Плохие симптомы: когда и почему нужно думать об увольнении | Большие Идеи
Профессиональный и личностный рост
Статья, опубликованная в журнале «Гарвард Бизнес Ревью Россия»

Плохие симптомы: когда и почему нужно думать об увольнении

Моник Валькур
Плохие симптомы: когда и почему нужно думать об увольнении
Фото: HAMISH BLAIR/GETTY IMAGES

Вы имеете право на работу, которая делает вашу жизнь интереснее, а не унижает ваше достоинство. Такова моя персональная декларация прав работающих людей. Я опираюсь на нее во всем, чем занимаюсь как коуч, преподаватель менеджмента и человек. Но, к моему удивлению, многие считают иначе. Руководители и сотрудники организаций по всему миру уверовали в миф о том, что зарплата и прочие предусмотренные контрактом формы вознаграждения — единственное, чего можно ждать от работы (и единственное, что вы должны предоставлять подчиненным), и не следует надеяться на такие нематериальные формы поощрения, как доверие, уважение, чувство самостоятельности, вежливость и возможность позитивно влиять на жизни других людей. Такой однобокий подход способствует формированию отношения к работе и рабочего поведения, которые приводят к профессиональному выгоранию. Более того, из-за него люди не могут покинуть должность, негативно влияющую на их моральное и физическое состояние.

Когда условия и требования, с которыми вам приходится сталкиваться на работе, такие как трудовая нагрузка, степень самостоятельности и нормы межличностного поведения, превосходят вашу способность справляться с ними, возникает риск выгорания. Оно состоит из трех компонентов: истощение (потеря энергии), цинизм (потеря энтузиазма) и снижение работоспособности (потеря уверенности в себе и способности выполнять рабочие задачи). Однако вовсе не обязательно испытывать все три симптома одновременно, чтобы ощутить на себе тяжелые последствия выгорания. Например, если вы не верите в то, чем занимается ваша организация и ее руководство, не принимаете корпоративную культуру, то с большой вероятностью будете деморализованы, даже если эффективно справляетесь с работой.

Несмотря на то, что по большей части сотрудники вынуждены предотвращать или бороться с выгоранием самостоятельно, исследование показывает, что профессиональные и организационные факторы, чаще всего не подвластные контролю самих работников, способствуют появлению выгорания не меньше личных причин. Люди чаще всего сталкиваются с выгоранием на фоне таких обстоятельств, как нереалистично большие объемы работы, низкий уровень контроля, невежливость, буллинг (травля в коллективе), административные барьеры, низкий уровень социальной поддержки, нехватка организационных ресурсов, высокий уровень стресса руководителей и негативное поведение руководства. Организация, в которой распространено выгорание, похожа на эпицентр вспышки инфекционного заболевания. Многие демонстрируют симптомы болезни, а пагубные последствия сказываются на всей системе отношений между сотрудниками на работе и за ее пределами. К сожалению, в противоположность систематической медицинской помощи, которая снижает последствия эпидемий, симптомы выгорания зачастую остаются незамеченными, а сотрудники вынуждены справляться с ними в одиночку.

Это значит, что может настать момент, когда лучшим ответом на выгорание будет уход с должности или из организации. Несколько лет назад мне самой пришлось принимать такое решение. Тогда я работала на компанию, в которой было множество факторов риска профессионального выгорания и много выгоревших сотрудников. Я перепробовала ряд стратегий, чтобы повысить свою вовлеченность в рабочий процесс, например, создавала свою работу сама. Я искала способы принести пользу фирме, которая использовала мои таланты. Получив разрешение внести несколько незначительных изменений в мои условия труда, я смогла уделять больше времени задачам, которые считала значимыми, и меньше тем, которые мне не нравились. Я постаралась свести к минимуму взаимодействие с людьми, проектами и ситуациями, понапрасну отнимавшими у меня энергию.

Тем не менее, со временем моя возможность контролировать свою работу была существенно ограничена. Мне стали поручать больше вызывающих стресс заданий и лишили возможности заниматься тем, что приносило мне удовлетворение. Интенсивные занятия спортом, йога и медитация не дали желаемого результата, мне пришлось принимать транквилизаторы. Я не могла установить психологический барьер между собой и стрессом, окружавшим меня на работе. На выполнение привычных заданий уходило больше времени и усилий, и в результате я проводила на работе почти все время. Я всегда была нацелена на результат, поэтому чувство потери своих творческих способностей и эффективности приводило меня в ужас. Друзья заметили, что работа приносила мне несчастье. Я поняла, что, хотя увольнение повлечет коренные перемены в карьере и нежелательный переезд, на кону стояло мое здоровье.

Как понять, что пришло время увольняться, если вы чувствуете симптомы эмоционального выгорания? Вам помогут приведенные ниже вопросы.

советуем прочитать
Войдите на сайт, чтобы читать полную версию статьи
советуем прочитать
Как «зацепить» онлайнового клиента
Айзингерих Андреас,  Кречмер Тобиас