Оклеветанное человечество: как цивилизация превращает добрых людей в хищников | Большие Идеи

・ Феномены

Оклеветанное человечество: как цивилизация превращает добрых людей
в хищников

Рецензия на книгу «Humankind: a Hopeful History»

Автор: Екатерина Вишневецкая

Оклеветанное человечество: как цивилизация превращает добрых людей в хищников
Иллюстрация: Александр Байдин

читайте также

В цифровую эпоху талантливые сотрудники важнее самых прорывных технологий

Елена Кушелевич

Что нужно сделать кадровикам, чтобы занять свою нишу в XXI веке

Кэрол Андерсон

«Многие мечтают внедрить самоуправление, но не решаются — мол, люди незрелые. Все это отговорки»

Дмитрий Зацепин

Десять фактов для тех, кто хочет понять англичан

Дэвид Милстед,  Энтони Майолл

Рецензия на книгу Рутгера Брегмана «Humankind: a Hopeful History». Little, Brown and Company, 2020.

По своей природе люди дружелюбны и любознательны, любят учиться, играть и общаться — но так называемые законы цивилизованного общества способны сделать из нас бездушных негодяев.

Голландец Рутгер Брегман, автор бестселлеров и вирусных видео, известный своими резкими высказываниями о несправедливости современной экономики, в новой книге «Humankind: a Hopeful History» страстно защищает радикальную идею: люди добры, разумны и неагрессивны, они рождены, чтобы помогать и заботиться о ближнем. Его жизнеутверждающий взгляд столь привлекателен, что читатель азартно следит за новым и новым снятием несправедливых обвинений homo sapiens, пущенных в ход историками, психологами и антропологами.

Череда оправданий человечества начинается с блистательного анализа прославленного романа Уильяма Голдинга «Повелитель мух». Миллионы читателей видят в этой истории подтверждение представлений о человеке как о хищном звере, лишь слегка прирученном законом и цивилизацией. Брегман рассказывает, что еще в юности, прочитав эту книгу, он задался вопросом, а как повели бы себя подростки в реальности? И ему удалось отыскать историю о мальчиках, оказавшихся на необитаемом острове в 1966 году. Больше года они поддерживали огонь, выращивали овощи и не обижали друг друга, установив разум­ные правила, позволившие им выжить и вернуться домой друзьями.

В противопоставлении двух взглядов на натуру человека — зверь, обузданный рамками социума, либо доброе и разумное существо, напрочь испорченное цивилизацией, Брегман решительно выбирает второе. Начав с доисторического человека, он доказывает, что кровавые истребления одного племени другим, людоедство и прочие почерпнутые из археологических и антропологических источников интерпретации — сказки на потребу публики. По своей природе Homo puppy (так Брегман предлагает называть человека) общителен и дружелюбен. Собиратели и охотники жили свободно и счастливо — до тех пор, пока не произошел трагический переход к оседлому существованию и земледелию. «Мы не созданы для тесноты, тяжелой работы и постоянного совместного существования, но попали в ловушку оседлости», — утверждает он.

Все, что возникало с развитием государства, — деньги, письменность, суд, было задумано как инструмент подавления свободы. Брегман хочет, чтобы мы помнили: Платон и Аристотель верили, что без рабства не будет цивилизации, а самые ранние памятники письменности — вовсе не любовные поэмы или саги, а длиннейшие списки долгов. Первые писаные законы полны жестокости и наказаний за попытки освободиться от рабства — закон и был создан для закабаления людей.

Еще Бенджамин Франклин писал о преимуществах жизни «дикарей» перед цивилизацией. Из истории Соединенных Штатов мы знаем, что сотни колонизаторов, особенно женщин, уходили жить к индейцам и отказывались возвращаться в лоно цивилизации. В племенах они чувствовали себя свободными от навязанных жестких ограничений.

Дало ли государство людям что-нибудь, кроме жестоких законов, подавления, неравенства и войн? Да, дало, соглашается Брегман, но тут же напоминает, что всего два с небольшим века назад — перед Великой французской революцией — 90% человечества было занято обработкой земли, и лишь каждый пятый не испытывал жесточайшей бедности. Образно говоря, только последние два века можно считать хоть сколько-нибудь приемлемыми: люди победили множество болезней, а уровень бедности снизился до 10%.

Возможно ли, что мы на протяжении столетий действуем исходя из ошибочных представлений о человеке? Это один из главных вопросов книги, и на него автор отвечает однозначно утвердительно.

Брегман ставит себе почти неисполнимую задачу: перевернуть с ног на голову всю историю человечества, переобъяснив огромное количество мелких и крупных событий. Он откровенно говорит, как трудно было разобраться со многими бытующими мнениями и интерпретациями, и в какой-то момент его усилия захватывают до такой степени, что читатель испытывает волнение, как при чтении детектива. Как автор на этот раз разоблачит историков и найдет оправдание массовой жестокости? Конечно, самый драматичный и захватывающий читателя момент наступает, когда автор добирается до событий Второй мировой войны.

Говоря о военных преступлениях, автор исходит из того, что на совершение ужасных поступков человека толкает, прежде всего, эмпатия, желание быть вместе с друзьями, знаменитое военное братство, а также ксенофобия, которая является оборотной стороной страсти людей к обществу и одобрению себе подобных. Эмпатия и ксенофобия — два важных проявления человеческой природы: мы нуждаемся в поддержке своей группы и готовы защитить ее от чужаков.

Желание человека возвыситься над другими Брегман рассматривает как следствие серьезных изменений личности. Автор книги приводит череду доказательств того, что мы и так знаем, наблюдая различных боссов: любая, даже минимальная власть меняет человека. Для всех социопатов во власти, будь то диктатор или главарь террористической организации, характерны жажда повиновения, параноидальный или нарциссический тип личности, склонность к манипуляции и эгоцентризм. Судебный процесс над нацистским преступником Эйхманом привел философа Ханну Арендт к идее о «банальности зла». Для Брегмана зло не может быть банальным. Ссылаясь на ставшие недавно доступными архивные материалы, он показывает, что Эйхман был закоренелым фанатиком, последовательным фашистом, а вовсе не слепым исполнителем, каким он стремился выглядеть на суде.

Брегман не ограничивает себя историческими примерами, его задача апологии человека шире, поэтому в последней части он обращается к современному состоянию общества. Он атакует современную систему менеджмента, которая исходит из того, что человек готов работать лишь в ожидании поощрения или наказания. Бонусы и штрафы, а также усложнение систем оплаты труда разрушают естественное желание людей приносить пользу и помогать другим, пишет автор. Отношение к трудящемуся человеку как к подозреваемому, желание полностью контролировать его на рабочем месте приводит к плачевным результатам: отсутствию инициативы, безразличию, обесцениванию работы.

Поразительный успех 32-летнего автора можно приписать двум обстоятельствам. Во-первых, его книга последовательно вселяет в нас надежду, которую у нас отняли так давно. Надежду на то, что впереди — золотой век, а не железный. Во-вторых, это серьезное исследование, которое преисполняет читателя уважением к собственной эрудиции и способности следить за мыслью автора сквозь эпохи, факты, философские системы и научные теории. Наследник Руссо и Толстого, Брегман не просто автор еще одной популярной книги. Он создатель теории нового устройства общества, где наши достоинства, которые он с такой страстью отстаивает, наконец позволят нам создать справедливый мир.

Об авторе. Екатерина Вишневецкая — соучредитель «Нашей школы».