Что тянет российские стартапы на дно | Большие Идеи
Стартапы

Что тянет российские стартапы на дно

Евгений Кузнецов
Что тянет российские стартапы на дно
Фото: Johnny Brown / Unsplash

На рынке российских стартапов высокая конкуренция, однако взлететь и стать крупным стабильным бизнесом удается немногим. В чем слабые стороны российских предпринимателей и почему наши стартапы далеко не всегда добиваются успеха?

Плохое представление об организации рынка

Основная проблема в том, что российский стартап — это, как правило, исключительно технологическая команда. В ней катастрофически не хватает профессиональных менеджеров с глобальным кругозором и опытом, соответствующим индустрии. Поэтому наши стартаперы зачастую совершают простейшие ошибки, которых можно было бы избежать, если бы в команде был человек, мыслящий не только о продукте, но и о том, как вывести его на рынок и начать продавать.

Сегодня я как инвестор часто вижу такую картину: продукт очень хорош, но его создатели совершенно не понимают, как вообще организован рынок. По каким принципам и моделям он работает? Кому нужен их продукт? Будет ли на него спрос? Если ответы на эти вопросы и есть, то часто это не результат глубокого анализа, а гипотезы, построенные на собственных мыслях или разовых разговорах с одним-двумя клиентами. Но так невозможно получить полную картину.

Эта ошибка, на мой взгляд, была одной из причин, из-за которых в итоге закрылся проект «Бесконечная флешка», известный также как Flashsafe. Его создатель Алексей Чуркин придумал инновационную для того времени идею, которая быстро привлекла внимание не только СМИ, но и первых лиц страны. Стандартное на вид USB-устройство и несложное ПО давали владельцу флешки неограниченный доступ к хранилищу данных в интернете, при этом данные были защищены передовыми способами шифрования, а логин или пароль не требовались. Что могло пойти не так?

Сложности начались еще на этапе позиционирования. С самого начала было не слишком понятно, для кого создается проект и кто будет пользоваться флешкой. Имело смысл рекламировать ее более старшему поколению, но все усилия по продвижению были направлены скорее на молодых людей, которые к тому времени уже пользовались облачными технологиями и не слишком интересовались физическими носителями. Конечно, это была не единственная ошибка, однако она была довольно серьезной.

Чтобы выходить на рынок, необходимо точно знать, что ваш продукт нужен, и понимать, кто ваш клиент. А для этого недостаточно обсудить свою задумку с несколькими знакомыми, нужно проводить анализ и составлять портрет своего потребителя, иначе после долгой тщательной разработки может выясниться, что ваш продукт рынку не нужен.

Не учитывают обязательные требования или ограничения

У многих российских стартаперов нет навыка встраивания в рынок: предприниматель не всегда понимает, как действует регулятор, какие нужны лицензии и сертификаты, каков учет и есть ли ограничения на продукт или услугу. Например, многие медицинские или промышленные стартапы созданы без качественной экспертизы и сертификации, а приложения, собирающие данные пользователей, не всегда учитывают вопросы безопасности или обеспечения приватности. 

Такой поход не только отпугнет клиентов, но может вовсе помешать компании выйти на рынок: их просто не пустит туда регулятор. Поэтому базовой компетенцией любого основателя должно быть понимание азов работы с курирующими государственными органами. Он должен сразу четко понимать, какие сертификаты и лицензии получать, и строить компанию, исходя из этих знаний. 

советуем прочитать
Войдите на сайт, чтобы читать полную версию статьи
советуем прочитать