Нордический характер русского пьянства | Большие Идеи

・ Феномены

Нордический характер
русского пьянства

Осмотрительные клиенты брачных агентств не забывают включить в свои требования отсутствие проб­лем с алкоголем. Но, как утверждают российские социологи, демографы и экономисты, будь вы трижды трезвенником, живущим в окружении трезвенников, то обстоятельст­во, что пьет вся страна, неминуемо сказывается на вашем уровне жизни.

Автор: Халтурина Дарья

Нордический характер русского пьянства

читайте также

Особая цена: как сделать персонализированное предложение

Вернер Райнарц,  Нико Виганд,  Юстус Хаукап

Кто это придумал? Какая разница!

Нитин Нория

Будущее для маркетологов

Джин Корнфилд,  Марк Бончек

Как сохранить команду после того, как купили ваш стартап

Крейг Уокер

Осмотрительные клиенты брачных агентств не забывают включить в свои требования отсутствие проб­лем с алкоголем. Но, как утверждают российские социологи, демографы и экономисты, будь вы трижды трезвенником, живущим в окружении трезвенников, то обстоятельст­во, что пьет вся страна, неминуемо сказывается на вашем уровне жизни. По оценке экономиста Людмилы Ржаницыной ежегодно на пьянстве и наркомании Россия теряет мини­мум 3,3% национального дохода; они влекут за собой ­пропуски работы, раннюю инвалидность, необходимость оплачивать лечение травм и хронических заболеваний. Ведущий российский эксперт по алко­гольной смертности, руководитель отдела Московского НИИ психиатрии Александр Немцов считает, что алкоголь ежегодно оказывается прямой или косвенной причиной смерти полумиллиона россиян. Наконец, из-за быстрого обнищания пьяниц и их семей падает общий уровень потребления в стране, а значит, ухудшаются перспективы отечественных компаний.

По данным Всемирного банка — они были опубликованы в посвященном российской сверхсмерт­ности докладе 2005 года «Рано умирать», — в России пьют 70% мужчин, 47% женщин и 30% подростков. С алкогольным фактором, полагают авторы доклада, в первую очередь связана ранняя смертность, ведь за инфарктами, травматизмом, убийст­вами и суицидом часто стоят «водоч­ные» причины. Вывод доклада ­таков: если России удастся довести уровень смертности до уровня ЕС, то ее ВВП к 2025 году может быть на 29% выше, чем если показатели смертности останутся прежними.

Между тем, в XIX и ХХ веках столь же тяжелые алкогольные проблемы решали страны Северной Европы. Чтобы спасти население от эпидемии тяжелого пьянства, Скандинавия и Великобритания жестко ограничивали доступ к горячительным напиткам. Здесь тоже до середины ХХ века антиалкогольные меры были направлены на одну группу населения — хронических пьяниц. Но в середине 1950‑х француз­ский демограф Салли Ледерманн, проанализировав региональные данные по смертности во Франции с начала 1940‑х годов, выдвинул совершенно иную концепцию. Он показал, что во Франции главным коррелятом смертности от многих болезней был суммарный уровень потребления алкоголя в стране.

Другой параметр, усугубляю­щий алкогольные проблемы в обще­стве, — структура потребления спиртного: доля крепких алкогольных напитков, вина, пива и т.д. Среднестатистический взрослый росси­янин в год потребляет 14—15 л приведенного спирта. Но ­столько же пьют в Португалии, Ирландии, Чехии, Франции, Германии и Австрии, где не отмечено аномально высокой смертности. Очевидно, что фактор риска для жизни и здоровья — крепость самого популярного в стране напитка (см. график).

Россия входит в число североевропейских стран, склонных к особенно тяжелым формам пьянства, а значит, всем им нужна сильная алкогольная политика. Изучив зарубежный опыт, российские эксперты выработали список рекомендаций — государст­венных мер, которые могли бы помочь России решить эту проблему. 1. Изменить общественное мнение. Сама по себе пропаганда трезвости малоэффективна. Тем не менее объяснять суть алкогольной политики государства и форми­ровать в обществе ее поддержку необходимо. 2. Повысить акцизы и налоги и одновременно ужесточить борьбу с нелегальным алкоголем. Повыше­ние цен на крепкие алкогольные напитки оказалось одной из самых действенных мер во многих странах. Известно, что для спроса на ­алкоголь, как и для большинства товаров, харак­терна ценовая эластичность, — удорожание приводит к сокращению потребления.

Необходимо значительно уве­личить стоимость водки по сравнению со слабоалкогольными напитками.

Не стоит бояться всплеска потребления нелегального алкоголя. Вообще распространение контрабандного и контрафактного спиртного — явле­ние обычное, хотя и неприятное. Доля незаконного алкоголя на российском рынке такая же, как, например, в Норвегии — около трети. Но сейчас Россия — единственная север­ная страна, где самогоноварение не преследуется по закону, и ­только здесь пьют суррогаты, по какой-то причине общедоступные и дешевые. 3. Затруднить доступ к алкогольным напиткам. Помимо ценового порога нужно установить ­временные и пространственные барьеры для покупки алкоголя. Прежде всего, запретить его продажу в нерабочее время. Огромное количество смертей в России происходит после того, как собутыльники, решив «догнаться», идут ночью в ближайший работающий магазин и докупают спиртное. В ряде стран запрещено продавать алкогольные напитки в один из выход­ных дней, например в воскресенье.

Важно уменьшить и количест­во точек, торгующих алкоголем. В Подмосковье один такой магазин приходится на 400 человек, а в Норвегии — на 18 тысяч. 4. Государственная монополия на розничную торговлю спиртным. Многие страны, борясь с эпидемией пьянства, ввели государственную монополию на розничную продажу алкоголя. Эта мера оказалась эффективной в Швеции, Исландии, Норвегии, Финляндии, Канаде, некоторых штатах США и т.д. Продавая спиртное только в государственных магазинах, можно регулировать основную часть алкогольного рынка и добиться того, что спрос от самых крепких напитков сдвинется к более легким, а в большинстве случаев снизится и общее потребление. Количество таких торговых точек ограничено, цены здесь высокие, и работают они, как правило, только днем. 5. Государственная монополия на производство спирта. В прошедшие годы алкогольный бизнес России укрупнялся, ­а сейчас в стране идет дискуссия о введении государственной монополии на про­изводство спирта. Во-первых, это поста­вит заметную часть рынка под ­контроль, во-вторых, обеспечит стандарт ка­чества и собираемость налогов.