Уроки креативности: как нужно учить и воспитывать современных детей | Большие Идеи
Феномены
Статья, опубликованная в журнале «Гарвард Бизнес Ревью Россия»

Уроки креативности: как нужно учить и воспитывать современных детей

Митчел Резник
Уроки креативности: как нужно учить и воспитывать современных детей
Фото: Abigail Miller / Unsplash

От редакции. Почему родители и учителя губят творческий потенциал детей? Как сделать ребенка полноправным членом креативного общества? Чем детский сад лучше школы, и как остаться в нем на всю жизнь? Ответы на эти и другие вопросы в книге «Спираль обучения. 4 принципа развития детей и взрослых» дает Митчел Резник, руководитель исследовательской группы в Медиалаборатории Массачусетского технологического института, которая изобрела язык программирования для детей Scratch. Мы публикуем несколько интересных фрагментов из этой книги, перевод которой вышел в издательстве «Манн, Иванов и Фербер».

Сто языков

В последние десятилетия много говорилось о переходе от индустриального общества к обществу информационному. И теперь информацию, а не природные ресурсы, как это было раньше, считают силой, которая движет вперед экономику и человечество в целом. Кто-то предпочитает именовать нынешнюю эпоху обществом знаний, имея в виду, что информация приносит пользу, только если трансформируется в знания.

В этой книге я привожу доводы в пользу иной концептуальной основы, называемой креативным обществом. Темпы перемен в мире все возрастают, а значит, нам надо научиться быстро приспосабливаться к постоянно меняющимся условиям жизни. В будущем основой успеха для всех — для отдельных людей, сообществ, компаний, для целых стран и народов — станет способность креативно мыслить и креативно действовать.

Переход к креативному обществу — это стоящая перед нами необходимость, но одновременно и шанс. Сегодня одна из самых насущных задач человечества — помогать подрастающему поколению развивать творческое мышление, чтобы подготовить его к жизни 162 в стремительно меняющемся мире. В то же время переход к креативному обществу — это возможность привить людям более гуманистический набор ценностей. Лучше всего мы подготовим сегодняшних детей и подростков к жизни, если предоставим им все необходимое для занятий тем, что их вдохновляет и к чему у них лежит душа, если позволим им исследовать собственные идеи, развивать собственную индивидуальность. Лично я считаю, что такие ценности были бы нелишними в любую эпоху, но в наши дни они приобретают исключительное значение.

Воспользоваться преимуществами, которые дает переход к креативному обществу, мы сможем, только если сорганизуем все социальные группы: родителей, учителей, проектировщиков и дизайнеров, политиков и самих детей. Как это сделать? За вдохновением и хорошими идеями я отправился в небольшой итальянский городок Реджо-нель-Эмилия, где выстроена целая сеть яслей и детских садов, дающих некоторое представление о возможностях креативного общества.

Глубокое уважение к способностям ребенка — вот главный принцип подхода к обучению, который избрали в Реджо-нель-Эмилии. Школы устроены так, чтобы поддерживать и фиксировать достижения детей, когда те исследуют и познают мир. Побывав в классе одной из школ городка, я увидел стол, уставленный стопками увеличительных стекол, микроскопами и веб-камерами, с помощью которых ученики изучали клеточное строение растительных организмов — салата-латука и прочих овощей. На другом столе была разложена внушительная коллекция карандашей, маркеров и поделочных материалов: все это шло в ход, когда дети делали зарисовки городских пейзажей, а после, сверяясь со своими рисунками, мастерили макеты. В другом классе ученики занимались изучением дождевых червей, которых нашли в поле неподалеку от школы: когда я зашел, малыши составляли длинный список всего, что узнали об этих существах.

В школах Реджо-нель-Эмилии дети и учителя постоянно документируют все, что было сделано, и вывешивают свидетельства достижений на стенах класса, чтобы все могли видеть. Эта часть учебного процесса здесь называется «выставлять на вид». Документирование служит нескольким целям: поощряет детей обдумывать свою работу, помогает учителям лучше вникнуть в то, как мыслит каждый ученик, и показывает родителям (когда те посещают классные комнаты), над чем работают их дети. Школа видит в родителях партнеров по общему делу, их приглашают участвовать во всех составляющих образовательного процесса.

Некоторые задокументированные работы публикуются в форме книг: это позволяет педагогам, родителям и исследователям по всему миру изучать уникальный опыт. Например, в одной книге собраны материалы, которые отражают, как дети постигали феномен тени от физических предметов. В книге множество фотографий, показывающих, как дети смотрят на тени от разнообразных предметов, как играют с ними, как исследуют, какие тени могут отбрасывать объекты разной формы и как меняются тени в течение дня. В книгу помещены также детские рисунки, изображающие разные предметы с тенями, и там же приводятся объяснения маленьких исследователей, почему тени такие, какими они их нарисовали, и как они вообще образуются. В название книги вынесен восхитительно глубокомысленный вывод, сформулированный кем-то из детей: «Тень есть у всего, кроме муравьев».

Нередко группы здешних детей привлекают к участию в длительных проектах, проводящихся совместно с какими-либо организациями. В мою первую поездку в Реджо-нель-Эмилию, это было в 1999 году, одна группа детсадовцев как раз занималась годичным проектом: дети придумывали, как украсить главный занавес городского оперного театра, расположенного в нескольких кварталах от их садика. Они провели несколько недель в театре, чтобы вдоль и поперек исследовать его внутри. В итоге дети решили украсить занавес изображениями растений и жуков — отчасти из-за того, что красивых цветов в театре оказалось не меньше, чем в оранжерее, и они очень понравились малышам. А идею с жуками кто-то придумал, вдохновившись вышедшим незадолго до тех событий мультфильмом «Приключения Флика». Под присмотром учителей и с их помощью дети изучали понятия превращения и метаморфозы: как семена становятся растениями и как из гусениц получаются бабочки.

За время проекта дети нарисовали сотни рисунков растений и жуков, отсканировали, на компьютере сложили из них разные узоры, а затем сделали крупномасштабные копии. Под конец года они снова отправились на несколько недель в театр, чтобы украсить своими рисунками занавес. Проект послужил примером того, как можно сделать детей активными участниками жизни местного сообщества. В рамках другого проекта, проводившегося совместно с администрацией городских парков, ребята разработали дизайн и изготовили макеты фонтанов с чашами-купальнями для птиц. «Дети у нас — с рождения полноправные граждане», — говорит Карла Ринальди, инициатор множества образовательных начинаний в Реджо-нель-Эмилии. В этом замечательном городе убеждаешься в правоте пословицы о том, что нужна целая деревня, чтобы воспитать одного ребенка; впрочем, здешний пример живо подтверждает и обратное: чтобы воспитывать деревню, нужен каждый ребенок.

Основы реджио-подхода (так его называют) к образованию заложил педагог, психолог и организатор образования Лорис Малагуцци, работавший в школах Реджо-нель-Эмилии с 1960-х до 1990-х годов. Одна из ключевых идей, которые горячо исповедовал Малагуцци, состоит в том, что детям доступно множество разнообразных способов познания мира и выражения себя. Вот как Малагуцци сказал об этом в стихотворении «Сто языков»:

У ребенка
Сто языков,
Сто рук,
Сто мыслей,
Сто способов думать,
Играть, говорить.

Малагуцци резко критиковал школьную систему за то, что традиционная педагогика ограничивает воображение и креативность детей.

У ребенка
Сто языков
(И еще сотни, и сотни, и сотни),
Но у него отнимают девяносто девять из них.
Школа и культура
Разделяют ему голову и тело.
Они велят ему
Думать без рук,
Делать без головы,
Слушать и помалкивать,
Понимая, не радоваться,
А восторгаться и любить
Лишь на Рождество и Пасху.

Малагуцци адресовал свои педагогические идеи в первую очередь яслям и детским садам, тем не менее реджио-подход приносит пользу обучающимся любого возраста. Нам нужно поддерживать эти сто языков (и еще сотни и сотни) у каждого и повсюду.

Идеи Малагуцци не так-то просто воплотить в жизнь. Джон Дьюи, пионер движения за прогресс в образовании, писал, что его собственный подход «прост, но не легок», имея в виду, что его достаточно просто описать, но трудно воплотить. То же можно сказать о реджио-подходе — равно как и о модели четырех «П» обучения через творчество.

Путь к креативному обществу не будет простым, не будет прямым и гладким, как шоссе. Чтобы преодолеть его, нам потребуются спутники — множество людей и их поддержка в самых 166 разнообразных аспектах. В трех следующих разделах я объясняю, как мы все — учащиеся, родители, педагоги, разработчики — можем содействовать переходу к креативному обществу и поддерживать свои успехи на этом пути.

Десять советов обучающимся

Создавая проекты, дети осваивают навыки применения определенных инструментов и технологий — но что еще важнее, они осваивают стратегии работы над творческими проектами вообще. Для этого раздела я сперва набросал перечень стратегий обучения через творчество, но потом, просматривая свои старые черновики, наткнулся на похожий список, когда-то составленный самими детьми. И знаете, он понравился мне гораздо больше, чем мой собственный! Так что я решил взять за основу этого раздела именно детский список.

Расскажу, откуда он взялся. В Бостонском музее науки Бахтияр Михак проводил мастер-класс по робототехнике для двенадцатилетних подростков. Весь день они сооружали роботов, используя наши прототипы. Под конец занятия, когда все уже успели показать свои работы и обсудить их с остальными, Бахтияр попросил написать несколько советов ребятам, которые придут на мастер-класс на следующий день. Именно эти советы (снабженные моими комментариями) я и предлагаю вашему вниманию.

1. Начинай с простого. Казалось бы, очевидная вещь, но остается лишь удивляться, как часто люди пренебрегают ею. Когда начинающие на сайте Scratch делают первые проекты, они обычно сразу начинают громоздить один на другой множество скриптов, причем довольно сложных, и даже не пробуют сначала испытать хотя бы один из них, чтобы выяснить, как он работает. Сам я, когда делаю Scratch-проект, всегда начинаю со скрипта попроще, обязательно удостоверяюсь, что он работает так, как мне надо, затем постепенно усложняю программу, тестируя каждую новую версию. На семинарах и мастер-классах я призываю участников следовать нехитрой стратегии: начинайте с чего-нибудь попроще, испытайте, как оно работает, и, если будете удовлетворены, постепенно достраивайте, усложняйте и совершенствуйте свое творение. Этот подход применим не только к Scratch-проектам, но и к проектам любого типа.

2. Работай над тем, что нравится. Моя коллега Натали Раск любит повторять, что интерес — это природный ресурс, подстегивающий обучение. Когда работаешь над проектами, за которые болеешь душой, тебя от них за уши не оттащишь, и никакие трудности тебя не остановят. А еще у тебя есть мощный стимул изучать новые вещи. Натали приводит в пример своего младшего брата: ребенком он очень любил музыку, и это побудило его не только научиться играть на нескольких инструментах, но также освоить электронику и акустику (чтобы записывать, усиливать и обрабатывать звуки). Взаимосвязь между обучением и мотивацией действует в обоих направлениях. Как написал ирландский поэт Уильям Батлер Йейтс, «образование — это не заполнение ведра водой, а зажигание огня».

3. Не представляешь, что делать, — играй. Начинать новый проект всегда страшновато: чувствуешь ступор перед чистым листом бумаги, смотришь — и не знаешь, что хочешь написать. Но не стоит отчаиваться: совершенно нормально, когда в начале пути у тебя нет ни цели, ни плана. Случается, что самые яркие идеи приходят, когда с чем-то возишься и играешь просто так. Попробуй использовать свои инструменты и материалы как-нибудь по-новому. Поищи необычное применение повседневным вещам. Почуди с ними — сделай что-нибудь, кажущееся глупым или странным. Если что-то зацепит внимание, сосредоточься и поисследуй это. Позволь своему воображению вести и направлять тебя. Следуя за ним, в конце концов ты придешь к новым целям и планам — а может, даже откроешь для себя новые увлечения.

4. Не бойся экспериментировать. Учиться выполнять инструкции, безусловно, полезно. Неукоснительно следуя им, соберешь мебель из IKEA, приготовишь хорошее блюдо, и, скорее всего, в школе у тебя не будет проблем. С другой стороны, если ты всегда следуешь указаниям, тебе никогда не создать ничего по-настоящему креативного или инновационного. Столкнувшись с необычной ситуацией, ты растеряешься, когда увидишь, что инструкции тут не работают. Чтобы научиться творчески мыслить, требуется готовность экспериментировать, пробовать новые вещи, пренебрегать общепринятым мнением. Когда меняешь кулинарный рецепт, появляется вероятность, что дело кончится загубленным обедом, но может получиться и что-то очень вкусное.

5. Найди друга, чтобы работать вместе и обмениваться идеями. Работать сообща можно множеством способов. Можно за компанию делать какой-либо проект или просто обмениваться идеями, в то время как каждый трудится над чем-то своим. Можно черпать вдохновение у человека, даже не общаясь с ним. Можно собрать небольшую команду или влиться в большую. Можно стоять во главе коллектива или вносить небольшую посильную лепту. В процессе обучения пригодятся все виды и способы обмена и сотрудничества. Социальный антрополог Джин Лэйв и педагог-теоретик Этьен Венгер ввели в оборот термин «легитимное периферийное участие» для обозначения постепенного подключения к незнакомому сообществу: сначала новичок участвует в самых простых формах обмена и сотрудничества, а затем приобретает в сообществе все более важную роль.

6. Копировать чужое не возбраняется (показываю на примере). Я сам недавно воспользовался этим советом. Как было сказано ранее, я решил взять за основу раздела список, составленный участниками мастер-класса. Некоторые считают, что копировать — примерно то же, что воровать или мошенничать. На самом деле нет. Копировать — это нормально, если ты должным образом указал источник заимствования (как это сделал я в начале раздела) и добавил от себя какие-то идеи, развивающие первоначальную (я, например, комментирую каждый совет). Креативность сообщества в целом только прирастает, когда его участники могут опираться на работы друг друга. Однако следует помнить, что это улица с двусторонним движением: ты волен опираться на чужие идеи, но должен и другим позволять опираться на твои.

7. Бери идеи на карандаш. Кому-то предложение записывать все свои идеи и проекты может показаться занудством. В школе от этого часто зависят оценки. От ребенка требуют тщательно описывать процесс работы, чтобы учителю было понятно, как тот добрался до результата. Однако это едва ли мотивирует самого школьника. Но ведь есть и другие резоны документировать работу, например, в блокноте или в блоге. Если у тебя имеются такие заметки, ты можешь делиться своими идеями и проектами с другими людьми и получать их комментарии. А еще бывает очень полезно время от времени заглядывать в собственные записи. Ведь документирование работы можно рассматривать как обмен идеями с собой будущим. Просмотр заметок к прошлым проектам поможет восстановить в памяти ход выполнения каких-либо действий и причину, почему ты выбрал тот, а не другой путь. Кроме того, в записях можно обнаружить полезные идеи на будущее, например как лучше или точнее сделать какую-либо вещь (или, по крайней мере, сделать ее не так, как в прошлые разы).

8. Строй, разбирай и строй по новой. Не стоит ожидать, что с первого же раза все получится как надо. Многие вещи нужно пробовать снова и снова. В знаменитом выступлении на конференции TED Том Вуджек описывает изощренную проектную задачку под названием «Зефирный поединок» (Marshmallow Challenge). Цель состоит в следующем: команда из нескольких человек за восемнадцать минут должна выстроить башню из двадцати сухих спагетти, тонкой веревки, липкой ленты и маленьких кусочков зефира, причем одну зефиринку нужно обязательно водрузить на верхушку конструкции. Вуджек отметил, что детсадовцы куда лучше справляются с этой задачкой, чем студенты бизнес-школ. Почему? Вся штука заключается в том, что студенты первым делом начинают составлять детальный план того, как они будут конструировать и сооружать башню, и очень часто не укладываются в отведенные восемнадцать минут, чтобы решить проблемы, неизбежно возникающие по ходу собственно строительства. Часто их конструкция просто обваливается. Дети же обычно подходят к делу по-другому. За первые несколько минут они сооружают простенькую конструкцию, которая хотя бы не падает, а оставшееся время подправляют ее, достраивают и укрепляют.

9. У тебя многое не будет получаться, так что не зацикливайся. Лишь совсем недавно я задумался о смысловой связи между словами «упорствовать» (stick) и «упираться» (stuck). Если ты уперся в проблему, будешь ли ты упорствовать? Настойчивость — качество полезное, но ею одной часто не обойтись; нужна еще стратегии обратного действия — прекратить зацикливаться. Карен Бреннан изучала, что предпринимают скретчеры, если в проекте упираются в проблему. Ей было интересно, что они делают, чтобы выйти из тупика. Вот в чем состояли их стратегии: поэкспериментировать с программным кодом; посмотреть аналогичные примеры в сообществе; привлечь кого-нибудь к работе над проектом. Кроме того, некоторые ребята говорили так: «Надо знать, когда пора прерваться». После небольшого перерыва, отдохнув, ты снова возвращаешься к проекту, но уже со свежей головой и свежими идеями.

советуем прочитать
Войдите на сайт, чтобы читать полную версию статьи
советуем прочитать
Уволиться нельзя остаться
Владимир Рувинский
Привлечь  и заразить
Кавасаки Гай