читайте также
Пандемия COVID-19 ускорила распространение новых технологий. Автоматизация приходит к нам в самых разных формах — от бесконтактных касс до дронов-сварщиков и роботов для нарезания салатов — и не просто влияет на нашу жизнь, а фундаментально меняет все ее аспекты. Потребителям это скорее нравится: если отказаться от человеческого фактора в пользу механизмов и программ, обслуживание станет быстрее, дешевле и лучше.
Но чего следует ждать работникам, которые предоставляли эти услуги раньше? Могут ли они тоже выиграть от технологического прогресса? И если да, то каким образом?
Влияние технологий на рынок труда часто рассматривают с точки зрения создания и разрушения рабочих мест. Почти все экономисты исследуют технологии именно в этом ракурсе. Если технологии заменяют людей, рабочие места сокращаются. Если технологии приводят к появлению (или восстановлению) работы, рабочие места создаются. По оценке Всемирного экономического форума, к 2025 году технологии создадут как минимум на 12 млн рабочих мест больше, чем разрушат. Иными словами, в долгосрочной перспективе автоматизация полезна для общества.
Сторонники технологий много говорят об этой пользе. Рассмотрим, к примеру, случай дочерней компании Google Waymo — стартапа, который разрабатывает беспилотные такси. В последние годы фирменные белые минивэны Waymo, оснащенные датчиками, все чаще встречаются в американских пригородах. Но возникает вопрос о потере рабочих мест: чем займутся люди, которые без беспилотников Waymo трудились бы таксистами (или водителями Uber и Lyft)? Компания отвечает, что они смогут устроиться на рабочие места, созданные новой технологией: стать техниками автономных машин, операторами поддержки клиентов или программистами. «Мы можем стать полезны в качестве компании, которая создает рабочие места», — отметил один из топ-менеджеров Waymo.
Но создание рабочих мест — это еще не все: не менее важно, сколько за них будут платить. Как технологический прогресс влияет на зарплаты? Растут ли они или падают?
Иногда роботы приводят к повышению зарплат
Согласно классической экономической теории, зарплата зависит от спроса и предложения. Если какая-то работа требует специальных навыков, за нее будут платить больше, потому что предложение окажется меньше. Кроме того, зарплаты растут, когда на рынке труда вообще мало работников. Поэтому пилоты получают больше, чем слесари, а химики — больше, чем кассиры: от пилотов требуются более сложные навыки, чем от слесарей, а химиков просто намного меньше, чем кассиров (в том числе из-за дороговизны и сложности образования).
Покойный Алан Крюгер в своих работах показал, как автоматизация может повышать зарплаты. Он обнаружил, что люди с хорошими навыками работы за компьютером — то есть чей функционал связан с автоматизацией — получают на 10—15% больше, чем люди без навыков компьютерной грамотности. По оценке историка экономики Джеймса Бессена, за последние 200 лет зарплаты увеличились в 10 раз. Бессен объясняет рост вознаграждений простых работников новыми технологиями. Это очень приятная версия, но, к сожалению, ее нельзя назвать полной.
Роботы могут не только повышать, но и понижать зарплату. Дарон Аджемоглу и Паскуаль Рестрепо недавно показали: сотрудники, уволенные из-за автоматизации, вынуждены соревноваться за все оставшиеся места со всеми остальными работниками. Так, клеркам, уволенным из-за автоматизации, приходится бороться за рабочие места в секторах, не затронутых автоматизацией — например, идти в продавцы. Клерки и старые продавцы конкурируют друг с другом за одни и те же вакансии, что приводит к падению зарплат.
Однако и это не полностью описывает влияние автоматизации на зарплаты. Сектор транспорта (который мы с коллегами изучаем особенно тщательно) показывает, как еще технологии могут приводить к снижению зарплат. На заре эпохи коммерческой авиации минимальная зарплата пилота составляла $2 тыс. в год (на сегодняшние деньги — $30 тыс.). Но те, кто был готов летать по ночам, могли зарабатывать $2400—$2800. Ночные полеты считались более опасными и требовали особых навыков и редкого склада характера, поэтому авиакомпании были готовы за них доплачивать.
Со временем технологии становились все лучше, развивалось диспетчерство, двигатели становились надежнее, а приборы в кабинах пилотов точнее, и постепенно риск, связанный с ночными полетами, исчез. Соответственно, исчезла и необходимость в особых навыках и характерах, а с ней и надбавка за ночные полеты: сегодня летчики получают за них столько же, сколько и за дневные. Кроме того, им перестали доплачивать за полеты над сложными ландшафтами (например, над горами).
В других отраслях тоже наблюдалось снижение зарплат из-за технологий. Водители лондонских такси когда-то получали большие деньги, потому что стать одним из них было очень непросто. Они должны были показать энциклопедические знания лондонских улиц, на что были способны немногие. Те, кто прошел экзамен, могли зарабатывать много: дефицит создает ценность. Но затем появился Uber, который дал всем водителям мощное приложение для смартфона с подробными маршрутами и полным списком улиц и достопримечательностей.
Это оказалось выгодно для начинающих таксистов. С момента появления в Лондоне в 2012 году Uber создал больше 40 тыс. рабочих мест для водителей и дал им, как сказал один водитель Uber в интервью BBC, возможность «зарабатывать деньги и поддерживать семью». Но устранив потребность в экспертных знаниях и упростив работу лондонских таксистов, приложение устранило и историческую причину высоких зарплат. В результате Uber обвиняют в том, что компания недоплачивает своим водителям, а многие даже подают на нее в суд.
Автоматизируйте, но осторожно
Технологии могут привести к повышению зарплат, особенно если работа с ними требует специальных знаний и навыков. Но если работа, наоборот, станет проще, они могут привести и к понижению зарплат. Логика тут такая: с простыми задачами справится кто угодно, поэтому зачем платить больше? Если рынку не нужны квалифицированные специалисты, то они становятся менее ценными.
Бизнес будет этому рад: платить работникам меньше — верный способ повысить доходность. Но это рискованная стратегия. Технология не устраняет потребность в человеческом труде, а только меняет тип этого труда. Автоматизация не означает, что люди больше будут не нужны. Техника всегда будет ломаться. В таких случаях компаниям придется задабривать сотрудников, на которых они пытались сэкономить, пока все было хорошо. Например, в 2018 году одному ресторану пришлось отключить робота Flippy (который переворачивал бургеры) в первый же день: он не справился с объемом заказов. Как ресторан решил проблему? Срочно вызвал поваров-людей.
Автоматизация может повысить продуктивность и эффективность, а также устранять ошибки. Роботы должны занять профессии, которые слишком опасны для людей, не дают ощущения смысла или лишают людей свободы. Как правильно заметил философ Бертран Рассел, машины «дали возможность удобной и безопасной жизни для всех». По его мнению, игнорировать этот факт просто глупо, но «совершенно незачем оставаться глупым всегда».
Однако нельзя гарантировать, что в долгосрочной перспективе замена людей на роботов окажется выгодной. Если прибыль от новых технологий окажется меньше расходов (а расходы будут всегда), то компании будут терять деньги. Бизнес часто хочет показать свою платежеспособность и часто игнорирует такие расходы, но переход на роботов может усугубить эту проблему. Что бы кто ни говорил, но до технологической сингулярности — то есть появления всемогущих и всезнающих машин — нам пока очень далеко.
Внедряя новые технологии, организации должны учитывать эти факты. Чтобы оценить ценность роботов, руководителю следует задать себе три вопроса. Во-первых, чего не сможет сделать эта технология? Возможности технологий головокружительны, но у любого робота, как и у человека, есть свои пределы. В чем они заключаются?
Во-вторых, как эти пределы влияют на работу компании? Инвестиции в технологии повышают продуктивность, но только до определенного уровня. Где находится этот уровень и устроит ли он акционеров?
Наконец, в-третьих, как на ценностное предложение технологии влияют расходы на ее обслуживание? Это важно, потому что за любой техникой нужно следить, и особенно в таких критических сферах, как транспорт, энергетика и здравоохранение. Сколько будет стоить обслуживание и как оно влияет на прибыльность технологии?
Задайте себе эти вопросы, и вы сможете получить неожиданные ответы о том, когда и при каких условиях стоит отказываться от людей в пользу алгоритмов, ведь, как отмечает писатель и журналист Николас Карр, ни один экономический закон не обещает, что все люди или хотя бы большинство людей автоматически выиграют от развития технологий.