Издевательства лучше непредсказуемости | Большие Идеи

・ Феномены
Статья, опубликованная в журнале «Гарвард Бизнес Ревью Россия»

Издевательства
лучше непредсказуемости

БОССЫ

Издевательства лучше непредсказуемости

читайте также

Гендиректор Levi Strauss: как я спас от стагнации легендарный бренд

Чип Берг

Подлинная сущность лидера

Джонс Гэрет,  Роб Гоффи

Десять непростительных недостатков

Зенгер Джек,  Фолкман Джозеф

Путевые заметки: берлинский душ и принятие перемен

Ицхак Адизес

Все слышали истории о боссах-садистах и страданиях их подчиненных. Но данные новых исследований дают понять, что самое страшное не это, а начальник, который из нормального вдруг делается бешеным. Сотрудники, боссы которых ведут себя непредсказуемо, испытывают больший стресс, чем работающие под постоянным прессингом. Это отражается на их общем самочувствии и отношении к работе.

Группа исследователей под руководством Фаделя Матты из Университета штата Мичиган пришел к этому заключению, изучив влияние на подчиненных уровня «межличностной справедливости» менеджеров (определяемой как уважение и признание заслуг). В рамках одного эксперимента 161 студенту дали задания: 12 раз оценить биржевые котировки акций и получить отзыв от руководителя. Их произвольно поделили на три группы: одна постоянно получала справедливые и уважительные отзывы («Спасибо, что постарались», «Приятно работать с вами»); другая — только несправедливые или неуважительные («Стыдно так работать», «Вы совершенно не мотивированы»); третья — то одни, то другие. После каждой части участники замеряли пульс, якобы чтобы исследователи могли оценить вызванный заданием уровень стресса.

У получавших уважительные отзывы пульс был предсказуемо самым низким. Однако второе место заняли не те, кого хвалили периодически, а те, кого не хвалили вовсе: их уровень стресса был ниже. Эти результаты (впоследствии их воспроизвели в реальной обстановке) поначалу выглядят странными: оказывается, полное отсутствие уважения лучше его периодического присутствия.

Затем исследователи обратили внимание на то, как поведение менеджера влияет на реакцию подчиненного на неопределенность рабочей атмосферы в целом. Оказалось, что важнее всего в отношениях с боссом стабильность: пусть даже он несправедлив. Те, к кому постоянно относились плохо, меньше переживали из-за рабочих перипетий, были более удовлетворены работой и не так эмоционально истощены, как те, кто не знал, чего ждать от начальства.

«Сотрудникам проще жить, если их босс все время ведет себя плохо», — говорит Матта. Он и его коллеги предлагают несколько способов решения проблемы. Компании могут добавить спецкурс по развитию справедливости в программы развития лидерства, ввести вопросы о справедливости в аттестацию по методу 360 градусов, а также давать кандидатам в начальники тест на самоконтроль.