Какую жизненную философию выбрать | Большие Идеи

・ Феномены

Какую жизненную
философию выбрать

Рецензия на книгу «Жить хорошо. Модели личной философии от буддизма до светского гуманизма»

Автор: Елена Пименова

Какую жизненную философию выбрать
Getty images / Fanatic Studio

читайте также

По-прежнему остается всего лишь два вида конкурентного преимущества

Роджер Мартин

Классика HBR. Лидерство

Культурная ошибка: что делать, если вы обидели иностранца

Мелисса Хан,  Энди Молински

Как сон влияет на вашу карьеру

Томас Чаморро-Премузик

Рецензия на книгу коллектива авторов «Жить хорошо. Модели личной философии от буддизма до светского гуманизма». Альпина Паблишер, 2022.

Как выбрать в жизни правильную линию? Аристотель предложил выстроить шкалу, на полюсах которой две крайности того или иного качества: правильная позиция находится ровно посередине этой шкалы. Возьмем такую добродетель, как честность: на одном полюсе лживость, а на другом — излишняя откровенность. Честным же человеком считают того, кто правдив «в меру». Идея баланса присутствует и в даосизме: воплощение верной меры — так называемый «сосуд цици». Если налить в него слишком много или, наоборот, слишком мало воды, он опрокинется — для равновесия необходимо очень точное соотношение воды и пустоты.

Книга, перевод которой вышел в издательстве «Альпина Паблишер» под названием «Жить хорошо. Модели личной философии от буддизма до светского гуманизма», дает читателю возможность выбрать философское учение по душе. Это сборник эссе 15 авторов: каждый пишет о жизненной доктрине, которой придерживается сам. Анализируются философские и религиозные учения, привлекшие миллионы приверженцев: пришедшие с востока буддизм, конфуцианство, индуизм и даосизм, античные аристотелизм, эпикурейство и стоицизм; религии, освященные веками (иудаизм, христианство), или современные (прогрессивный ислам и этическая культура), а также современные философские течения (экзистенциализм, прагматизм, эффективный альтруизм и светский гуманизм). Составители книги не разграничивают жизненную философию от религии, ведь и там, и там люди ищут ответы на главный вопрос: как прожить достойную жизнь? Учения даются не в виде постулата, а как руководство для адептов в выборе образа жизни. Во многих доктринах, даже, казалось бы, очень далеких друг от друга, прослеживается немало общего.

Часть учений нацеливают нас на избавление от страданий и стремление к счастью, а часть отвергает подобные устремления, полагая страдание необходимым и полезным опытом. «Мы должны быть внимательны и всегда начеку, чтобы не упустить возможность уменьшить как собственные, так и чужие страдания», — призывают буддисты. Задачу справиться с «великим человеческим страданием — абсурдностью существования» ставит перед собой экзистенциализм. Даосизм считает неопределенность, конфликты, катастрофы и безрадостность главными причинами страданий и дает свой ответ, как их преодолевать, постулируя, что стремление к благополучию естественно для человека, а правильный путь (дао) к нему — в готовности к переменам, постоянном движении и здоровом образе жизни,та также в умении приноравливаться к обстоятельствам жизни, а не идти наперекор им («следовать движению волн, а не навязывать волнам свою волю»). Буддизм в наше время многим импонирует тем, что представляется воплощением стремления человека к счастью, хотя, если считать счастьем нирвану, к которой движется всякий последователь Будды, то получается, что человек достигает цели только тогда, когда превращается в ничто, освободившись от всех желаний. В аристотелизме идее счастья соответствует понятие эвдемонии, означающее «процветание, блаженство». И в этом можно провести параллель с буддизмом — Аристотель утверждает, что по-настоящему оценить качество жизни возможно лишь после того, как она закончится. А в представлении стоиков, в эвдемонии сочетаются понимание устройства мира (физика) и умение логически рассуждать: физика плюс логика дают ключ к этике, то есть умению жить, а значит — к благополучию. Прогрессивный ислам тоже высоко ставит человеческое процветание, постулируя необходимость заботиться о благе сотворенного Богом мира. Стремление к счастью в эпикуреизме вытекает из убеждения в том, что все мы состоим из материальных частиц (атомов) и после смерти утрачиваем разум и чувства, поэтому основанная на страхе религия смысла не имеет, а сосредоточиться нужно на том, чтобы жить счастливо на этом свете. Истинным счастьем в иудаизме считается изучение священных текстов, которое одновременно является и непременной обязанностью верующих. Приверженцы эффективного альтруизма ставят задачу делать мир лучше; при этом лежащая в основе этого учения обязанность делать добро (направлять хотя бы часть своих ресурсов на совершенствование мира) служит уменьшению суммы страданий. Сходную позицию занимает светский гуманизм, который преподносит себя как практический способ улучшить условия человеческого существования и призывает любить жизнь, полагаться на свои природные способности и заботиться друг о друге.

Ключевые понятия индуизма — карма и сансара — предполагают, что жизнь неизбежно проникнута страданиями, которых избегать и не нужно, так как они, с одной стороны, заслужены человеком, а с другой — полезны для понимания им своей полной зависимости от богов; стремление же к счастью здесь заменено стремлением вырваться из круговорота перерождений, постоянно согласовывая свои поступки с необходимостью улучшить собственную карму. Убеждение в неизбежности страданий присуща и христианству: вера в загробную жизнь предполагает необходимость терпеть страдания в настоящем — и стремиться нужно не к счастью, а к праведному образу жизни, дающему право на жизнь вечную.

Как действовать в отношении ближнего? Для последователей Конфуция непременный атрибут правильной жизни — наполненное любовью сосуществование с другими. Призыв «люби ближнего как самого себя» характерен и для иудаизма, и для христианства, а принцип «любящей доброты» — один из основополагающих в буддизме. Так называемое «золотое правило нравственности» провозглашается и в конфуцианстве («Не делай другим того, чего не желаешь себе»), и в иудаизме («Не делай своему ближнему то, что ненавистно тебе»). Этому правилу созвучно, но и противопоставлено другое, на котором настаивают приверженцы этической культуры (современная нетеистическая религия): «Поступайте так, чтобы пробуждать добро в других и тем самым в себе», полагая «золотое правило» излишне эгоцентричным. Прогрессивный ислам призывает к равенству во взаимоотношениях со всеми, независимо от вероисповедания и происхождения.

Особый взгляд на человеческие взаимоотношения у экзистенциалистов: они предпочитают иметь «заклятых друзей», с которыми, помимо общих взглядов, есть и серьезные разногласия. Знаменитое выражение Сартра «ад — это другие» дает шанс самопознания через призму постороннее мнение.

В основе каждой этической системы — убеждение в том, что заданные ею ценности универсальны. И вот совет одного из авторов книги, Дэниэла Кауфмана: «Приверженцу той или иной философии недостаточно просто восхищаться ее идеями. Она должна подходить вашему складу характера и вашему образу жизни; а неподходящая для человека философия неуклюжа, неуместна и в конечном счете бесполезна, как плохо сидящий костюм».