Как помочь сотрудникам, работающим в офисе, преодолеть страх | Большие Идеи

・ 20-21: Уроки стойкости
Статья, опубликованная в журнале «Гарвард Бизнес Ревью Россия»

Как помочь сотрудникам, работающим в офисе,
преодолеть страх

Шесть советов, которые помогут успокоить команду и не заразиться негативными эмоциями

Автор: Мелоди Уилдинг

Как помочь сотрудникам, работающим в офисе, преодолеть страх
XiXinXing/Getty Images

читайте также

Курс на стабильность

Егор Ворогушин

Как уволить сотрудника без вреда для него

Инес Кавано

На чем можно и на чем нельзя экономить в кризис

Иоаннис Иоанну,  Кэролайн Флэммер

Согласиться — и проиграть

Владимир Рувинский

От редакции. Эту статью и другие материалы, опубликованные в рубрике «20-21: Уроки стойкости», вы можете читать бесплатно.

«Не представляю, как я снова буду работать в офисе. Я только полностью привыкла к работе из дома», — говорит с тревогой на лице моя клиентка Алана, вице-президент по маркетингу. Она глубоко вздыхает и продолжает: «Но больше всего меня волнует, как помочь справиться с эмоциями моей команде. Все переживают и тревожатся, и это начинает сказываться на моральном духе, и на мне тоже».

Многие лидеры, которых я консультирую, разделяют волнения Аланы. По мере того, как компании сообщают о планах возвращения в офис, страхи сотрудников возрастают до предела. Это вполне понятно, так как всех беспокоят вопросы здоровья и безопасности (Будут ли все носить маски? Что нужно знать о распространении микробов и вирусов в общественных местах?). Кроме того, добавляется стресс от недостатка межличностного взаимодействия («Я забыл, как разговаривать о пустяках», — говорит один из моих клиентов, а другой жалуется: «Я ни в одни брюки не влезаю»).

Тревога в связи с возвращением на работу влияет не только на отдельных сотрудников, испытывающих ее. Стресс заразен: этот психологический эффект известен как эмоциональное заражение. Исследование показывает, что можно «подхватить» эмоции других людей. Иначе говоря, люди естественным путем (и бессознательно) имитируют поведение, позу и выражение лица тех, с кем проводят много времени. Это относится и к командам, работающим в офисе. Вероятно, вам доводилось наблюдать эмоциональное заражение. Например, когда чье-либо плохое настроение снижает уровень энергии на совещании, или когда в разгар пандемии вы, глядя на подругу, в панике скупающую все подряд, начали делать то же самое.

Всем руководителям следует внимательно отнестись к эмоциональному заражению в связи с возвращением сотрудников в офисы, так как эмоции непосредственных подчиненных будут только подогревать тревогу и закреплять порочный круг страха. Кроме того, эмоциональное заражение может нанести вред вашему личному благополучию. Настроение окружающих может влиять на ваше собственное. Это особенно относится к тем, кого я называю «чувствительными борцами». Таких людей примерно 20%. Относящиеся к их числу лидеры имеют более активные нейронные связи в областях мозга, отвечающих за эмпатию (так называемые «зеркальные нейроны»), в результате чего они больше подвержены влиянию чувств и поведения других людей.

Как защититься и не «подхватить» тревогу других людей в связи с возвращением в офис? Вот несколько советов, которые помогут не впитывать чужие эмоции, но с сочувствием относиться к потребностям и тревогам членов вашей команды. 

Измеряйте свою эмоциональную температуру

Лидер может стать основным источником эмоционального заражения. Считайте себя проводником настроения: благодаря вашему влиянию и авторитету на ваше поведение обращают внимание в первую очередь. Если в разговорах вы выражаете тревогу и страхи, ваша команда подхватит их, и плохое настроение «заразит» других. Вот почему важно в течение дня периодически проверять свое состояние и осознавать, какие эмоции вы приносите. Это касается как личного, так и виртуального общения, где вам необходимо помнить о тоне и чувствах, которые вы транслируете. Я рекомендую моим клиентам использовать простой трекер настроения. Вы также можете проявить творческий подход. Установите на телефоне фон с простым вопросом вроде «Как я себя сейчас чувствую?» или уведомление в календаре, которое напомнит о том, что необходимо сознательно оценить свое эмоциональное состояние.

Визуализируйте границу

Когда непосредственный подчиненный выражает тревогу в связи с возвращением на работу, вы можете принять ее близко к сердцу, восприняв в качестве оценки своей компетентности как менеджера. Его стресс может вызвать тревогу у вас, и вы подумаете: «Может быть, мне стоит больше волноваться? Возможно, он думает, что я не могу поддержать его?» Если вы относитесь к числу «чувствительных борцов», это взаимодействие может настолько затронуть вас, что вы будете чувствовать неприятный осадок еще несколько часов или дней. Хороший способ отгородиться от чужих эмоций — применить визуализацию. Представьте, что между вами и другим человеком находится стеклянная панель, через которую его реакции не могут просочиться и повлиять на вас. Другой хороший пример визуализации — «застегнуть молнию». Поместите руку в нижнюю часть живота и проведите воображаемую линию вверх до подбородка, как будто вы застегиваете куртку. 

Сочувствуйте, но не перенимайте

Не погружайтесь в пугающие мысли вместе с командой. Разграничьте тревоги своих подчиненных и не позволяйте им жаловаться друг другу и распространять беспокойство. Лучше посочувствуйте им. Рассматривайте эти моменты как возможность проявить сострадание и признать чувства других людей. Поощряйте решение проблем с помощью вопросов. Приведу несколько примеров:

  • Вполне понятно, что тебя тревожит возвращение в офис. Давай обсудим, как сделать, чтобы оно прошло гладко.

  • Я слышал, ты волнуешься по поводу нашего нового гибридного графика. Что ты думаешь о том, чтобы перераспределить рабочую нагрузку?

  • Я понимаю, что ситуация неопределенности нервирует. Как мне поддержать тебя?

Практикуйте совместное регулирование

Эмоциональное заражение — это не всегда плохо. Положительные эмоции тоже могут распространяться. Помните о том, что нервные системы людей могут синхронизироваться с помощью метода совместного регулирования. Когда вы намеренно успокаиваете или утешаете себя, это влияет и на других людей, и они делают то же самое. Если вы имеете дело с беспокойным подчиненным, сознательно замедлите дыхание и делайте глубокие вдохи. Говорите спокойнее и медленнее (такой голос я называю «голосом психотерапевта»). Вы также можете продемонстрировать расслабленную позу, опустив плечи и удобнее устроившись на стуле. Попробовав эту технику, и вы заметите, как изменится ваше настроение и уменьшится паника у вашего сотрудника.

Повышайте сопротивляемость

Психологическое исследование показывает, что требуется пять положительных взаимодействий, чтобы перевесить одно отрицательное. Это означает, что вы можете изменить ситуацию эмоционального заражения с помощью похвалы, признания и комплиментов своей команде. Старайтесь начинать совещания, например, попросив каждого поделиться достижением за прошедшую неделю. Во время встреч с сотрудниками один на один уделите внимание областям, в которых они развиваются и улучшают навыки. Можно открыть «звездный» канал на платформе обмена сообщениями вашей компании, где члены команды будут признавать успехи друг друга и хвалить коллег за хорошо выполненную работу. Эти усилия создают более позитивную эмоциональную культуру и нивелируют эффект заражения. 

Найдите способ правильно завершить рабочий день

Для того чтобы плохое настроение не преследовало вас, необходимо отключиться от работы в конце рабочего дня. Я рекомендую создать ритуал, символизирующий переход от рабочего времени к личному. Можно вспомнить события дня и проанализировать, чего вы достигли и чему научились. Если вы снова работаете в офисе, то по дороге домой можно послушать подкаст, не связанный с работой, или аудиокнигу. А некоторые мои клиенты, все еще работающие из дома, по окончании рабочего дня переодеваются. Помните, что лучшие, самые эмоционально устойчивые лидеры придают важное значение заботе о себе. Они рассматривают время отдыха не как «ленивое» время, а как возможность инвестировать в свою производительность на работе.

Тревога в связи с возвращением в офис будет влиять на нас в предстоящие месяцы. Но с помощью перечисленных выше стратегий вы сможете сделать так, чтобы эмоциональное заражение не портило настроение вам и вашей команде. 

Об авторе 

Мелоди Уилдинг (Melody Wilding) — консультант руководителей высшего звена и автор книги «Trust Yourself: Stop Overthinking and Channel Your Emotions for Success at Work».

От редакции. Эту статью и другие материалы, опубликованные в рубрике «20-21: Уроки стойкости», вы можете читать бесплатно.