Шутки не для женщин? | Большие Идеи
Феномены
Статья, опубликованная в журнале «Гарвард Бизнес Ревью Россия»

Шутки не для женщин?

Александр Эллис , Джерел Слотер , Джесси Райвин , Джонатан Эванс
Шутки не для женщин?
Иллюстрация: TARA MOORE/GETTY IMAGES

Большинство людей стремится понять, как эффективно рассказывать о своих идеях и быть убедительными в профессиональной деятельности. Наиболее распространенный совет по завоеванию аудитории во время презентаций звучит так: «Будьте веселыми». «Юмор разбивает лед, и аудитория начинает слушать вас внимательнее, — объясняет автор бестселлера «Презентации в стиле TED. Девять приемов лучших в мире выступлений» и специалист по развитию коммуникативных навыков Кармин Галло. — А еще юмор повышает вашу привлекательность, и люди охотнее идут на сотрудничество и поддерживают тех, кто им нравится».

На первый взгляд, такой совет кажется логичным. Многочисленные исследования показывают, что с помощью юмора руководители могут повысить производительность и чувство удовлетворенности своих сотрудников от работы. Смешная шутка или забавное замечание снимают стресс, укрепляют социальные связи, создают позитивную атмосферу и повышают мотивацию. Получается, что юмор положительно сказывается как на аудитории, так и на том, кто шутит.

Однако наше исследование говорит о том, что польза юмора распространяется не на всех, а женщинам он может и вовсе навредить. Когда мужчины сдабривают юмором свою презентацию, слушатели воспринимают их как людей более высокого статуса, которые пользуются большим уважением и имеют больший авторитет в организации. Аудитория оценивает работу и лидерские качества таких мужчин выше, чем в случаях, когда они не прибегают к помощи юмора. Однако, когда женщины произносят те же шутки во время тех же презентаций, слушатели присваивают им более низкий статус, хуже оценивают их работу и воспринимают их как менее способных руководителей.

В ходе исследования мы сначала постарались выяснить, как влияют друг на друга гендерные стереотипы и различное восприятие юмора в профессиональной среде. Гендерные стереотипы, то есть устоявшиеся представления о том, как мужчины и женщины должны себя вести, давно используются для оправдания гендерного неравенства на рабочем месте, и мы предположили, что они влияют и на то, как сотрудники воспринимают юмор.

В частности, мы рассмотрели два разных взгляда на использование юмора на работе. С одной стороны, юмор воспринимается как функциональное рабочее поведение, то есть как инструмент, который облегчает рабочий процесс, поднимает настроение, делает сложные проблемы менее пугающими и поощряет позитивное отношение и здоровую коммуникацию. С другой стороны, юмор видится как нечто разрушительное, не соответствующее серьезной рабочей атмосфере и свидетельствующее о меньшей приверженности делу, так как подразумевается, что шутнику интереснее развлекаться самому и развлекать остальных, а не работать.

Наша догадка заключалась в том, что восприятие юмора как инструмента функционального или разрушительного действия зависит от пола человека, который шутит. Почему мы так решили? В отношении мужчин существует стереотип о том, что они сильно ориентированы на результат и выполнение рабочих задач. Эти ожидания тесно связаны с функциональной интерпретацией юмора. Стереотипы о женщинах подразумевают не только меньшие амбиции и не такую сильную фиксацию на результате, но и большую приверженность семейным обязательствам. Поскольку найти баланс между домашними и рабочими обязанностями довольно трудно, существует распространенное мнение о том, что женщины меньше думают о работе. В отличие от стереотипов о мужчинах стереотипы о женщинах более тесно связаны с восприятием юмора как разрушающего элемента. Это важно, так как, согласно исследованиям, люди склонны интерпретировать поведение так, чтобы оно соответствовало их ожиданиям о том, как должны вести себя окружающие. Исходя из этого, мы предположили, что один и тот же юмор со стороны мужчин и со стороны женщин может быть воспринят по-разному.

В нашем исследовании приняли участие более 300 сотрудников компаний США из различных областей. Все они были выбраны нами в интернете. Мы провели два контролируемых эксперимента с целью отделить влияние пола от юмора. Для этого мы наняли двух актеров (мужчину и женщину) и попросили их сыграть роль управляющего розничным магазином. Этот «управляющий» представлял ежеквартальный отчет перед аудиторией, состоящей из еще двух актеров (тоже мужчины и женщины), которые играли роль региональных менеджеров. На видеозаписи презентаций зритель видит переговорную комнату, спикера в полный рост и спины региональных менеджеров.

Каждый актер записал две версии одной и той же презентации. Первая версия включала пять шуток на протяжении всей презентации. Например, управляющий магазином начинал презентацию с небольшой самоуничижительной шутки: «Ну что, вчера вечером мой муж (моя жена) дал(а) мне хороший совет по поводу этой презентации. Он (она) сказал(а): “Только не пытайся быть слишком обаятельной(ым), остроумной(ым) или интеллектуально развитой(ым)… просто будь собой!”». Другая версия презентации была лишена юмора. Мы статистически отследили наличие потенциальных различий в восприятии наблюдателями физической привлекательности актеров в рамках всех экспериментов.

Первый эксперимент проходил следующим образом. После того, как участники оценивали историю работы и резюме управляющего магазином (всегда одни и те же), они смотрели видео одной из двух юмористических презентаций (которые были распределены между участниками исследования случайным образом) и оценивали, какой характер носил юмор выступающего: функциональный или разрушительный. В соответствии с нашими предположениями о влиянии гендерных стереотипов шутки, произносимые женщиной, воспринимались скорее как нечто разрушительное, а не как функциональный инструмент. Результаты были устойчивы вне зависимости от того, кто оценивал юмор — мужчина или женщина. И мужчины, и женщины давали шуткам, произносимым актрисой, более негативную оценку.

Первый эксперимент показал, что мужской и женский юмор воспринимается по-разному. В рамках второго эксперимента мы исследовали, как наличие или отсутствие юмора влияет на восприятие одной и той же презентации на примере всех четырех видео (с мужчиной, женщиной, юмором и без юмора). Участники снова оценивали историю работы и резюме управляющего магазином, смотрели одно из случайно выбранных видео, а затем оценивали самого управляющего. Когда мужчина-управляющий добавил юмора к презентации, его статус, производительность и лидерские качества оценили выше, чем в ситуации, когда он выступал, не используя шутливый тон. Однако для женщины-управляющего все вышло ровно наоборот. Шутки во время выступления привели к снижению воспринимаемого статуса, производительности и лидерских качеств.

советуем прочитать
Войдите на сайт, чтобы читать полную версию статьи
советуем прочитать
Осваиваем систему управления
Дэвид Нортон,  Роберт Каплан