Нордический характер русского пьянства | Большие Идеи

・ Феномены

Нордический характер
русского пьянства

Осмотрительные клиенты брачных агентств не забывают включить в свои требования отсутствие проб­лем с алкоголем. Но, как утверждают российские социологи, демографы и экономисты, будь вы трижды трезвенником, живущим в окружении трезвенников, то обстоятельст­во, что пьет вся страна, неминуемо сказывается на вашем уровне жизни.

Автор: Халтурина Дарья

Нордический характер русского пьянства

читайте также

Хотите научиться думать?

Мариэтта Чудакова

Джентльмены неудачи

Марина Иванющенкова

«Шесть сигм» для ценообразования

Содхи Манмохан,  Содхи Навдип

Правила рабочей электронной переписки: от эмодзи до опечаток

Эндрю Бродски

Осмотрительные клиенты брачных агентств не забывают включить в свои требования отсутствие проб­лем с алкоголем. Но, как утверждают российские социологи, демографы и экономисты, будь вы трижды трезвенником, живущим в окружении трезвенников, то обстоятельст­во, что пьет вся страна, неминуемо сказывается на вашем уровне жизни. По оценке экономиста Людмилы Ржаницыной ежегодно на пьянстве и наркомании Россия теряет мини­мум 3,3% национального дохода; они влекут за собой ­пропуски работы, раннюю инвалидность, необходимость оплачивать лечение травм и хронических заболеваний. Ведущий российский эксперт по алко­гольной смертности, руководитель отдела Московского НИИ психиатрии Александр Немцов считает, что алкоголь ежегодно оказывается прямой или косвенной причиной смерти полумиллиона россиян. Наконец, из-за быстрого обнищания пьяниц и их семей падает общий уровень потребления в стране, а значит, ухудшаются перспективы отечественных компаний.

По данным Всемирного банка — они были опубликованы в посвященном российской сверхсмерт­ности докладе 2005 года «Рано умирать», — в России пьют 70% мужчин, 47% женщин и 30% подростков. С алкогольным фактором, полагают авторы доклада, в первую очередь связана ранняя смертность, ведь за инфарктами, травматизмом, убийст­вами и суицидом часто стоят «водоч­ные» причины. Вывод доклада ­таков: если России удастся довести уровень смертности до уровня ЕС, то ее ВВП к 2025 году может быть на 29% выше, чем если показатели смертности останутся прежними.

Между тем, в XIX и ХХ веках столь же тяжелые алкогольные проблемы решали страны Северной Европы. Чтобы спасти население от эпидемии тяжелого пьянства, Скандинавия и Великобритания жестко ограничивали доступ к горячительным напиткам. Здесь тоже до середины ХХ века антиалкогольные меры были направлены на одну группу населения — хронических пьяниц. Но в середине 1950‑х француз­ский демограф Салли Ледерманн, проанализировав региональные данные по смертности во Франции с начала 1940‑х годов, выдвинул совершенно иную концепцию. Он показал, что во Франции главным коррелятом смертности от многих болезней был суммарный уровень потребления алкоголя в стране.

Другой параметр, усугубляю­щий алкогольные проблемы в обще­стве, — структура потребления спиртного: доля крепких алкогольных напитков, вина, пива и т.д. Среднестатистический взрослый росси­янин в год потребляет 14—15 л приведенного спирта. Но ­столько же пьют в Португалии, Ирландии, Чехии, Франции, Германии и Австрии, где не отмечено аномально высокой смертности. Очевидно, что фактор риска для жизни и здоровья — крепость самого популярного в стране напитка (см. график).

Россия входит в число североевропейских стран, склонных к особенно тяжелым формам пьянства, а значит, всем им нужна сильная алкогольная политика. Изучив зарубежный опыт, российские эксперты выработали список рекомендаций — государст­венных мер, которые могли бы помочь России решить эту проблему. 1. Изменить общественное мнение. Сама по себе пропаганда трезвости малоэффективна. Тем не менее объяснять суть алкогольной политики государства и форми­ровать в обществе ее поддержку необходимо. 2. Повысить акцизы и налоги и одновременно ужесточить борьбу с нелегальным алкоголем. Повыше­ние цен на крепкие алкогольные напитки оказалось одной из самых действенных мер во многих странах. Известно, что для спроса на ­алкоголь, как и для большинства товаров, харак­терна ценовая эластичность, — удорожание приводит к сокращению потребления.

Необходимо значительно уве­личить стоимость водки по сравнению со слабоалкогольными напитками.

Не стоит бояться всплеска потребления нелегального алкоголя. Вообще распространение контрабандного и контрафактного спиртного — явле­ние обычное, хотя и неприятное. Доля незаконного алкоголя на российском рынке такая же, как, например, в Норвегии — около трети. Но сейчас Россия — единственная север­ная страна, где самогоноварение не преследуется по закону, и ­только здесь пьют суррогаты, по какой-то причине общедоступные и дешевые. 3. Затруднить доступ к алкогольным напиткам. Помимо ценового порога нужно установить ­временные и пространственные барьеры для покупки алкоголя. Прежде всего, запретить его продажу в нерабочее время. Огромное количество смертей в России происходит после того, как собутыльники, решив «догнаться», идут ночью в ближайший работающий магазин и докупают спиртное. В ряде стран запрещено продавать алкогольные напитки в один из выход­ных дней, например в воскресенье.

Важно уменьшить и количест­во точек, торгующих алкоголем. В Подмосковье один такой магазин приходится на 400 человек, а в Норвегии — на 18 тысяч. 4. Государственная монополия на розничную торговлю спиртным. Многие страны, борясь с эпидемией пьянства, ввели государственную монополию на розничную продажу алкоголя. Эта мера оказалась эффективной в Швеции, Исландии, Норвегии, Финляндии, Канаде, некоторых штатах США и т.д. Продавая спиртное только в государственных магазинах, можно регулировать основную часть алкогольного рынка и добиться того, что спрос от самых крепких напитков сдвинется к более легким, а в большинстве случаев снизится и общее потребление. Количество таких торговых точек ограничено, цены здесь высокие, и работают они, как правило, только днем. 5. Государственная монополия на производство спирта. В прошедшие годы алкогольный бизнес России укрупнялся, ­а сейчас в стране идет дискуссия о введении государственной монополии на про­изводство спирта. Во-первых, это поста­вит заметную часть рынка под ­контроль, во-вторых, обеспечит стандарт ка­чества и собираемость налогов.