Три метода, которые помогут преодолеть кризис | Большие Идеи

・ 20-21: Уроки стойкости
Статья, опубликованная в журнале «Гарвард Бизнес Ревью Россия»

Три метода, которые помогут
преодолеть кризис

Советы от медиков, подготовившихся к эпидемии Covid-19 в Сиэттле лучше остальных

Три метода, которые помогут преодолеть кризис
HBR Staff/joe daniel price/Getty Images

читайте также

Почему компании разрешают сотрудникам ничего не делать

Кимберли Шауфенбуэл

Как выйти из тени своего босса

Джилл Коркиндейл

Парадокс эффективности

Тони Шварц

Террористические группы как бюрократические организации

Сара Грин Кармайкл

От редакции. Эту статью и другие материалы, опубликованные в рубрике «2020: Уроки стойкости», вы можете читать бесплатно. Если наш контент помогает вам преодолевать трудности нынешнего кризиса, вы можете поддержать HBR Россия, оформив подписку.

В марте 2020 года для медицинского центра Swedish Health Services, крупнейшего поставщика медицинских услуг в агломерации Сиэтла, где двое из авторов этой статьи работают на руководящих должностях, невероятное стало реальностью. Все больше пациентов в тяжелом состоянии с диагнозом Covid-19 начало поступать в наши больницы. Мы отслеживали ситуацию еще до того, как 30 января первый в США пациент с Covid-19 поступил в одну из клиник примерно в 50 км к северу от нашей штаб-квартиры, и знали, насколько это серьезно. Прогностические модели показывали, что система здравоохранения региона может оказаться перегруженной в ближайшее время.

Как и весь медицинский мир, мы столкнулись со множеством неизвестных, пытаясь справиться с ожидаемым наплывом пациентов. Но наша подготовка оказалась лучше, благодаря опыту, не имеющему отношения к пандемии. В январе 2020 года, всего за несколько недель до начала эпидемии коронавируса в США, почти 75% среднего медперсонала Swedish Health Services (около 7,8 тыс. человек) устроили трехдневную забастовку.

В комплекс Swedish Health Services входит пять больниц скорой помощи, два центра амбулаторной помощи и сотни клиник. Мы не могли закрыть все медицинские учреждения комплекса на время забастовки. Поэтому, пока администрация вела переговоры с забастовщиками, параллельно внедрялись методики для бесперебойного обслуживания пациентов.

С началом забастовки мы активировали Систему управления в чрезвычайных ситуациях (HICS) — программу антикризисных мер, связывающую наши пять филиалов в единый комплекс. В сложное время тысячи медицинских работников, продолжавших работу, демонстрировали надежную модель поведения, минимизирующую риск ущерба для пациентов. За время трехдневной забастовки было выявлено всего два случая низкого уровня безопасности — ничтожный процент для такого большого комплекса.

После забастовки мы составили отчет о результатах работы, в котором проанализировали и зафиксировали полученные уроки. Этот инцидент подтолкнул нас к разработке мер по улучшению повседневной работы. Ключевыми стали две практики: четкие коммуникации и делегирование полномочий. В конце февраля мы представили отчет высшему руководству компании и на этом собирались остановиться. И тут началась эпидемия Covid-19.

Забастовка оказалась спасительной разминкой. По мере распространения Covid-19 мы снова активировали программу кризисного реагирования, положив в ее основу две основных практики. Продолжив работу, мы получили третью составляющую: внимание к людям и поддержание устойчивости. Мы уверены, что эти уроки помогут лидерам любых организаций в эффективном управлении в условиях кризиса.

Четкие коммуникации

Во времена неопределенности тревожность и слухи бесконтрольно распространяются, отвлекая и утомляя медперсонал. Признав эту проблему, мы создали источник информации: страницу в интранете, доступную для всего медперсонала и содержащую, например, новейшее руководство по индивидуальным средствам защиты и обновляемые протоколы лечения. Поскольку руководители высшего звена прикладывают значительные усилия для обновления страницы, она помогает признать проблемы и развеять опасения. Также мы направляем поток коммуникаций через электронную почту и руководителей отделений и подразделений.

Это может показаться чрезмерным, но в условиях кризиса важно повторять главные мысли. Мы стремимся к тому, чтобы каждый сотрудник услышал важные мысли семь раз семью разными способами. Нам не всегда удается это, но чем больше поток информации, тем выше вероятность донести ее до каждого.

И наконец мы поощряем диалог. Для этого ведутся дискуссии на специальных форумах, в них принимают активное участие и руководители компании. Мы часто проводим виртуальные собрания, на которых персонал среднего звена может присутствовать, задавать вопросы в режиме реального времени, принимать участие в голосованиях. Когда на первый план выходит какая-либо важная тема (например, путаница в вопросах использования средств индивидуальной защиты), мы получаем ценную обратную связь и понимаем, что нам нужно изменить.

Коммуникации требуют усилий, но мы рассматриваем эти затраты как инвестиции. Целенаправленные действия помогли медперсоналу всей организации лучше координировать работу и направлять усилия. Коммуникации — и реагирование на проблемы людей, работающих с пациентами, — стали основным элементом работы руководства.

Делегирование полномочий

Наша организация, как и многие, имеет сложную матричную структуру. У каждого крупного учреждения, направления и системы в целом есть свои лидеры. Организационная и операционная сложность исторически замедляет нашу способность принимать и реализовывать решения.

Но во время забастовки мы не могли позволить себе отсутствие гибкости, как не можем его позволить и сейчас. Наши CEO, управляющий директор, главврач и главная медсестра играют важные роли в работе всей организации, однако как можно чаще право принимать решения передается тем, кто находится ближе всего к операционным проблемам.

Мы пользуемся матрицей RACI, с помощью которой можно ясно понять, как распределены ответственность, подотчетность, консультирование и информирование при принятии решений. Она сглаживает иерархию и дает возможность командам медперсонала среднего звена творчески реагировать на уникальные задачи, которые ставит перед нами Covid-19.

В качестве примера рассмотрим инфузионные насосы — медицинское оборудование, предназначенное для введения растворов и лекарственных препаратов пациентам. Применение насосов требует контроля и частой корректировки. В нормальных условиях это не проблема: медсестра заходит в палату, моет руки и корректирует работу насоса. Но поскольку пациенты с Covid-19 находятся в изоляции, ей теперь нужно также надевать и снимать средства защиты, что отнимает время и связано с риском.

Группа медсестер сообразила, что инфузионные насосы могут стоять в коридоре, а не в палате, что является совершенно нестандартной практикой, но позволяет корректировать работу оборудования, не надевая средства защиты.

Матрица RACI создает естественные потоки информации, поэтому мы можем выявлять и распространять инновационные методы. Сейчас мы разрабатываем стандартный подход к безопасному перемещению насосов и другого оборудования за пределами зон изоляции. Подобная практика позволяет нам ускорять обучение и реагирование.

Необходимость сосредоточиться на людях и поддержании устойчивости

Мы учимся с тех пор, как начали реагировать на ситуацию вокруг Covid-19, и создаем устойчивые методы работы на основе полученных знаний. В отличие от реакции на землетрясение или крушение самолета нам потребуется применять меры реагирования в течение нескольких месяцев. Наш подход включает три этапа.

Радость упущенной выгоды. Несколько лет назад наша организация познакомилась с понятием СУВ, или синдромом упущенной выгоды (по англ. FOMO — прим. ред.). Люди боятся пропустить важные собрания или разговоры, что мешает им по-настоящему отдыхать и восстанавливаться в свободное время. Во время пандемии Covid-19 мы ввели новое понятие: РУВ, или радость упущенной выгоды (по англ. JOMO — прим. ред.). С этой целью мы призываем лидеров подавать пример поведения, повышающего устойчивость организации в долгосрочном плане. Посреди хаоса нам всем нужно время на отдых, чтобы сохранять эффективность.

Выражение благодарности. Нужно отметить важность не только полноценного отдыха, но и больших и малых дел, которые создают культуру возможностей и взаимной поддержки. Например, мы создаем резервные программы по присмотру за детьми на период закрытия школ. Также мы уделяем внимание развитию чувства благодарности. Записки со словами благодарности, публичное признание и вечеринки с пиццей играют в этом важную роль. Одним из наших любимых форумов стал виртуальный «Сад благодарности» — интранет-сайт, на котором медперсонал делится публикациями о людях и вещах, по отношению к которым они испытывают благодарность. Эти символические жесты демонстрируют нашим сотрудникам, что мы ценим их вклад и жертвы.

Контур обратной связи. Чем меньше дистанция между потребностями персонала, работающего с пациентами, и действиями организации, тем более эффективно она может развиваться и более показательно будут применяться идеи работников для общего прогресса. Помимо обсуждений, форумов и матрицы RACI мы начали проводить встречи на тему безопасности в связи с приостановкой выборных процедур в организации. На этих встречах активно выявляются проблемы с целью их решения, что расширяет возможности нашего среднего медперсонала.

Мы не знаем, как будет развиваться эпидемия Covid-19 дальше, и у нас нет идеального руководства для достижения успеха. Но применяемые нами методы можно использовать в любых организациях для создания устойчивости, необходимой во время кризиса.

Во время бедствий люди чаще всего сосредотачиваются на конкретных вещах, например, количестве защитных масок и оптимизации работы персонала. Все это важно, но, как показывает наш опыт, не менее важно сосредоточиться на человеческом факторе. Взяв на себя обязательства обеспечить четкие коммуникации, делегирование полномочий и устойчивость, вы сможете расширить возможности своей организации служить своим клиентам и сотрудникам во времена крайней неопределенности.

Об авторах

Кристофер Р. Дейл (Christopher R. Dale) — директор по качеству Swedish Health Services.

Линн Уэллинг (Lynn Welling) — главный врач Swedish Health Services.

Крис Клирфилд (Chris Clearfield) — CEO компании System Logic, занимающейся антикризисным менеджментом.

От редакции. Эту статью и другие материалы, опубликованные в рубрике «2020: Уроки стойкости», вы можете читать бесплатно. Если наш контент помогает вам преодолевать трудности нынешнего кризиса, вы можете поддержать HBR Россия, оформив подписку.