читайте также
От редакции. Эту статью и другие материалы, опубликованные в рубрике «2020: Уроки стойкости», вы можете читать бесплатно. Если наш контент помогает вам преодолевать трудности нынешнего кризиса, лучший способ поддержать HBR Россия — оформить подписку.
Этот год сильно поменял наши представления о реальности. Что изменилось?
Прежде всего, скорость. Быстро и еще быстрее менялась ситуация в личных делах и бизнесе. То, что раньше казалось невозможным, начало получаться — проекты, на которые раньше уходили годы, запускались за месяцы, иногда за недели.
Границы. Ранее незыблемые, они стали стираться и пропадать. Границы между домом и работой, профессиональным и личным. Границы между людьми, подразделениями, проектами, компаниями, видами деятельности. Следом кардинально изменились модели взаимодействия и операционные модели.
Наконец, мы начали избавляться от иллюзий. Каждый из нас с трудом, спотыкаясь и падая, двинулся по пути реалиста — осознания того, что настоящее вокруг и внутри нас изменилось. Началась тотальная переоценка — и на уровне людей, и на уровне компаний: что я могу и хочу не вообще, а в новой системе координат, чего от меня хотят контрагенты и что есть следствие контрактов с ними.
Прежний мир и прежняя динамика рынков потакали иллюзиям: ничто не мешало затеять много новых проектов — какая-то ставка точно сыграет. Команда вытянет, новые лидеры возникнут, партнеры помогут, рынок сложится, удача не покинет. Новая реальность категорически не поддерживает старой версии мироздания. А неточная картина мира ведет к ошибкам, которые стоят как никогда дорого.
Адаптация была сложной — для людей и для компаний. Мироощущение и самооценка быстро менялись: от страха и ужаса к принятию, от надежды к депрессии и обратно. Рушились причинно-следственные связи: некоторые бизнесы незаслуженно оказались успешны, очень многие ушли в минус несмотря на все старания. Изменилось понятие успеха — и личного, и корпоративного. Бизнес вырос на 60% за год? Возникло ощущение, что это ваш личный вклад? Скорее всего, просто повезло. А падение на те же 60% не обязательно личный провал — не исключено, что без ваших личных героических усилий провал был бы еще масштабнее.
Притирка к новому миру продолжалась весь год. Важно, что она еще не закончена. Сейчас мы только на середине пути, но уже устали. Выгорели. Хочется «на ручки» и праздника. Это происходит на фоне затруднившихся социальных контактов, эмоциональной депрессии. Кроме того, мы все в разном психофизиологическом состоянии: одни в отчаянии, другие в радости, одни на подъеме, другие на спаде. Но каждый лишний шаг стоит очень много усилий. Поэтому «ставить ногу» нужно на очень жесткий фундамент.
Сейчас, в преддверии Нового года, самое важное для компаний и личностей — обрести адекватность. Выйти из зоны иллюзий. Объективно признать собственные размер, состояние и возможности. И в итоге построить отвечающую реальности, а не желаемую картину мира.
Задача руководителя в этой небывалой ситуации — вести со своими подчиненными реалистичный, а не «воодушевляющий» («вперед, на штурм новых высот!») или «успокаивающий» («вы устали, может быть, внеочередной отпуск?») диалог. Смысл этого диалога — в помощи. Миссия формулируется просто: быть для своих сотрудников лоцманом, который не только покажет путь, но и поддержит падающих от усталости, поможет не сойти с дистанции. Но нужно учитывать и собственные силы, и корпоративные ресурсы, и специфику рынка, и особый «коэффициент-2021».
Раньше в это время запускали 20—25 проектов на следующий год? Выбираем 5 самых надежных, на которые выделяем и время, и внимание, и ресурсы (еще 5 венчурных и рисковых обеспечиваем на минимуме — закроем, если не «полетят»). И проводим жесткую проектную ревизию: команды, инвестиций, «дорожной карты». Задачи — четче, приоритеты — четче, фокус только на самое важное (на остальное сил не хватит), все второстепенное на периферию. Те, у кого внутренняя реальность будет совпадать с внешней, будут идти вперед.
В одной из статей Милтона Эриксона, наверное, самого известного психотерапевта XX века, есть отличное описание необходимой сейчас реалистичности. Она состоит из четырех пунктов. Во-первых, если люди к вам пришли, то они хотят помощи. Во-вторых, верьте в себя. В-третьих, всегда помните о том, чего вы не можете, и никогда этого не обещайте. И наконец, в-четвертых, в том, что вы знаете и умеете хорошо, не сомневайтесь. Сейчас хороший руководитель — это психолог для своих подопечных, честный перед собой и другими.
Об авторе
Яков Сергиенко — старший партнер консалтинговой компании McKinsey & Company.
От редакции. Эту статью и другие материалы, опубликованные в рубрике «2020: Уроки стойкости», вы можете читать бесплатно. Если наш контент помогает вам преодолевать трудности нынешнего кризиса, лучший способ поддержать HBR Россия — оформить подписку.