых ослабляют эффекты экономического мышления, а вместе с этим снижается вероятность финансовых махинаций. Мы в подтверждение проанализировали, насколько каждый из участников расценивал составление отчета о расходах как преимущественно экономическое решение.

В практическом смысле организациям можно посоветовать поощрять персонализацию рабочих мест, предлагать сотрудникам приносить фотографии родных и любимых. Безусловно, в таком решении могут скрываться и некоторые подводные камни. Например, наличие на рабочем месте фотографий близких может нести определенные издержки, и они могут быть неодинаковыми для разных групп сотрудников. В особенности затруднительным это может оказаться для женщин или представителей неевропеоидных рас, которым зачастую приходится держаться в строгих «профессиональных» рамках, чтобы избежать потенциальной дискриминации. Поэтому организациям необходимо развивать культуру инклюзии, где каждому сотруднику будет комфортно обустроить на работе личное пространство. По результатам нашего полевого исследования, негативных эффектов от демонстрации личных фотографий на работе, если судить по оценкам качества работы сотрудника начальством, не обнаружено.

Наличие семейных фотографий на рабочем месте может принести положительные результаты целой организации, например, уменьшить частоту случаев завышения сумм расходов. Они могут казаться мелочью, однако при частых проявлениях неэтичного поведения со стороны сотрудников такие махинации дорого обходятся компании: в результате мелких мошеннических операций со стороны сотрудников теряется приблизительно 5% годового дохода. Большая часть подобных случаев связана с нецелевым использованием имущества компании (например, завышение сумм в отчетах о расходах, хищение инвентарного имущества, присвоение наличных средств), а не с серьезными нарушениями, о которых мы привыкли читать в заголовках новостей. Принесенные на работу домашние фотографии могут существенно снизить количество таких мелких финансовых махинаций. В целом мы рекомендуем компаниям внимательно относиться к деталям обстановки на рабочем месте, поскольку это может значительно влиять на проявления неэтичного поведения и на рабочее поведение в целом.

Об авторах

Эшли Е. Хардин (Ashley E. Hardin) — доцент кафедры организационного поведения в Школе бизнеса Олина при Университете Вашингтона в Сент-Луисе. Исследует межличностные процессы в организациях и внерабочие факторы, влияющие на эти процессы. Считает межличностные отношения ядром рабочих процессов, поскольку они способствуют полному раскрытию личности в профессиональном контексте.

Крис Бауман (Chris Bauman) — доцент, преподаватель Школе бизнеса им. Пола Мераджа в Калифорнийском университет в Ирвайне. Исследует генерацию смыслов и реакцию людей на социальное окружение (отдельных личностей, коллективы, организацию). Одна из сфер его научных интересов касается того, как люди отвечают на вопросы этики и справедливости. Множество работ он посвятил изучению процессов принятия решений, функционированию разнообразных в социокультурном плане групп, корпоративной социальной ответственности. Также он исследует обработку информации при переговорах и разрабатывает тактические рекомендации для достижения максимального результата.

Дэвид М. Майер (David M. Mayer) — преподаватель организационного управления в Школе бизнеса им. Стивена Росса при Мичиганском университете. Сферы его научного интереса — лидерство, этика, социокультурное разнообразие.