Родители-мучители, «искрящиеся» ученики и план из трех «П» | Большие Идеи
Феномены
Статья, опубликованная в журнале «Гарвард Бизнес Ревью Россия»

Родители-мучители, «искрящиеся» ученики и план из трех «П»

Нина Джексон
Родители-мучители, «искрящиеся» ученики и план из трех «П»

От редакции. Почему родители не должны требовать от своих детей высоких отметок? Как заинтересовать школьников учебой и не превратить их жизнь в вечный стресс? Чем музыка может помочь во время занятий? Об этом и многом другом рассказывает известный британский педагог и консультант Нина Джексон в своей книге «Классный учитель», вышедшей в августе в издательстве «Альпина Паблишер». Книга будет интересна как практикующим педагогам, так и родителям. Публикуем несколько любопытных фрагментов из нее.

Родители-мучители

Властные родители невероятно давят на учеников. Многие дети так боятся плохих оценок, что пребывают в постоянном стрессе, вследствие чего они не вырабатывают эмоциональной устойчивости, необходимой для полноценной взрослой жизни. Действительно, многие учащиеся боятся подвести или расстроить родителей не той отметкой, которую от них ожидают. В результате дети постоянно нервничают, и успеваемость не растет, а снижается. Кто-то возразит, что такие родители пекутся о благе своих детей, но между давлением и безусловной поддержкой огромная разница. На учащихся и так наседают учителя, которым нужно показать высокий суммарный балл, а если к этому напору присоединятся еще и родители, требующие от своих чад только лучших оценок, — пойдет ли это детям на пользу? Особенно если единственная цель родителей — похвастаться успехами ребенка перед знакомыми...

Много ли вы знаете замученных отличников, которые стали замечательными личностями, не прекращающими учиться всю жизнь? Полагаю, нет. Есть дети, для которых оценка чуть ниже лучшей — провал. Они не учатся в широком смысле слова, а только бесконечно исправляют и нервничают, что не сдюжат или не оправдают ожиданий родителей и учителей. В тяжелых случаях это заканчивается аутоагрессией. В общем, задача сводится к тому, чтобы пестовать в каждом ребенке все, что он собой представляет. Предлагаю вам, в свою очередь, стать «напористым учителем» и каждый раз отчаянно хвалить ребенка за успехи, как только на горизонте появляются его родители. И подчеркните, что не пятерки создают великих личностей.

Налаживаем отношения В+В=М

Школьная программа бесконечно меняется, и учебные задачи, спускаемые сверху, нужно сочетать с индивидуальными способностями и устремлениями учеников, и тут без мотивации никак не обойтись. Когда я только пришла работать в школу, один ужасно смешной мальчуган сказал мне: «Вы, видать, новенькая, чё? Я вам вот чо скажу… Я писать не того, я на барабанах!» Так его слова и задержались со мной на следующие 25 лет. Вот это и называется — знать, что вызывает в ребенке желание учиться. Барабаны! А вовсе не правописание! Во всяком случае в этом ребенке.

Есть два типа побудителей:

1. Внутренние — те, на которые мы реагируем внутренне, исходя из нашего устройства.

2. Внешние — те, что влияют на нас извне.

Тут все предельно просто: если к внутренним побудителям прибавить внешние, возникнет мотивация учиться (или В + В = М). Оба типа побудителей влияют на наши уроки, на дисциплину в классе и вне него, на интерес к учебе и успеваемость. Но понимать, что вызывает у детей желание учиться, — лишь полдела. Нужно еще выяснить, что остужает их пыл. Я знаю массу случаев, когда учитель нечаянно расхолаживал увлеченных учеников тем, что плохо подготовился к уроку или неудачно его провел.

Вам — и учителю, и ученикам — нужно узнать друг друга и установить рабочие взаимоотношения, тогда ученики будут довольны жизнью и станут развиваться как личности, что, безусловно, повлияет на их внутреннюю мотивацию. Особенно это актуально при работе с особыми детьми. Их важно знать и понимать, в противном случае все ваши задания и упражнения будут бить мимо цели.

В толково организованном, понятном, творческом и безопасном учебном пространстве, где все предметы на своих местах, учеников поддерживают сами стены, и учителю, естественно, легче вдохновлять их на подвиги. Не забывайте, что есть ученики, которых пугает незнакомое пространство. Если ваш кабинет грамотно устроен, оснащен наглядными пособиями и рабочими зонами на разные вкусы, если в нем есть пространство для маневра, значит, в нем найдется и пространство для исследования, и знания будут усваиваться лучше. Ну и, конечно, не последнюю роль в формировании мотивации играет взаимное доверие при сохранении обоюдной независимости.

С разными людьми мы говорим на разных эмоциональных языках, делая это с помощью интонации. На письме подобного эффекта можно добиться с помощью эмодзи. Эмодзи, или эмотиконы, — это особые значки, примерно то же, что смайлики. Впервые они появились в электронных сообщениях японцев, а теперь разошлись по всему миру. Слово «эмодзи» означает «картинка» с «настроением». Используйте эмодзи при проверке письменных работ или развесьте их по классу — пусть вдохновляют детей на подвиги. А еще попросите учащихся придумать собственные эмодзи.

Где же их детская искорка?

советуем прочитать
Войдите на сайт, чтобы читать полную версию статьи
советуем прочитать
Сила личного влияния
Кристакис Николас
Шпион за столом переговоров
Макс Базерман,  Малхотра Дипак