Репутация как двигатель карьеры | Большие Идеи

・ Этика и репутация
Статья, опубликованная в журнале «Гарвард Бизнес Ревью Россия»

Репутация как
двигатель карьеры

О том, как разнообразить свой трудовой путь и завоевать ­репутацию в новой профессии.

Автор: Кларк Дори

Репутация как двигатель карьеры

читайте также

Правила мотивации компании «Евросеть»

Чичваркин Евгений

И все-таки нация чтит короля…

Креймер Родерик

Как дизайн-мышление помогает проводить совещания

Майя Бернштейн,  Рэй Рингель

Собеседование: когда лучше всего упомянуть об отпускных планах

Джон Лис

Чего только не сделаешь, на что ни пойдешь ради профессиональной репутации. И вот наконец вы ее упрочили. Теперь вы знаете, что говорят у вас за спиной: «Он — потрясающий снабженец. Она — лучший патентовед из всех, с кем я имел дело. А этот — знает все о латвийском экспорте». Но что, если вам стало тесно в границах вашей профессии?

Люди постоянно раздвигают эти границы или меняют их очертания — чтобы браться за новые, более трудные и интересные задачи, заниматься более осмысленным делом, не увязать в наезженной колее, а идти вперед. Одни в корне меняют карьеру (менеджер финансовой компании идет в розничную торговлю, венчурный капиталист становится психологом — инструктором по личностному росту). Другие предпочитают эволюционный путь, без потрясений (скажем, руководитель высшего звена хочет получить более высокий пост, но все считают, что у него «плохо с цифрами»). Если грамотно выстраивать собственную профессиональную репутацию, вы не будете тянуть лямку на нелюбимой работе — вы сделаете хорошую карьеру. Как писал Лонгфелло, «мы судим о себе по тому, на что мы способны, а другие судят о нас по тому, что нами уже сделано». Вам ваш путь кажется абсолютно логичным, но как убедить других, что в своей новой ипостаси вы достойны всяческих похвал и вас нужно принимать всерьез?

В настоящее время я консультирую компании из списка Fortune 500, НКО и госучреждения по вопросам стратегии и маркетинга. А прежде я работала журналистом, политтехнологом, директором НКО, кинорежиссером-документалистом, по ходу дела изучала богословие в Гарвардском университете. Я не только сама переходила с одного поприща на другое, но и давала советы многим руководителям, мечтавшим попробовать себя в новом деле. Я сделала такой вывод: хотите ли вы кардинально сменить род деятельности или вам хватит небольших ­изменений в трудовой жизни, на пути к новому вам предстоит пройти пять этапов.

1. Определите цель

Менять профессию не так-то просто, и если ваш план плохо продуман, вы только собьете с толку себя и других. Прежде всего решите, чем вы действительно хотели бы заниматься. Почитайте отраслевые журналы, порасспрашивайте людей из тех компаний, в которые стремитесь, попробуйте даже пройти там стажировку (теперь практика доступна не только студентам вузов; скажем, VocationVacations дает возможность испытать себя в новом деле, поучиться ремеслу у самых разных специалистов — от капитана шхуны до фермера, разводящего лам, или пивовара). Если вы хотите сменить работу в своей же компании, узнайте, нет ли подходящей программы, выстроенной по методу Job shadow (человек какое-то время словно «тень» находится при специалисте экстракласса и перенимает его опыт), или возьмите академический отпуск — но обязательно найдите наставника, который направлял бы вас.

Далее, надо освоить новые профессиональные знания и навыки. Допустим, последние десять лет вы разрабатывали компьютерные игры, и возможно, вы — лучший эксперт по ИТ в своей компании. Но если теперь вы подумываете заняться маркетингом электронных игр, тут вряд ли хватит только технических познаний; подумайте, что еще вам нужно — и как этому научиться. Хизер, менеджер НКО, решила пойти в отрасль, которой давно заинтересовалась, — заняться транспортным инжинирингом. Она снова села за книжки, поступила в аспирантуру и карьеру начала с должности младшего научного сотрудника. Получив необходимые знания, вы будете увереннее себя чувствовать в новой сфере, окружающие станут вам больше доверять, а значит, быстрее примут вас в новом качестве.

2. Подчеркните свою неповторимость

В чем ваша уникальность как специалиста? Это то, о чем будут говорить, и то, на чем вы сможете сыграть. Когда популярность полит­обозревателя Энн Коултер, известной в США своими консервативными взглядами, стала падать, потому что на телевидении появились новые, еще более правые «говорящие головы», ей пришлось срочно принимать меры. Она не стала резко меняться, а скорее обновила свой имидж. Стервозная блондинка и в то же время — яростная сторонница демократов (единственный в своем роде букет), сейчас Коултер заигрывает с республиканцами-геями, которым нравится стиль этой не стесняющейся в выражениях теледивы.

Вашей изюминкой может оказаться ваш предыдущий профессиональный опыт, и Энн Коултер это поняла. А вот что говорит Хизер, в прошлом — менеджер НКО: «Мой большой плюс в том, что я могу смотреть на вещи с другой стороны. Она так и сказала новым коллегам: “Вы знаете, как строить дороги.

А я работала в районе, где вы прокладываете дорогу, и знаю, каково приходится местным жителям”». По словам Хизер, в этом и заключалась ее главная профессиональная ценность.

Постарайтесь представить в выгодном свете любые свои особенности, даже если они не имеют прямого отношения к работе. Роберт Рейх, бывший министр труда США и мой преж­ний начальник (когда он баллотировался на пост губернатора Массачусетса, я отвечала за связи с общественностью), — ростом меньше полутора метров. Люди удивлялись, увидев его впервые, — он не хотел, чтобы это отвлекало их от дела. Поэтому, чтобы разрядить обстановку, он отпускал шутку-другую по поводу своего роста. В том же духе он озагла­вил свою книгу, которую выпустил по ходу предвыборной кампании: «I’ll Be Short» («Я буду короток»). Нравилось ему это или нет, но малый рост стал чем-то вроде его фирменного знака, и Рейх умело этим пользовался.

3. Придумайте историю

Предположим, вы вели бизнес-колонку в газете — и за свои статьи даже получали награды, а теперь вам хочется стать ресторанным критиком. Интересоваться многим, стремиться ­разнообразить свою жизнь, в том числе трудовую, получать новые знания и навыки — все это в нашей природе. Но, к сожалению, очень часто человека, который хочет попробовать себя на разных поприщах, считают дилетантом. Как бы ни было это несправедливо, но свою профессиональную репутацию нужно отстаивать, а потому подумайте, как объяснить всем, что ваше прошлое отнюдь не расходится с настоящим, а, наоборот, логично к нему подводит. Вы можете сказать: «Да, я всегда писал о разных отраслях, в том числе пищевой и винной. И поскольку я хорошо представляю себе общую картину и тенденции развития сельского хозяйства и корпоративных финансов, то именно я смогу писать о ресторанах в совершенно новом ракурсе». Представьте себе, что вы устраиваетесь на новую работу и проходите собеседование: подайте свой вроде бы недостаток («Что он знает о еде — он 20 лет писал об экономике!») как редкое достоинство, которое выгодно отличает вас от остальных («У него очень неожиданный взгляд на пищевую отрасль, потому что он знает то, чего не знает большинство»).

Главное — объясняя, почему вы решились сменить профессию, не говорить о причинах сугубо личного характера («Мне надоела моя работа, нужно заняться чем-нибудь еще» или «Я хочу найти себя»), а сосредоточиться на том, какие плюсы вам дает ваш прежний профессиональный опыт. Это особенно важно для вчерашних студентов, которые закончили вузы не в самый удачный для карьеры момент — в период кризиса. Если вы на какое-то время пошли на неквалифицированную и малооплачиваемую работу, скажем были официантом, этот факт не украсит ваше резюме. Но можно упирать на то, что вы научились работать непосредственно с людьми, и тем вызвать к себе уважение, — если, конечно, вы хорошо продумаете свою историю. Не забывайте: ваш новый облик не должен противоречить прежнему. Политики, которые в угоду избирателям резко меняют имидж, выставляют себя на всеобщее посмешище. (Американцы помнят, как неудачно преобразился Альберт Гор во время избирательной кампании 2000 года: ярый защитник экологии вдруг заговорил о том, что будет отстаивать интересы трудящихся и бороться с ­корпорациями.)

Вас тоже быстро призовут к ответу, если люди заподозрят, что вы отрекаетесь от прошлого, не уважаете его или что-то скрываете. Много было шуму в прошлом году, когда хипстер и светило рекламного мира Алекс Богуски — креативный директор агентства Crispin Porter + Bogusky, знаменитого своими работами для таких богатых корпоративных клиентов, как Burger King и Coke, — вдруг ушел из мира рекламы, чтобы возглавить «революцию потребителей». Он теперь выступает против фаст-фуда и генномодифицированных продуктов, призывает потребителей влиять на производителей, не покупая их продукты, и основал в Боулдере, штат Колорадо, центр своего нового движения FearLessForce. Переход человека, сколотившего состояние на рекламе тех же продуктов, в лагерь сторонников социальной ответственности бизнеса едко раскритиковал журнал Fast Company: в его статье приводились высказывания бывших подчиненных, которые высмеивали нарочито жесткий стиль управления Богуски. Если вы хотите заняться чем-то другим, это не значит, что вы должны стать другим человеком. Речь идет о том, чтобы иначе преподнести себя — так, чтобы остальные подумали: «Да, я вижу его в этой роли».

4. Утвердите себя в новом качестве

После того как вы освоитесь в своей новой ипостаси, завязать новые связи будет проще простого: люди примут вас таким, каким видят. Куда труднее добиться того, чтобы вас в этом качестве приняли ваши прежние знакомые. Правда заключается в том, что подавляющему большинству знакомых до нас нет особого дела и их представление о нас наверняка давно уже не соответствуют действительности. В этом ­никто не виноват.

Если у нас сотни, а то и тысячи друзей в Facebook и это весьма разношерстный круг общения, вряд ли каждый будет помнить подробности нашей жизни. Поэтому из стратегических соображений надо приучать знакомых к нашему новому состоянию, ведь, возможно, они станут нашими покупателями или мы по­просим их помочь нам в поисках работы и дать нам рекомендацию. Прежде всего убедитесь в том, что все ваши «контактные точки» (Facebook, LinkedIn, личный сайт и т.д.) надежно функционируют и не устарели. У Джейсона, «айтишника» из Нью-Йорка, был вполне жизнеспособный бизнес: администрирование баз данных. Джейсон решил стать консультантом по ИТ-стратегиям.

Он сделал новый сайт и разослал письмо коллегам и клиентам, чтобы они правильно его поняли. Не забудьте: всем, кто у вас значится в списке, надо позвонить или написать — каждому в отдельности, — чтобы все знали о вашей новой деятельности. Когда это удобно, просите помощи, совета или заказа (поначалу — в электронных письмах, хотя их не всегда читают). Иногда по ходу обретения нового облика приходится преодолевать нелестные представления о вас — и прилежно осваивать новый стиль поведения, который больше соответствует вашим нынешним целям. До того как Эл Фрэнкен победил на выборах и занял место в Сенате США, он писал книги — весьма тенденциозные политические комедии (в том числе «Rush Limbaugh Is a Big Fat Idiot»), был политическим комментатором, но особую известность получил как острый на язык актер-комик.

Однако во время избирательной кампании Фрэнкен шутил интеллигентно и изысканно, старался дипломатично отзываться о политических противниках и затрагивал только серьезные политические темы, что с самого начала выборной гонки принесло ему несколько побед. Кроме того, надо понять, как лучше проявить себя в новом качестве. Позволят ли вам проекты, в которых вы заняты, продемонстрировать свои новые интересы и способности (или помогут ли их развить)? Полезно на добровольных началах поучаствовать в политической кампании или благотворительных акциях: это хороший способ завязать связи на высоком уровне или научиться чему-нибудь новому. Пользуйтесь всеми возможностями, которые предоставляет вам ваша организация. Новый проект? По­старайтесь подключиться. Слишком жесткая конкуренция? Возьмитесь за то, от чего отказываются все остальные, например согласитесь выполнять административные функции: вы будете на виду и обзаведетесь знакомствами.

5. Докажите свою ценность

Любой студент художественного вуза держит наготове подборку своих работ — вдруг подвернется случай показать. Деловой мир в этом смысле не слишком отличается. Знать, что у вас новый бизнес, — это одно, а верить, что вы хорошо выполните заказ, — совсем другое. Может, вы сами по себе мне очень нравитесь, но, пока я не получу доказательств вашего профессионализма, я десять раз подумаю, стоит ли мне рисковать и направлять к вам людей. Тут-то и могут пригодиться блоги, подкасты, видеокасты и разные другие виды социальных медиа.

Надо прежде всего озаботиться вопросами безопасности своего доменного имени и начать «выдавать на-гора» уникальную интеллектуальную собственность. Затем надо сделать следующий шаг, еще более важный: убедить потенциальных клиентов в том, что вы предлагаете им нечто действительно нужное и ценное. Люди быстро уверуют в ваш профессионализм, если благодаря вам они смогут решать свои проблемы или делать что-то лучше. Это подтверждает пример Брайана Кларка, бывшего юриста, сайт которого Copyblogger посещает огромное множество людей: в своих постах он дает советы о том, как повышать качество веб-контента и завоевывать аудиторию в интернете.

Доступ к созданному вами контенту по­зволит потенциальным клиентам или работодателям, прежде чем затевать переговоры, проверить ваш профессионализм. (Если, к примеру, вы — графический дизайнер, ­выложите ­разработанные вами логотипы фирм, и, ­возможно, кто-нибудь отправит вам то самое судьбоносное предложение.) После того как вы покажете, на что способны, подкрепите свой новый статус связями с ведущими организациями вашей новой профессиональной сферы. Публикуйте статьи в солидных журналах, выступайте на отраслевых конференциях, займите какой-нибудь руководящий пост в отраслевой ассоциации. Вы будете на виду, обзаведетесь знакомствами, заслужите уважение коллег, и все это окупится сторицей. Консультант Алан Вейс в середине 1990-х стал президентом Национальной ассоциации ораторов Новой Англии.

Благодаря этому он создал новый бизнес (который, по его словам, приносит $250 тысяч), стал широко известным человеком и сумел проявить себя на разных поприщах (написал две книги об ораторском искусстве, а сейчас проводит популярные — и дорогие — семинары по ­предпринимательству). Наконец, продвигаться вперед надо последовательно. Работа на международном уровне останется недостижимой мечтой, если не изучать иностранные языки и культуру других стран. Хорошо показать себя с самого начала, конечно, нужно, но необходимо постоянно подтверждать свою репутацию. Майклу Милкену потребовалось три десятка лет неустанной деятельности на ниве благотворительности, чтобы окончательно избавиться от ярлыка биржевого спекулянта, сидевшего в тюрьме за махинации с ценными бумагами. Он направлял сотни миллионов долларов на борьбу с раком простаты, меланомой, эпилепсией и другими заболеваниями и в 2004 году стал «лицом с обложки» Fortune: посвященная ему статья называлась: «Человек, который изменил медицину».

Следы вашего профессионального прошлого не исчезнут полностью, особенно в эпоху интернета. И это не страшно, если вы хорошо помните, с чего начали и какой путь прошли. Главное, точно понять, как вы хотели бы выглядеть в глазах других, придумать убедительное объяснение своему превращению и довести его до сведения окружающих. Представьте себе, что вам нужно «раскрутить» свою новую ипостась так же, как сделать популярным интернет-сайт. Чем больше у вас контактов, чем больше контента вы постоянно добавляете в общую «копилку», тем больше шансов, что в вашем новом качестве вы будете узнаны, признаны и востребованы.

* деятельность на территории РФ запрещена