читайте также
Технологические процессы напрямую связаны с развитием общества и экономики. Для успешного технологического роста государство должно учитывать отношение граждан к инновациям и иметь в виду барьеры, препятствующие этому. РВК инициировала исследование «Социокультурные факторы развития инноваций», цель которого – определить поведенческие установки населения по отношению к инновациям и технологическому росту. Не просто к слову «инновации»: это малопродуктивная задача, поскольку слово давно скомпрометировано. Бесполезно было и спрашивать, как люди относятся к инновациям. Нас интересовала природа явления, поэтому применялись довольно сложные исследования, связанные с анализом психологии и культурного бэкграунда. Важно было понять, как люди смотрят на технологический прогресс, на роль государства в нем, на роль разного рода агентов развития: предпринимателей, специализированных инвесторов.
Технооптимисты
В последнее время в мире возрастает число фобий в отношении будущего. Происходящие технологические изменения существенно меняют нашу жизнь. Не все готовы принять эти изменения: вспомним хотя бы протесты против ГМО, выступления против чипизации человека. Развитие технологий пугает людей, и с ускорением научно-технического прогресса этот страх нарастает, трансформируясь в разного рода социальные эксцессы.
Впрочем, в России отношение к инновациям далеко не однородно. С одной стороны, уровень доверия к технологическим изменениям среди россиян значительно выше, чем в Европейском союзе. Результаты опроса показали, что 48% россиян — технооптимисты
и верят в потенциал развития науки и технологий. Также в исследовании были выделены еще две группы респондентов: технофобы — люди, которые боятся изменений, и техноскептики — те, кто не верит, что с помощью инноваций можно решить проблемы.
Технофобы и техноскептики составляют около половины населения России — эта цифра меньше, чем в Европе, где население более недоверчиво. С другой стороны, граждане России по большей части не готовы к появлению конкретных технических инноваций в повседневной жизни. К примеру, опрос показал, что в РФ готовность населения к внедрению робота-водителя оказалась ниже, чем в ЕС. По одной из гипотез, причина технооптимизма жителей России заключается в том, что мы сохранили веру в научно-технологический прогресс с советской эпохи, когда технологические прорывы были действительно важным компонентом нашего мышления.
Исследование показало, что технооптимисты — это образованные, предприимчивые люди, живущие в крупных городах, в более развитой среде. Уже сейчас на базе развитых крупных экосистем, мегаполисов, университетских городов, мы видим неплохой рост технологического предпринимательства. На примере стартап-акселератора GenerationS мы уже наблюдаем процесс децентрализации технологического предпринимательства в сторону крупных региональных центров: количество поступающих заявок из регионов за три года возросло более чем в три раза.
Homo Economicus
Готовность к предпринимательской деятельности наряду с технооптимизмом предопределяет экономические стратегии населения. В рамках исследования мы провели анализ экономической активности жителей России и их установок по отношению к предпринимательству.
Оказалось, что 49% всех жителей России – это инертные люди, или Homo Iners, которые не занимаются предпринимательской деятельностью и не реализуют инновационные стратегии. Homo Instutius — люди, готовые предлагать инновации, но только в некоторых узких рамках существующих правил, составляют треть общества (32%), но и они крайне редко занимаются предпринимательской деятельностью. Тех же, кто активно реализует инновации
и готов менять правила, или Homo Economicus, — всего 19%.
Стоит отметить, что инновационность и технологичность региона зависит не столько от оптимизма, сколько от количества Homo Economicus. Там, где есть сильный предпринимательский дух, есть и инновации. Технооптимизм более равномерен, и в этом смысле он не является прямым прологом к инновациям. Просто верить в инновации недостаточно, нужно действовать. Таким образом, большинство россиян верит в позитивные изменения, но заниматься разработками готово меньшинство. В этом мы видим один из фундаментальных барьеров инновационного развития: получается, что люди ожидают изменений к лучшему, но сами не готовы прилагать усилия и выступать инициаторами перемен.
Институциональный скепсис
Еще одно серьезное противоречие, которое выявило исследование, – высокий уровень недоверия к государству со стороны активной части населения. Люди, которые верят в технологические изменения и при этом готовы развиваться, доверяют государственным институтам и их инициативам в наименьшей степени. Задача государства – возвращать их доверие, чтобы объединить усилия на пути технологического развития России.
Группа на пересечении технооптимистов и Homo Economicus составляет 9%, это ключевая аудитория технологической политики. Однако же именно у нее наблюдаются самые низкие показатели институционального доверия среди всего населения РФ. У предпринимателей вера в научно-технический прогресс коррелирует с социально-политическим пессимизмом. То есть наиболее успешные, предприимчивые и образованные граждане нашей страны скептически относятся к государству и другим формальным институтам. И ключевой вопрос деблокирования потенциала этой группы – вопрос доверия. Из-за недостаточного уровня доверия усилия государства часто не поддерживаются именно этим эффективным сообществом, участники которого предпочитают искать неформальные пути и частные деньги. А на государственные программы в свою очередь обращают внимание не самые эффективные участники инновационной экосистемы, что приводит к возникновению так называемой «проблемы грантоедов».
«Дорожная карта» развития
Для того чтобы максимально раскрыть потенциал оптимистично настроенных предпринимателей, нужно повысить уровень доверия общества к государству. Необходимо создавать стабильные, долгосрочные правила игры, чтобы дать предпринимателям определенные гарантии и защищенность. Сегодня же они находятся под избыточным давлением различного рода административных барьеров и бюрократических процедур.
Залог успеха – развитая государственная технологическая и социальная политика. Мы сможем снизить уровень страхов по отношению к инновациям, если процессы внедрения новых технологий в общество будут сопровождаться социальными программами, смягчающими негативные эффекты. К примеру, в США победа Дональда Трампа произошла во многом благодаря тому, что значительная часть американского населения почувствовала себя проигравшей от технологического прогресса: перенос производств, расцвет ИТ-кластера в ущерб традиционным индустриям оставили многих без работы. Риторика Трампа резонировала с настроениями части американского общества.
России также необходимо выработать набор понятных и доступных сообщений, характеризующих вектор экономического и социального развития страны. Например, если Россия участвует в глобальном переходе к роботизированному производству, нужно объяснять, что это, с одной стороны, приведет к сокращению ряда сотрудников, но, с другой стороны, позволит создать тысячи новых высокотехнологичных рабочих мест. Формировать эти стратегии нужно заранее: хотя бы за десять лет, чтобы успели отработать циклы университетского образования и переобучения. Отправной точкой для общества должны стать некоторые социальные технологические тренды. Их у нас пока нет, поэтому люди сами начинают придумывать возможные последствия, и именно отсюда черпается фундамент технологического скепсиса или технологических фобий.
Обратимся к конкретному примеру. Сегодня в мире рассуждают о переходе к роботизированным автомобилям. Но не нужно при этом забывать, что у нас велико число водителей, для которых их профессия – источник дохода. Что произойдет с этими людьми, если роботизированные автомобили станут реальностью? Государству в первую очередь нужно иметь ясную долгосрочную социально-технологическую стратегию, сформулированную понятным языком, чтобы люди имели представление о том, как нужно действовать, каким профессиям учить детей, в какие сферы их направлять и, безусловно, в каких сферах запускать долгосрочный бизнес. Эта стратегия станет отправной точкой для мероприятий по поддержке технологических и социальных активностей. Когда стабильные долгосрочные правила войдут в нашу жизнь, мы сумеем повысить доверие наиболее активных людей и реализовать долгосрочные стратегии. Если мы не объединим усилия государства и предпринимателей по созданию новых компаний, новых социальных инициатив и новых сервисов, то социальные и технологические риски будут только расти.
Об авторе: Евгений Кузнецов – заместитель генерального директора РВК.