Хотите научиться думать? | Большие Идеи

・ Феномены

Хотите
научиться думать?

Люди заботятся только о собственном интересе — и мощно стимулируют развитие общества.

Автор: Мариэтта Чудакова

Хотите научиться думать?

читайте также

«Лучше бы мы ненавидели свою работу, было бы гораздо проще»

Бриджид Шульте

У дураков мысли сходятся

Ракшенко Лилия

Экономика после COVID-19: новые угрозы и возможности

Мартин Ривз,  Пол Шварц,  Филипп Карлссон-Шлезак

Сатья Наделла: «Сегодня люди хотят понимать, зачем они работают»

Продолжим знакомство с одним из самых убедительных критиков Маркса — Карлом Поппером. Он уверяет нас, «русских читателей», что «капитализма» в смысле Маркса вообще никогда не существовало… Можно не соглашаться — но уж точно есть над чем задуматься. А ведь именно этому похвальному занятию и посвящаю я свои блоги.

«Для марксизма (и в еще большей мере для ленинизма), — пишет К. Поппер, — “капитализм” — это прежде всего такая фаза общественного развития, когда рабочие живут в нищете, труд их изнурителен и тягостен, зачастую очень опасен, а заработка едва хватает, чтобы не умереть с голоду».

Собственно, нечто подобное изображено, например, в романах Золя. Но Маркс нарисовал ложную тенденцию развития капитализма. Он полагал, что при капитализме действует железный закон — чем больше развивается производство, тем сильнее растет нищета рабочих.

Казалось бы, это даже на поверхностный взгляд абсурдно: ну как это — предприниматель все богатеет, а его рабочие все беднеют и беднеют!.. Но Маркс свято верил в свою теорию. «…Невыносимая нищета способствует превращению рабочих в радикальных революционеров, осознающих свои классовые интересы. Рабочие всех стран объединятся и осуществят социальную революцию. Капитализм и капиталисты будут уничтожены — ликвидированы, и воцарится мир на Земле».

И его последователи верили в это.

И, наверно, больше всех — едва ли не самый преданный ученик Маркса — Ленин. И убеждал всех со свойственным ему немыслимым напором, что только всемирная пролетарская революция спасет рабочих от нищеты (никаких иных путей нет и быть не может!) и приведет в светлое царство коммунизма.

Читайте материал по теме: Неужели Маркс был прав?

Беззаветная, лишенная и тени сомнений его вера, что мировая революция — на пороге (в это верил человек, проживший в Европе безвылазно с 1900 по 1917 годы!..), заставила его совершить Октябрьский переворот — чтобы сделать Россию взлетной площадкой для всемирного ковра-самолета. Это была одна из самых грандиозных авантюр (не в ругательном, а в точном смысле слова). Она стоила России примерно 30 миллионов жизней, потерянных в 1917—1923 гг.

Все, кто получал высшее образование в советское время, изучали и сдавали эти предметы: исторический и диалектический материализм.

Все мы обязаны были быть материалистами, то есть признавать примат материи над сознанием, бытия — над духом («Бытие определяет сознание» — а как насчет того, что в одной семье один сын становится бандитом, а второй — прекрасным человеком?.. Помню оглушительный эффект этой мысли в 20 лет…). Еще добавлялась гегелевская диалектика — получался диалектический материализм (Ленин объяснял впоследствии диалектикой всякое резкое изменение своей позиции по тому или другому вопросу).

…Роль действий людей, с их разными убеждениями и разнообразными побуждениями в истории общества была отодвинута — вперед выступили производственные отношения, исходным пунктом для всякого человеческого общества стал факт добывания средств к жизни. Действия людей в каждой формации сведены были к действиям классов. Их беспощадная борьба предъявлялась как главное содержание истории человечества.

Между тем задолго до Маркса человек, про которого мы в России знали в советское время только строку из «Евгения Онегина»:

открыл, что человечество стоит вовсе не на этом, а на мирных взаимоотношениях, основанных на разделении труда, каковое — в интересах каждого.

«Не от благожелательности мясника, пивовара и булочника ожидаем мы получить свой обед, а от соблюдения ими своих собственных интересов» .

Люди заботятся только о собственном интересе — и мощно стимулируют развитие общества. И тут вступает в дело второй мощный рычаг — введенное А. Смитом понятие невидимая рука рынка (invisible hand of the market): рынок поощряет необходимые всем товары и вымывает ненужные.

Читайте материал по теме: Александр Аузан. Как вывести экономику из комы

Смит защищал свободу торговли и невмешательство государства в экономику и, конечно, частную собственность. А Маркс писал: «Бьет час капиталистической частной собственности. Экспроприаторов экспроприируют». Эта последняя мысль явно заворожила молодого Ленина.

Егор Гайдар назвал «Империализм как высшая стадия капитализма» лучшей работой Ленина.

Все страны, участвующие в Первой мировой войне — от США до России, усилили (временно!) роль государства в экономике. Ленин в те годы, работая над книгой, делал свои выводы, исходя из того, что это навсегда.

Е. Гайдар напоминает «классические характеристики» империализма, данные Лениным: «…Империализм есть (1) монополистический капитализм; (2) паразитический или загнивающий капитализм; (3) умирающий капитализм».

«Именно этот точно описанный им экономический строй, — пишет Е. Гайдар, — но под названием “социализм” Ленин сознательно построил в России».

Это осталось незамеченным едва ли не всеми, изучавшими Ленина. А ведь он черным по белому все сам это написал!.. Как же мы не понимали сказанного прямым текстом?.. Вот что значит непрерывное давление пропаганды.

«…Монополистический характер экономики, убивающий конкуренцию, рынок. Отсюда и “паразитизм” (на природных ресурсах, включая “трудовые”*), отсутствие стимулов к саморазвитию, отсюда и “загнивание”, “умирание”. “<…> Кучка монополистов, защищенных государственной помощью…, своим гнетом осуждают 5\6 населения на нищету, а всю страну — на застой и гниение“. Ленин поставил целью довести этот строй до логического совершенства. Империализм остается неполным, пока он полностью не слит с государством, пока построен на базе независимой от государства частной собственности.

Что именно государственный капитализм (= империализм) Ленин видел в качестве переходной ступени, «куколки», из которой выпорхнет бабочка социализма, общеизвестно. С предельной ясностью, не допускающей разночтений, он писал: “Государственно-монополистический капитализм есть полнейшая материальная подготовка социализма, есть преддверие его, есть ступенька исторической лестницы, между которой… и ступенькой, называемой социализмом, никаких промежуточных ступеней нет”**. Что же нужно, чтобы из империализма “махнуть” прямо в социализм? Только одно: захватить власть!.. Так выстраивается железная логическая цепь. Капитализм — государственное регулирование — государственно-монополистический капитализм (империализм, загнивающий, паразитический) — социализм“ (Е. Гайдар. Государство и эволюция. М., 1994).

Вот и все.

*Сюда и — даровой труд заключенных, от Соловков до позднего ГУЛАГа, развернувшегося на всю страну. — М.Ч.

**Ленин В. И. Полн. собр. соч. Т. 34. С. 193.

Читайте по теме: