Таланты и воспитатели | Большие Идеи

・ Этика и репутация

Таланты
и воспитатели

Одаренные дети — подарок обществу, стране, истории. заметить их, не упустить их талант, не дать раствориться в толпе — задача любого уважающего себя государства. Как и когда выявлять таких детей и как с ними работать, рассказывает директор Центра образования №57, заслуженный учитель РФ <b>Сергей Менделевич</b>

Автор: Анна Натитник

Таланты и воспитатели

читайте также

Инновации: классические ошибки

Розабет Мосс Кантер

Как правильно слушать собеседника

Джек Зенгер,  Джозеф Фолкман

Кризис делу не помеха

Константин Самойлов

Не транжирьте человеко-часы на совещания

Брам Крис,  Кайми 
Грегори,  Мэнкинс 
Майкл

Одаренные дети — подарок обществу, стране, истории. заметить их, не упустить их талант, не дать раствориться в толпе — задача любого уважающего себя государства. Как и когда выявлять таких детей и как с ними работать, рассказывает директор Центра образования №57, заслуженный учитель РФ Сергей Менделевич

В каком возрасте проявляется одаренность?

На этот счет есть несколько мнений. Психологи считают, что одаренность проявляется в возрасте четырех-пяти лет — и с этого момента ее надо развивать. Не буду спорить с учеными, но как можно говорить, например, о математической одаренности ребенка, который с трудом оперирует числами в пределах одного десятка?! Современные теоретики образования утверждают, что одаренность заметна в восьмом-десятом классах, когда у ребенка накапливаются объективные достижения, позволяющие ему участвовать в программе «Одаренные дети», побеждать в олимпиадах, поступать без очереди в университеты и так далее. Опираясь на свой опыт, скажу: это поздно — выявлять одаренных детей нужно в четвертом-шестом классах. Это тот возраст, когда у ребенка уже есть база для проявления интеллектуальных способностей, когда он еще не перестал играть и познание для него — способ восприятия мира, а познавательная активность доставляет удовольствие. Он еще не ушел в глубокую несознанку, он еще не говорит: «Это вам только кажется, что я особенный, а на самом деле — такой, как все».

Стремление быть как все убивает одаренность?

Конечно. Влияние среды — сильная штука. Люди всегда стремятся быть своими в той среде, в которой они находятся. Это так называемая социальная мимикрия. Поэтому обычная общеобразовательная школа, как и многие другие системы, нивелирует одаренность: сегодняшнее городское общество устроено так, что прослыть ботаном — значит, никогда не достичь жизненного успеха. Социальная мимикрия действует и в обратном направлении: рядовой ученик, случайно или по блату попавший в школу для одаренных, либо сразу ломается, либо тянется и развивается гораздо быстрее, чем в ином месте.

Какой вам видится идеальная система образования одаренных детей?

Она должна состоять из нескольких этапов. На первом необходимо выявлять одаренных детей. Учителя четвертых-пятых классов (до этого возраста все могут учиться в обычных школах) должны заполнять специальные анкеты и опросники, позволяющие оценивать не только интеллектуальный уровень учеников, но и их творческие способности. Сейчас мы как раз разрабатываем такие опросники вместе со специалистами из Московского городского психолого-педагогического университета. Ученики, которых удалось выявить с помощью анкетирования, должны участвовать во внешкольных мероприятиях, каникулярных программах, получать дополнительное образование, ездить в тематические лагеря.

В это время за ними нужно внимательно наблюдать. Это второй этап системы, он рассчитан на год-два. Далее после шестого-седьмого классов детей надо собирать в сообщества, помещать в среду им подобных — среду, созданную на основе общего интереса. И тут мы выходим на идею профилированности: математика, физика, химия — в одном месте; литература, история, языки — в другом; живопись и ваяние — в третьем. Это третий этап. Дальнейшие этапы — уже послешкольные: они связаны с целевым поступлением в вузы, с заказами крупных компаний на конкретных специалистов. Всего этого у нас нет: компаниям проще создать корпоративные университеты, чем сформулировать и дать заказ госуниверситетам, которые сейчас выпускают неизвестно кого и неизвестно для чего. Чтобы не потерять, развивать и осмысленно использовать дар, которым природа наградила некоторых детей, нужна целостная программа. Никакая поддержка на одном из этапов не имеет смысла — она должна быть системной.

Вы упомянули каникулярные программы, лагеря. Кто их должен организовывать и как решить проблему финансирования — в частности платы за обучение?

Создание таких лагерей — государственная задача. Конечно, государство может нанимать для этого частные компании, но они должны работать под строгий госзаказ и госприемку. Это обязательное условие. Что касается платы за обучение, то я вижу такой механизм. Например, на зимние каникулы в лагерь приглашено сто детей. Четверо из них оказываются лидерами по успеваемости. Им дается право бесплатно приехать в лагерь на летние каникулы. Десять следующих по успеваемости детей поедут за полцены. Таким образом государст во возьмет на себя оплату обучения наиболее одаренных детей. Некоторые программы могут быть полностью бесплатными. Например, у нас в школе с октября по апрель работает вечерняя математическая школа — она открытая (поступить в нее можно в любое время без экзаменов) и бесплатная. В ней каждый год занимаются 250—300 ребят. Из наиболее талантливых мы формируем восьмой-девятый математические классы, по 23—24 человека в каждом. Так что способов работы с одаренными детьми много — была бы заинтересованность.

Можно ли при построении системы образования одаренных детей перенять зарубежный опыт?

Перенимать систему целиком не у кого — я не знаю ни одной страны, в которой была бы готовая система развития одаренности. Сейчас стремительно развиваются образовательные системы в Китае и Корее. Теоретически у них можно позаимствовать метод пересева и больших школ: раз или два в год учеников перераспределяют по разным классам параллели: лидеры оказываются в «А», хорошисты в «Б» и так далее; пять самых отстающих из последнего класса переводятся в специальную школу. Это очень жестокий метод, его необходимо смягчить, найти слова и подход, которые не будут калечить детей. Кроме того, необходимо перенять американскую систему опросов, которая позволяла бы выявлять интеллектуально и творчески одаренных детей.

Кто должен учить одаренных детей? Каковы требования к педагогам?

Во-первых — и это главное — учитель должен быть готов принять страшную вещь: что ребенок умнее его. Во-вторых, педагог (так же, как и ученик) должен понимать, что мы не играем в «полицейских и воров» — кто кого обманет, а сотрудничаем. Если есть поле для сотрудничества, то даже слабый учитель за несколько лет поднимется на много ступеней: он будет читать, повышать квалификацию, советоваться с коллегами, перенимать их опыт — или уйдет. И, конечно, учителей надо растить. Найти идеального педагога невозможно — все равно окажется, что он не «заточен» под задачи вашей школы, и ему нужно обтесаться, поменять свои привычки и так далее. Мы, например, приглашаем студентов четвертого курса на педпрактику, приглядываемся к ним, смотрим, как они ведут себя со школьниками, возникает ли у них взаимное уважение. Если кто-то покажется нам перспективным, мы можем ему и стипендию выделить, и расписание под него подогнать. Кроме того, у нас работают наши выпускники — и эта преемственность очень важна, она приводит к фантастическим результатам.