Почему энтузиазм может быть вреден для бизнеса | Большие Идеи

・ Стартапы
Статья, опубликованная в журнале «Гарвард Бизнес Ревью Россия»

Почему энтузиазм может быть вреден
для бизнеса

Каким бывает энтузиазм и что он значит для компании

Авторы: Ева де Мол , Мелисса Кардон , Светлана Храпова

Почему энтузиазм может быть вреден для бизнеса
wildpixel/Getty Images

читайте также

Жить долго и счастливо

Десантола Алиция,  Ранджай Гулати

Одержимые метриками: как цифры вытесняют цель

Билл Тейлер,  Майкл Харрис

Нервный офис: почему россияне испытывают стресс на работе

Елена Горелова / «Ведомости»

Мыслите как предприниматель

Маршалл Голдсмит

Увлеченность и энтузиазм — неотъемлемый ресурс предпринимательства. Согласно исследованиям, это один из главных факторов, от которых зависят креативность, упорство и результаты работы компании. Иными словами, чем больше у предпринимателя энтузиазма, тем с большей вероятностью он добьется успеха.

Распространяется ли это и на команды? Ведь большинство стартапов — это не индивидуальные, а командные проекты, и, согласно исследованиям, качество командной работы сильно сказывается на результате. Но как на него влияет энтузиазм? Всегда ли он способствует командной работе? Чем больше энтузиазма, тем лучше — или нет? Что будет, если у одного члена команды энтузиазма очень много, а у другого его нет совсем? А если двое основателей увлечены разными вещами?

Чтобы понять, как энтузиазм влияет на команды, мы опросили участников 107 технологических стартапов, работающих в одном акселераторе, и выяснили: если не все члены команды увлечены работой одинаково или если их увлекает не одно и то же, противоречия в эмоциях и самоопределении плохо сказываются на результатах компании, причем этот вред усиливается на поздних стадиях развития стартапа.

Три типа предпринимательского энтузиазма

Профессор и исследователь Мелисса Кардон, специалист в изучении увлеченности, разделила предпринимателей на три типа.

Одни предприниматели любят изобретать. Они ищут новые возможности или создают продукты и услуги. Это классические ученые или предприниматели-творцы.

Другие предприниматели любят создавать компании. Они основывают стартапы и стремятся превратить их в большой бизнес. Их привлекает именно создание компаний. В какой-то момент такие предприниматели обычно покидают проект и начинают строить новый стартап.

А третьи любят развивать организации. Они выстраивают бизнес: им нравится привлекать новых клиентов, подбирать кадры и выстраивать корпоративную культуру.

Чтобы понять, что происходит с командами и компаниями, основатели которых относятся к разным типам, мы обратились в один нидерландский акселератор. В исследовании принял участие 251 предприниматель из стартап-команд. В этой выборке 71% составляли мужчины, средний возраст — 34 года, средний уровень образования — магистерский, и для 43% это был не первый стартап.

Когда компания вступала в акселератор, мы предлагали всем ее сотрудникам пройти онлайн-опрос на тему энтузиазма и мотивации. Для оценки применялись стандартные шкалы. Участники должны были определить, насколько они согласны с такими утверждениями, как «Мне интересно придумывать новые идеи продуктов или услуг», «Мне нравится создавать новые компании» и «Мне нравится искать подходящие кадры для моей компании». Кроме того, мы собрали контрольные переменные и опросили участников о прошлом предпринимательском опыте и о текущей компании.

По окончании 10-месячной программы акселератора сторонние венчурные инвесторы оценили качество бизнес-идеи каждого стартапа. Мы также подсчитали, сколько инвестиций они привлекли через пять лет.

Как энтузиазм влияет на команды

Мы обнаружили, что как разница в уровне энтузиазма, так и несовпадение интересов (изобретательство, создание или развитие бизнеса) влияют на компанию негативно.

Первый вывод, который мы сделали из нашей статистики: команды, в которых уровень энтузиазма участников различался (например, Тереза очень увлечена проектом, а Том — не так сильно) хуже работают в краткосрочной перспективе: у них менее качественные бизнес-планы и проблемы с командной работой.

Вторая замеченная нами тенденция: команды, участников которых привлекали разные вещи (например, если Джеки любит развивать продукты, а Джону больше нравится взаимодействовать с сотрудниками), хуже работали в долгосрочной перспективе и привлекали меньше капитала за пять лет.

Почему эти различия вредят стартапам? Давайте разберем несколько примеров из нашего исследования (все имена и названия изменены).

Чтобы понять первый вывод, рассмотрим компанию Jumbool. У нее четыре основателя: Эмма и Сара относятся к бизнесу очень увлеченно, Бастиан — с умеренным энтузиазмом, а у Питера энтузиазма нет вовсе. Двое самых увлеченных членов команды начали работать и планировать дела сами, не вовлекая остальную команду, и краткосрочные результаты немедленно упали. Более заряженные члены команды — Эмма и Сара — начали избегать работы и общения с Бастианом и Питером. Объем командной работы и командный дух упали, что и привело к ухудшению результатов.

Напротив, у четверых предпринимателей из команды Catch20 уровень энтузиазма был одинаковым. Согласно опросу, они реже испытывали негативные эмоции и работали быстрее и более сосредоточенно, чем команда Jumbool. Кроме того, одинаковый уровень энтузиазма позволил им принимать решения сообща, в то время как в Jumbool царила автократия.

Теперь рассмотрим второй паттерн: команды, разным членам которых интересны разные вещи, хуже работали в долгосрочной перспективе и привлекли за пять лет меньше капитала. Например, компания Yollie распалась из-за того, что каждого из трех основателей интересовало что-то свое: Ян считал себя изобретателем и занимался технологиями, Роб любил создавать компании, а Рите нравилось их развивать. Когда нужно было принять сложное решение, начинались проблемы: у каждого из участников была своя цель, поэтому они не могли договориться и сосредоточиться на одной задаче. Разделить сферы ответственности тоже было нельзя. Дела у Yollie шли все хуже, и в конце концов бизнес пришлось закрыть.

Выводы для команд и инвесторов

Обычно энтузиазм считается хорошим качеством для предпринимателя, но из нашего исследования следует, что он может повредить компаниям. Основателям стоит учитывать разницу в настрое при найме новых членов команды.

Хотя эта разница и не вредит стартапам на ранних стадиях, она может создать проблемы в будущем. Сначала компании, как правило, сосредоточены на краткосрочных целях — например, им нужно найти первого клиента и добиться известности, — и различия уходят на второй план. Но чем дальше, тем более важные решения нужно принимать и тем больше времени вкладывают в проект участники — так что отсутствие общности будет мешать им все сильнее.

Можно сформулировать определенные выводы и для инкубаторов и инвесторов. Обычно инвесторы спрашивают предпринимателей только о прогнозных финансовых метриках, но наше исследование показывает, что стоит задать также несколько вопросов об энтузиазме — они могут указать на шансы компании в долгосрочной перспективе.

А акселераторы могут разработать курсы или занятия по подбору участников команды с учетом энтузиазма и амбиций. Это было бы особенно полезно для начинающих, молодых стартапов, чьи команды еще не укомплектованы: анализ энтузиазма поможет им искать подходящих сотрудников и правильно строить компанию в целом.