Хотите научиться думать? | Большие Идеи

・ Феномены

Хотите
научиться думать?

Маркс видел историю человечества как историю последовательной смены формаций.

Автор: Мариэтта Чудакова

Хотите научиться думать?

читайте также

Нет оправданий для отказа от стратегии

Фрэнк Сеспедес

Правила биосферы

Анру Грегори

Почему стремление понравиться мешает вашей карьере

Франческа Джино

Как Китай стал лидером в области ИИ и что ждет его в будущем

Дайтянь Ли,  Тони У. Тун,  Яньгао Сяо

…В нормальных семьях не садятся ужинать, не убрав со стола грязные тарелки и объедки, оставшиеся от обеда. Казалось бы, и в умственной нашей сфере должно быть так же. Но нет.

Несколько ныне живущих поколений потратили часть драгоценных пяти лет, отпущенных нам в жизни на получение высшего образования и профессии, на изучение марксизма-ленинизма. Смотрю вкладыш своего диплома с отличием:

  • «История КПСС»,
  • «Политическая экономия» (половину ее составляла несуществующая наука «Политическая экономия социализма»),
  • «Диалектический и исторический материализм»,
  • «История философии» (разумеется, материалистической).

Так что сказать сегодняшним поколениям, которые этого уже не изучают? Каков наш вердикт насчет марксизма и всех его ответвлений?

А никакого. Было — и сплыло.

А это, между прочим, неправильно. Объедки со стола надо убирать.

Маркс видел историю человечества как историю последовательной смены формаций. Картина получалась довольно стройная. Схема буквально завораживала интеллектуалов XIX, да и XX веков. И делала для них приемлемой ее концовку, на деле — совершенно фантастическую.

Читайте материал по теме: Неужели Маркс был прав?

Многие еще помнят эту схему:

  • Первобытно-общинный строй, или первобытный коммунизм. Почему «коммунизм»? Да потому что классов нет, собственность — коллективная…
  • Рабовладельческий строй — класс рабов и класс рабовладельцев, у них — вся собственность, у рабов ничего нет. Лишенные свободы, рабы трудятся на рабовладельцев по принуждению.
  • Феодальный строй — вся земля в собственности у феодалов, которые также принуждают крестьян к труду: общество опять-таки состоит из двух антагонистических классов.
  • Капиталистический строй — вся собственность у капиталистов; рабочий ничего не имеет, работает у капиталиста по найму, а тот его «эксплуатирует», то есть часть денег за работу недоплачивает, а забирает себе («прибавочная стоимость»).

…Казалось бы, это вообще-то нормально — ведь все средства производства, на которых рабочий работает (от станка до заводского здания), принадлежат хозяину. Но марксистская теория настраивала людей на то, что это — ненормально. И потому с таким положением необходимо покончить. Притом единственно возможным путем (это ноу-хау марксизма) — революцией.

И тогда в результате революции наступит последний прекрасный этап развития человечества — коммунизм. Формация, в отличие от предыдущих, никем и никогда — ни тогда, ни потом — невиданная. Существовавшая только в голове Маркса и его последователей.

Итак, коммунизм. Нет частной собственности — значит, нет классов. Нет классов — нет и классовой борьбы. Уровень производства так высок, что человек освобожден от тяжелого физического труда и занят только умственным (!). Из-за высокого уровня производства любых товаров и продуктов так много, что деньги больше не нужны. Каждый берет все, что ему нужно («по потребностям»), безо всяких денег. И трудятся люди тоже безо всякой зарплаты — сознательно, ради пользы обществу.

Читайте материал по теме: Александр Аузан. Как вывести экономику из комы

Власть принадлежит всему обществу — на основе самоуправления. Государство, соответственно, отмирает.

Остается добавить яркий образ русского фольклора: И текут там молочные реки в кисельных берегах

Коммунизм по Марксу — последняя стадия развития человечества. На нем история прекращает свое движение. (А теперь подумайте сами: ну статочное ли это дело, как выражались когда-то наши прабабушки, чтоб история прекратилась? А люди поверили.) Все замирает — как в зимнем сказочном саду Снежной королевы.

Ну и что?

Выразили ли мы не в частном, а в общегосударственном порядке свое отношение к тому, чем предшествующее государство пичкало нас много лет (некоторые еще по приказу начальников посещали после работы университеты марксизма-ленинизма)? Да нет, нисколько.

За нас это делает, увы, один из лучших критиков марксизма Карл Поппер.

В 16 лет, в 1918 году, он стал членом австрийской компартии. Тем важнее его свидетельство о том, как он почувствовал себя в «марксистской ловушке» и покинул партию — прежде, чем ему исполнилось 17 лет. Для этого свидетельства у меня в тексте нет места, но всем советую к нему обратиться — поучительно…

Он поясняет: «Все знают, что открытые общества Запада являются “капиталистическими”. Слово “капитализм” получило широчайшую известность и всеобщее признание благодаря Марксу и марксизму. <…> Важно, однако, то, что “капитализм” в том смысле, в каком Маркс употреблял этот термин, нигде и никогда не существовал на нашей прекрасной планете Земля».

Оказывается, не только коммунизм — и капитализм-то не существовал!..

Подробней об этом — в следующем блоге.