Хотите научиться думать? | Большие Идеи

・ Феномены

Хотите
научиться думать?

Так все-таки — есть ли смысл спорить с человеком противоположных, чем твои, убеждений?

Автор: Мариэтта Чудакова

Хотите научиться думать?

читайте также

Что мешает повсеместному внедрению автономного транспорта

Кристен Эрнандес,  Эшли Нунес

«В обычной жизни врачи еще долго будут избегать близких контактов»

Юлия Фуколова

Распорядок дня гения

Сара Грин Кармайкл

Искусство быть смелым

Риардон Кэтлин

Блог четвертый

1.

…Так все-таки — есть ли смысл спорить с человеком противоположных, чем твои, убеждений?

Пример, который я далее приведу, многим покажется неудачным.

Рассказы о таких вполне мирных спорах я слышала от лагерников, по 10 и более лет отбывших на сталинской каторге, на Колыме, в Магадане и других не лучших местах.

В тюрьме, лагере, в какой-то мере и в ссылке, люди жили вне ежедневной подчиненности советскому образу действий. И многие (или, по крайней мере, некоторые) обнаруживали свой подлинный облик — он оказывался для товарищей по несчастью привлекательным. Выступали вперед именно качества личности, отделенные от политических взглядов, от идеологии. Идеология — нередко разная у разных арестантов — перестала разъединять и вызывать взаимную ненависть (в противовес тому, чего успешно добивались большевики вне тюрьмы и что мы, к сожалению, вновь наблюдаем сегодня). Именно так беседовали в тюрьме Лев Разгон и Михаил Рощаковский: «Он был убежденный монархист, националист и антисемит. Я был коммунистом, интернационалистом и евреем. Мы спорили почти все время. И выяснилось, что можно спорить с полностью инаковерующим не раздражаясь, не впадая в ожесточение, с уважением друг к другу... Для меня это было подлинным открытием...» (Л. Разгон. «Плен в своем отечестве»).

2.

Обратимся к еще одному примеру выключенности мысли.

Журналист Олег Кашин (мне он всегда любопытен — не раз защищала его в разговорах с добрыми знакомыми от обвинений во всех смертных грехах, даже в черносотенстве) рассказывает в недавней заметке под названием «Пусть стоит» о «случае, когда мы хуже даже… Украины».

Там принят десоветизаторский закон — будут уже законным порядком сносить памятники Ленину, возвращать старые названия улицам (например, Жовтневой) и городам (например, Кировограду).

А в России Киров никак не станет Вяткой (а университет в нем Вятский!), и памятники Ленину, стоящие на главной площади любого самого маленького поселка, сносить по-прежнему не хотят. «Пускай остается, пусть будет <…> — на этом и только на этом и держатся все советские памятники, улицы, названия городов».

Проехав на машине от Владивостока до Москвы, останавливалась я во многих городах и поселках, и в каждом (исключений не встретила) — улица Урицкого. (Про Дзержинского сейчас не говорю — его по нашим городам немало, но все-таки от своего коллеги Урицкого он сильно отстает. Я могла бы это объяснить, но не хочу тратить время читателей.)

Чем же так прославил себя товарищ М. Урицкий в памяти народной? В советской России орудовал он всего ничего — меньше года. Участвовал — от большевиков — в созыве Учредительного собрания. А затем — в его разгоне (помните матроса Железняка и его знаменитое «Караул устал!», чудесным образом прекратившее легитимность власти в России?). В марте 1918 года назначен председателем Петроградской ЧК. Развернул «красный террор», уничтожая даже подозреваемых в контрреволюционных настроениях. З0 августа 1918-го был застрелен молодым поэтом-эсером, другом казненного им. За это коллеги-чекисты расстреляли сотни ни в чем не повинных заложников.

Думают ли об этом те, кто живет в разных углах России на улицах Урицкого? Не думаю.

3.

Вернемся к памятникам Ленину, стоящим по всей России (их снос аттестуется как вандализм).

Олег Кашин утверждает: «Можно сочинить какое угодно теоретическое объяснение: что Ленин очень важен для России, что он построил страну, которая полетела в космос и победила фашизм <…>. Но все эти объяснения — заведомая неправда <…>. «Пусть будет» — это единственный реальный аргумент. <…>. Непобедимость и устойчивость советской символики в современной России — она вообще только на том и держится, что всем на все плевать. При какой угодно власти, в каком угодно году кто-нибудь предложит убрать у нас Лениных — и вся страна ему хором ответит: «Пускай стоит». <…>. И это, наверное, и есть самое неприятное и самое унизительное; если бы у Ленина в России действительно были миллионы убежденных сторонников, готовых умирать за то, чтобы он стоял на площадях во всех городах, это было бы не так ужасно, но ведь нет — равнодушие и только равнодушие, больше ничего».

4.

Тут я с Олегом Кашиным все же не соглашусь.

Наоборот — ужасно было бы, если после всего, что сделано с Россией после Октября, у Ленина были бы в России «миллионы убежденных сторонников, готовых умирать» за его памятники.

И не все так уж равнодушны к этому имени. Кое у кого что-то тлеет в душе — с памятных с детства фотографий маленького Ленина: «Когда был Ленин маленький, С кудрявой головой, Он тоже бегал в валенках..» — и так далее.

Но равнодушие, нежелание пораскинуть мозгами — очевидно. Между тем, против памятников Ленина есть, на мой взгляд, железный аргумент — для всякого человека, особенно имеющего детей, он должен быть неоспоримым и опрокинуть безмятежное «Пусть стоит!».

Взрослым от памятника, как правило, и впрямь не жарко и не холодно. Проходят мимо не глядя. Но трех-четырехлетний ребенок, каждый день проходя за ручку с бабушкой мимо памятника, однажды непременно спросит:

— Ба, а это кто?

Ну и пробормочет бабушка что-то хорошее.

…Предположим крайний случай: молодая еще бабушка — жутко продвинутая — и цену Ленину знает. Что ж она — так ребенку и выложит?..

Но ведь тогда последует второй вопрос:

— А почему такому плохому дяде — памятник?..

Так или иначе в каждом городе или городке с неуклонной закономерностью возрождается у самых-самых юных поколений миф о Ленине.

А ведь на его месте должно бы уже быть все-таки что-то другое…

Читайте по теме: