Близится эра нового предпринимательства | Большие Идеи

・ Феномены
Статья, опубликованная в журнале «Гарвард Бизнес Ревью Россия»

Близится эра
нового предпринимательства

Оказывается, в самых неожиданных местах уже набрана критическая масса предпринимателей мирового класса — и их становится все больше. Может быть, эти новаторы и возродят к жизни мировую экономику?

Авторы: Койл-мл. Дейдре , Хабиби Энн

Близится эра нового предпринимательства

читайте также

Кирилл Никитин: почему мы не хотим платить налоги

Анна Натитник

Какие страны лучше (и хуже) всех подготовились к жизни в эпоху COVID-19

Бхаскар Чакраворти,  Рави Шанкар Чатурведи

Почему ИИ для вашего бизнеса не должен быть слишком сложным и дорогим

Эндрю Ын

Бывший генеральный директор Rohm and Haas — о том, как в разгар кризиса ему удалось заключить очень выгодную сделку

Гупта Радж

История предпринимательства ХХ века — это история людей, которым на нескольких развитых рынках удалось, проявив незаурядные способности, привлечь немалый капитал и создать мощный эффект масштаба. Именно таким образом AT&T, Home Depot и Microsoft заняли свое место среди 500 богатейших компаний по версии журнала Fortune. Но в XXI веке разворачивается совсем другой сюжет.

Сегодня можно вести бизнес и с относительно небольшим капиталом. Входные барьеры рушатся почти во всех отраслях, и, значит, перед мелкими фирмами открываются широкие горизонты. Эти тенденции особенно заметны на развивающихся рынках: судя по многочисленным признакам, предпринимательская экономика там вот-вот пойдет в мощный рост. Последние два года мы изучали ситуацию на Ближнем Востоке, в Африке и Южной Азии. Оказалось, там есть сотни предприятий мирового уровня, готовых к стремительному старту. Обычные представления о бизнесе в развивающихся странах — считается, что коммерсантов там нет вовсе или есть «микропредприниматели» — не соответствуют действительности. Венчурные компании с огромным потенциалом обнаруживаются в самых неожиданных — для большинства людей — местах: в Бейруте (а не Бостоне), в Кейптауне (а не в Силиконовой долине). И создали их люди, которые не имеют никакого отношения к экономическому официозу.

Удивительно, но многие из этих компаний мы нашли не в Бразилии и не в Индии — тех быстрорастущих рынках, о которых наслышан весь мир, а в таких «диковинных» местах, как Иордания, Саудовская Аравия, Африка, то есть там, где экономика всегда зависела от отнюдь не демократической государственной политики, от интересов влиятельных деловых кругов, международных корпораций и даже местных элит вроде королевской семьи. Еще недавно считалось, что в таких регионах нет людей с предпринимательской жилкой, которым было бы по силам выстроить бизнес.

Выявленные нами фирмы создают гораздо больше рабочих мест и большее богатство, чем обычные предприятия малого бизнеса, и часто именно вокруг них складываются новые отрасли или рынки. Возьмем, скажем, Bayt.com из ОАЭ — самый крупный на Ближнем Востоке интернет-ресурс вакансий (у него 4,5 млн посетителей); Aramex из Иордании — ближневосточный вариант FedEx (фирма преуспела, доставляя посылки в регионы, которых избегают глобальные дистрибуторы); Airblue (Пакистан) — первая в мире авиакомпания, которая стала продавать только электронные билеты и быстро завоевала 30% внутреннего рынка авиаперевозок; Meeting Point — детище Кристин Сфейр. В 22 года она основала компанию, которой сейчас принадлежит сеть кофеен Dunkin’Donuts. Первое кафе Кристин открыла в Бейруте, и сейчас спустя десять лет их у нее уже 30, причем, в отличие от Dunkin’Donuts, существующих в других точках земного шара, они больше похожи на элегантные клубы — недаром их облюбовали местные яппи. Все эти предприятия быстро укрупняются и реализуют очень интересные идеи. В качестве примера можно привести издательский дом Rumman из Саудовской Аравии, нацеленный на широкую молодежную аудиторию страны и осуществляющий самые разные инновационные медиапроекты. Компания с штатом из 30 человек (все — недавние выпускники колледжа) добилась таких успехов, что сейчас с ней сотрудничают медиагиганты вроде MTV, которые хотели бы охватить молодых саудовцев.

Такие компании нужны каждой стране, желающей играть роль в мировой экономике. Они формируют новые отрасли и обновляют старые, работают и на внутренний рынок, и на экспорт, не говоря уже о том, что создают рабочие места для молодежи. Для международных корпораций такие предприятия особенно ценны как источник новых идей, как связующее звено с местными потребителями, поставщиками и профессионалами. Поиски подобных предприятий и инвестирование в них — один из способов вдохнуть новую жизнь в мировую экономику.

Великий поворот экономики: равнение на мелкие компании

Быстрее открывать новые рабочие места и развивать производство — задача всего мира, причем из числа безотлагательных. По данным Всемирного банка, только на Ближнем Востоке к 2020 году необходимо дополнительно создать 80 млн рабочих мест — просто, чтобы обеспечить работой новое поколение и не допустить снижения уровня жизни в регионе. В некоторых странах Африки и Азии ситуация еще более критическая: новые рабочие места нужны для того, чтобы вытащить миллионы людей из беспросветной нищеты. Вопрос в том, как этого добиться.

Почти все государственные программы развития экономики и предпринимательства ориентированы на мелкие и средние фирмы самых разных направлений. И обычно это объясняется тем, что, судя по статистическим данным, именно предприятия такого калибра открывают подавляющее большинство рабочих мест.

Но, похоже, власти ошибаются адресом и направляют свою помощь не туда, куда нужно. В 2009 году организация «Глобальный мониторинг предпринимательства» (GEM) — она следит за состоянием предпринимательства в 54 странах, сотрудничая с ведущими университетами, бизнес-школами и исследовательскими центрами мира — пришла к выводу, что лишь 14% стартапов в состоянии создать 20 или больше рабочих мест. То есть малый бизнес, особенно в развивающихся странах, не такая уж благодатная почва для роста занятости. В этих странах предпринимательская среда еще не окончательно оформилась и непонятно, какие плоды в ней созреют.

Но самих предпринимателей там немало, и у них большие планы. По данным GEM (а других общемировых данных о предпринимательстве нет), в развивающихся странах уровень активности предпринимательского бизнеса вдвое выше, чем в развитых. В развивающихся странах свой бизнес основал каждый десятый из опрошенных GEM, причем в четырех из десяти случаях по необходимости, а в шести — чтобы добиться своей цели. В развитых странах предприятия учреждали только пятеро из ста опрошенных: по необходимости — в одном из пяти случаев, в четырех — разглядев заманчивые перспективы. Верно, что на развивающихся рынках людей, которые занялись мелким бизнесом, потому что им некуда было податься, гораздо больше, чем на развитых, но нельзя забывать и о том, что коммерсантов «по призванию» там еще больше.

Обычно их бизнес крупнее, чем у тех, кто пошел в предприниматели «по необходимости», но очень немногим из них суждено оказаться в числе так называемых газелей — компаний, которые быстро растут на протяжении четырех лет и доходы которых за этот срок увеличиваются минимум вдвое. Для экономики значение «газелей» ни с чем не сопоставимо. Это благодаря им постоянно появляются новые продукты, новые каналы поставок или распространения, новые группы потребителей; и, конечно, они вносят огромный вклад в экономику своих стран. Но пока они находятся в процессе становления, их непросто бывает разглядеть, особенно если речь идет о Ближнем Востоке и Африке, не избалованных вниманием инвесторов, международных корпораций и деловой прессы.

В поисках двигателя рынка

Мы начали свое исследование в Саудовской Аравии — получив приглашение ее Совета по инвестициям (SAGIA). В этой стране, пожалуй, самые сложные условия для развития предпринимательства. В экономике заправляют контролируемая государством нефтяная отрасль и крупные семейные конгломераты — и ее срочно нужно диверсифицировать. Когда мы стартовали, представители SAGIA и других наших партнеров (информагентства AlWatan, Национального коммерческого банка, инвест­компании Siraj Capital и строительной корпорации Sukoon International) смогли назвать лишь несколько быстрорастущих предпринимательских фирм.

Спустя девять месяцев мы обнародовали список Saudi Fast Growth 100. Эти сто предприятий могли подтвердить свои результаты заверенными аудиторами финансовыми отчетами и по всем статьям не уступали самым сильным и быстроразвивающимся компаниям США из списка Inc. 500 — а это, по мнению многих, золотой стандарт предпринимательства. Они не получали поддержки государства, да и СМИ не делали им рекламу, однако на протяжении трех и более лет они росли в среднем со скоростью 40% в год, то есть в десять раз быстрее частного сектора страны, и вместе открыли 30 тысяч рабочих мест. Они работали в самых разных отраслях: ИТ, телекоммуникации, СМИ, реклама, издательское дело, здравоохранение, образование и т.д. Но чуть ли не вся страна считала, что таких сильных предпринимателей в Саудовской Аравии нет и в помине.

Позже мы составляли подобные списки для Ливана и Иордании и там увидели аналогичную картину. Учитывая результаты, полученные нами на Аравийском полуострове, — на их основе мы составили список Arabia 500, — можно ожидать, что на Ближнем Востоке и севере Африки мы тоже обнаружим нечто похожее (наши выводы будут опубликованы в 2011 году). Точно вписываются в выявленную нами тенденцию Пакистан, Индия (с них мы начали формировать список 500 самых быстрорастущих компаний Азии) и ЮАР (список South Africa 100 мы планируем расширить до Africa 500).

До сих пор развивающиеся страны рассматривались в основном как источник новой прибыли для крупных западных корпораций или родина зарождающихся компаний-гигантов финансовой, строительной или добывающей отраслей. То, что мы узнали, в корне меняет представление о потенциале этих рынков. Похоже, что это — родина набирающего вес и расширяющегося сообщества будущих «газелей». Мы познакомились и с некоторыми основателями таких компаний. В профессионализме они, между прочим, ничуть не уступают западным коллегам (а потенциал их, возможно, даже больше).

Общие черты. Если отбросить национальность, то предприниматели из Саудовской Аравии, из ЮАР или США (наш американский ориентир — Inc. 500) мало чем отличаются друг от друга. На бумаге — в том, что касается образования и профессиональной подготовки — у них все одинаково. У большинства — степень бакалавра, у многих — магистра. Они пять или больше лет проработали на предприятиях отрасли — обычно в штате известных фирм, таких как Procter & Gamble, Pepsi, Unilever, Toyota, HSBC. Средний возраст основателей стартапов везде — 33 года. Предприниматели всех трех национальностей создают компании в одних и тех же новых секторах; у них сходные идеи и умонастроения. Большинство открыли бизнес на собственные деньги.

Характерный пример — Осама Натто, в прошлом — топ-менеджер P&G. В 32 года он основал в Джидде консалтинговую фирму Innovative Business Solutions, которая специализируется в вопросах стратегии и работает на самых разных рынках — от Казахстана до Касабланки. Чтобы начать дело, Осаме нужны были деньги. Он продал дом и переехал с семьей в квартиру — так же делают многие основатели американских компаний. С тех пор ISB росла со скоростью 280% в год. Сейчас доход ее составляет около $3 млн.

Активность предпринимательства. Как показывает наше исследование, бизнесмены из развивающихся стран отличаются одним примечательным качеством — высокой «активностью предпринимательства» (этот выведенный нами показатель отражает количество созданных ими преуспевающих компаний). В общей сложности коммерсанты, которых мы нашли на этих рынках, основали на 25% больше предприятий, чем их американские коллеги из компаний Inc. 500. Здешние стартапы жизнеспособнее. И по поводу планов на будущее: 80% (!) основателей сказали нам, что в ближайшие пару лет намереваются открыть еще одно предприятие.

Чем объясняется эта более высокая активность? Проведя интервью более чем со ста бизнесменами, мы выявили некоторые закономерности. На развивающихся рынках много еще пустующих ниш, что хорошо. Но у этой медали есть оборотная сторона: венчурным предприятиям, чтобы расти, приходится самим заполнять пробелы рынка. Например, саудовской компании Eye-2-Eye Optical (эта сеть, созданная Айшой Натто, продает дорогие очки) пришлось построить завод по производству линз — иначе она не поспевала за спросом. Нередко новые предприниматели вынуждены ради своего основного бизнеса идти и в смежные области (и таким образом формировать промышленные кластеры). А по ходу дела они набираются разностороннего предпринимательского опыта.

Темпы роста в 2009 году. Как работали компании в 2009 году — это еще одно удивительное открытие. Данные мы взяли из финансовых отчетов тех сотен венчурных предприятий Ближнего Востока, Африки и Южной Азии, которые быстро росли в 2006—2008 годах. Хотя мировая экономика снизила темп до 2%, почти все эти компании в 2009 году прибавили в росте — чаще всего он был на 20—50% выше, чем в 2008-м.

Остается предположить, что экономическая модель этих предпринимателей весьма жизнеспособна — их бизнес идет в гору не потому, что они просто учатся на мировом опыте. Похоже, они как-то по-особенному выстраивали свой бизнес, чтобы преуспевать в новой глобальной экономике, которая благоволит предприятиям скромным, умеющим обходиться малым и приспосабливаться к любым условиям. И эта их способность функционировать в сложной деловой среде дает им конкурентное преимущество. Вот Qanawat, телекоммуникационная компания из списка Saudi 100, которая обслуживает труднодоступные сельские районы Саудовской Аравии, не охваченные лидерами отрасли: за первые четыре года своего существования ее доход вырос до $1 млрд. Этот опыт вполне позволяет Qanawat двинуться на другие рынки Ближнего Востока и в Африку.

Мы считаем, что такие «высокоактивные» компании могут оказаться в числе «газелей» развивающихся рынков. Их основатели не хватаются за возможности, которых не видят другие, и прекрасно умеют работать в условиях неопределенности, дефицита и рисков — а все перечисленное характерно для деловой среды в большинстве стран мира.

Движущие силы экспансии предпринимательства

Исследуя компании и страны, мы заметили три очевидные тенденции, которые наверняка будут способствовать появлению «газелей» в развивающихся странах.

Миграция профессионалов. Сейчас лучшие профессионалы уезжают с Запада и возвращаются на родину, чтобы там открывать собственные компании, поэтому люди, одаренные предпринимательским талантом, появляются во всех странах. За годы учебы и работы в Европе они обрели хороший деловой опыт, «поварились» на рынке и обзавелись широкими международными связями. Прекрасный тому пример — Амджар Арьян, бывший топ-менеджер американской CVS. Он вернулся в Иорданию и основал Pharmacy 1, первую в стране сеть аптек, которая быстро завоевывает Ближний Восток; сейчас в нее входит более 40 аптек.

Скрытый резерв. Мы считаем, что с «потеплением» политических и экономических условий в развивающихся странах и по мере того, как брэнды все большего количества предпринимательских фирм из Африки, Азии, Латинской Америки и с Ближнего Востока приобретают известность во всем мире, предпринимательство «пойдет в народ» — как в Индии и Китае. Опросы молодежи развивающихся стран показали, что стать бизнесменами хотят более 25% респондентов.

Относительно низкий первоначальный капитал. Слабая доступность банковского и венчурного финансирования, отсутствие фондов прямых инвестиций сильно сдерживали появление новых предприятий. В первый год существования компаний — участниц нашего проекта их основатели в среднем вкладывали в дело по $200 тысяч. Большинству предпринимателей, а это люди находящиеся в середине трудового пути, довольно легко удалось накопить эти деньги или получить их от первых своих покупателей. А значит, войти в ту или иную отрасль без солидного банковского или венчурного финансирования было, как никогда, просто.

Активное предпринимательство — двигатель прогресса

Те активные предприниматели, с которыми мы познакомились по ходу нашего исследования, не просто создают компании, которые стремительно расширяются: было 20 сотрудников — стало 200, или было 200 — стало 2 тысячи. Они создают рабочие места, на которых могут развиваться — профессионально и личностно — их сотрудники. Они предоставляют персоналу такие условия — обучение без отрыва от производства, на которое тратят много средств, медицинская страховка, участие в прибыли, — что люди держатся за свои места и стараются хорошо работать. В таких компаниях всегда есть вакансии, и их, как правило, заполняют своими же специалистами, чтобы не размывать корпоративную культуру и чтобы меньше времени и денег тратить на поиски и профессиональное обучение новых сотрудников.

Яркий тому пример — саудовская компания SecuTronic, которая специализируется на электронных системах безопасности. За пять лет работы она выросла на 2500% — потрясающая цифра. Система управления там построена по принципу горизонтали, а не вертикали. «Никаких начальников — просто 200 предпринимателей, работающих вместе», — говорит один из учредителей SecuTronic Ихаб Эльсаманнуди. Его коллега, тоже учредитель, Джавад Али добавляет: «От нас вместе взятых исходит мощная энергия, и от этого выигрывает вся компания, а также ее клиенты и акционеры. В SecuTronic за каждым руководителем — множество обученных и подготовленных мини-руководителей. Только так и можно стремительно расти».

Эти предпринимательские компании умело растят новое поколение предпринимателей. В трети изученных нами фирм развивающихся стран всегда идут навстречу сотрудникам, отважившимся создать свое дело. Ливанская компания из списка Lebanon 25 — World of Light & Electricity помогла запустить собственные предприятия уже десяти своим людям. А основатель Lomar, модного дома класса люкс, который значится в списке Saudi 100, работал в другой компании из того же списка — 3Points Advertising, где поддержали его желание начать свой бизнес.

Близится эра нового предпринимательства

Настало время по-новому посмотреть на проблему предпринимательства в развивающемся мире. Не отсутствие предпринимателей мирового уровня сдерживает экономический прогресс в странах этого мира — тут просто-напросто не понимают, что такие люди у них уже есть; вот в чем беда. Такие неправильные установки мешают росту и не дают нормально жить бизнесу. Если придумать системы, благодаря которым было бы просто выявлять «газелей» и вносить их на экономическую карту стран, то результаты не заставят себя ждать. Как только новички появятся на горизонте, к ним повалят потребители, кадры и мировой капитал. Мы называем этот феномен «видимой экономикой». Видимость поможет самым сильным компаниям стать публичными и обрести многие связанные с этим преимущества. Иначе их рост застопорится.

Сейчас невыявленные сообщества потенциальных «газелей» есть в каждом регионе развивающегося мира. По нашим подсчетам, после того, как мы составим списки Africa 500, Arabia 500, Eurasia 500 и Latin America 500 и о вошедших в них компаниях узнает мир, они за пять лет смогут создать миллион рабочих мест. Но это — всего лишь первый эшелон. Отобранные в эти списки предприятия умеют многократно повышать собственные бизнес-возможности, прокладывать дорогу новым отраслям и поощрять тысячи людей к тому, чтобы они пробовали себя в роли предпринимателей.

Похоже, что нам выпало присутствовать при зарождении цунами мирового предпринимательства. Активные предприниматели преуспевают там, где этого менее всего ожидаешь, создавая новые продукты, бизнес-модели, рынки с безграничным потенциалом. Глобальные корпорации и инвесторы увидят, что у них есть только один, прямой путь к росту. Правительствам и бизнесу это «младое племя» новаторов укажет дорогу к прогрессу и процветанию.

Изменения в обществе

Крысы-саперы

Пример. Необычный способ обнаружения сухопутных мин

HeroRats — сайт, созданный APOPO, организацией, которая обучает гигантских африканских крыс искать сухопутные мины. У этих крыс невероятно тонкое обоняние, и их очень много в регионах Африки, пострадавших от военных действий. APOPO работает только на средства спонсоров, а деньги собирает через свою программу Adopt-a- Rat. Добровольцы, которые берут на содержание крысу (это как минимум пять евро в месяц), могут следить в интернете за успехами животного — как оно осваивает саперскую науку. Взносы идут на питание, обучение, уход и перевозку крыс, которые к концу 2009 года помогли обезвредить 1 312 027 квадратных метров земли.

Медиа

Пример. Демократизация СМИ

Цель GroundRepor — разрушить баррикады цензуры и преодолеть предвзятость СМи, приглашая простых людей делиться информацией «с мест». Каждый может выложить на сайте компании новости, видео или свою трактовку происходящего. Более 5 тысяч добровольцев освещали такие, например, события, как предвыборные волнения в Иране, представив их во множестве ракурсов. Если бы не они, информация не стала бы общим достоянием из-за запретов властей.