Где найти настоящих предпринимателей | Большие Идеи

・ Феномены
Статья, опубликованная в журнале «Гарвард Бизнес Ревью Россия»

Где найти
настоящих предпринимателей

Многие люди приезжают в Силиконовую долину в поисках предпринимателей-нонконформистов, надеясь открыть нового гения. Но вот загвоздка: здесь предпринимательство — это норма.

Автор: Уильям Барнетт

Где найти настоящих предпринимателей

читайте также

Как ограничить ущерб от негативных отзывов в интернете

Чем здоровее, тем выгоднее

Уайт Майлз

Новая миссия: зачем производитель обуви TOMS начал продавать кофе

Блейк Майкоски

«Я всё делаю не так!»: почему вы должны быть добрее к себе

Элис Бойес

Я еще помню те времена в школах бизнеса, когда Стива Джобса приводили в пример как плохого бизнесмена. Корпорация Apple тогда была не слишком успешной, а Стив — вечный одиночка — создал Next, еще один не слишком удачный проект в своей жизни. Когда дела для нонконформиста идут плохо, его легко назвать глупцом. Но в те редкие моменты, когда одиночка преуспевает — вспомните Джобса несколько лет спустя, когда он вернулся в Apple, он делает это с шиком. Ничто так не окупается, как победная бунтарская стратегия.

Многие люди приезжают в Силиконовую долину в поисках предпринимателей-нонконформистов, надеясь открыть нового гения. Но вот загвоздка: здесь предпринимательство — это норма. Чтобы вписаться в общество в Силиконовой долине, нужно действовать как предприниматель. Исключительно способные студенты из Стэнфорда часто (и робко) признаются мне, что они скорее бы приняли (если уже не приняли) предложение о высокооплачиваемой работе в крупной солидной компании. То, что такие замечательные новости сообщаются со смущением, раскрывает нам культуру Силиконовой долины. В областях, где бизнес — последний писк моды, трудно отличить одиночек от позеров. Разобраться, кто есть кто, очень сложно.

Чтобы найти бизнесмена-бунтаря, нужно искать его там, где предпринимательство как явление непопулярно. Например, в Токио. Статус компании важен в большинстве стран и особенно — в Японии. Поэтому столь удивительно, что в 90-х в Токио появились Purinto Kurabu, инновационные фотокабины.

Японские подростки выстраивались в очереди длиной в несколько кварталов, чтобы забраться с друзьями в фотобудку этой компании ради фотографии-наклейки. В конечном счете эти кабины распространились по всему миру и заработали уйму денег их создателю. Но в отличие от большинства японских инноваций, эти фотобудки были предложены не корпорациями, вроде Mitsubishi или Hitachi. Нет, их создал стартап — компания Atlus во главе с Наойи Харано, решившим действовать самостоятельно. Его маленькая фирма в конце 80-ых — начале 90-ых выпускала одни из первых ролевых видеоигр для консолей, такие как Megami Tensei(«Реинкарнация богини»), которая обрела в Стране Восходящего Солнца статус культовой.

Однако игры не окупались. Харано, отчаянный и умный (отличное сочетание), зарабатывал всеми возможными способами: распространял бильярдные столы в игровых комнатах, устанавливал караоке в пустых контейнеровозах в Токио и т. п. Законченный индивидуалист, Харано скорее всего остался бы незамеченным, но однажды его непредсказуемое поведение породило поразительно успешный продукт. По сути, идея инновационной фотобудки пришла от секретарши компании Atlus. Этого никогда бы не случилось в громадной японской корпорации-муравейнике: идея от работника низшего звена, да еще и женщины, не имела бы шанса пробиться наверх. Но попав в руки предпринимателя-нонконформиста, она увидела свет.

Подобных примеров, если присмотреться, довольно много. Вы будете удивлены, обнаружив в ОАЭ twofour54, предпринимательский медиацентр в Абу-даби, которым управляет госпожа Нура Аль-Кааби. В Перу вы сможете попробовать популярный в Латинской Америке напиток "Kola Real", созданный во время государственного переворота в 1988 году — не лучшее время для запуска новых товаров. А на Камчатке существует компания, специализирующаяся на экотуризме, Wild Salmon River Expeditions, созданная бывшим американским военным и его русскими партнерами. А теперь, перечислите свои особые обстоятельства. Там, где предпринимательство ожидается меньше всего, и проявляются подлинные бизнесмены.

Профессионалам стоит обратить внимание на рисковых предпринимателей, но этого не происходит. Мы с профессором Элизабет Понтикес из Чикагского университета на протяжении десятилетия изучили тысячи фирм по разработке и продаже программного обеспечения. Компании и венчурные инвесторы гонятся за «горячими» рынками. Но рынки могут и остыть. Венчурный капитал увеличил этот бум и ускорил цикл банкротства новых предприятий: наибольшую вероятность завоевать свою долю на рынке имели те фирмы, что относительно недавно привлекли венчурный капитал. Инвесторы двигались дальше и вкладывали все больше и больше денег. Но инвестиции нельзя назвать панацеей от провала. И большинство стартапов, привлекших максимальный объем венчурного капитала, в итоге провалились. Напротив, те немногие компании, которые начинали свою деятельность в «плохие времена» и привлекли не так много инвестиций, как их конкуренты в более «благоприятное время», оказались успешнее.

Нонконформистское мышление особенно близко к гениальному. Те, кто следует за толпой, могут быть правы, а могут — и не быть, но они определенно предсказуемы. Поведение одиночек, которые охотно идут наперекор общественному мнению, уж точно трудно предсказать. Они могут ошибаться и тогда предстают глупцами. Но когда одиночки оказываются правы, мы думаем о них позже как о гениях. Неудивительно, что так откликаются в нас строки Роберта Фроста из стихотворения «Другая дорога»: «…я пошел по заброшенной. Может быть, зря… Но это все прочее определило» (пер. Валерия Черешни).

Читайте по теме: