читайте также
Цепь поставок занимает центральное место в деятельности компании. Для принятия лучших решений управленцам нужен доступ к данным о цепи поставок в режиме реального времени, но устаревшие технологии могут препятствовать ее прозрачности на всех этапах. Однако скоро все может измениться. Цифровые технологии, которые способны полностью взять на себя управление цепями поставок, разрушают привычные методы работы. Возможно, через 5–10 лет появится отлаженная, саморегулирующаяся система, обеспечивающая оптимальное исполнение всех рабочих процессов и требующая минимального вмешательства человека.
С помощью цифровых технологий компании могут собирать, анализировать, интегрировать, без труда получать и интерпретировать высококачественные актуальные данные, лежащие в основе процессов автоматизации, прогнозной аналитики, искусственного интеллекта, роботизации — инноваций, которые придут на смену традиционному управлению цепями поставок.
Ведущие компании уже занялись изучением возможностей. Многие начали использовать роботизацию и искусственный интеллект для цифровизации и автоматизации трудоемких и повторяющихся задач и процессов, таких как закупка, выставление счетов, расчет задолженности, а также частично для работы с клиентами. Предсказательная аналитика помогает точнее прогнозировать спрос, благодаря чему компании могут управлять волатильностью, повысить эффективность использования активов и обеспечить удобство для клиентов по оптимальной цене.
Показания датчиков об эксплуатации и обслуживании машин помогают производителям делать более точные предположения о возможных сроках поломки, что позволяет сократить время простоя. Блокчейн запустил революцию во взаимодействии участников гибких цепей поставок. Роботы повышают продуктивность и рентабельность складов и центров исполнения заказов. Дроны-курьеры и беспилотные автомобили для доставки уже перестали быть фантазией. Международная горно-металлургическая компания Rio Tinto исследует способы применения цифровых технологий для автоматизации всех процессов от добычи до доставки в порт. Беспилотные поезда, операторы-роботы, камеры, лазеры и датчики слежения помогут компании управлять цепью поставок дистанционно и в то же время повысить безопасность и снизить потребность в работниках в удаленных местах.
«Цифровой центр управления» — ключевая концепция, которую осваивают компании. Это виртуальный центр принятия решений, дающий актуальную и полную информацию о глобальных цепях поставок. Для некоторых ведущих розничных компаний такие центры управления стали чем-то вроде мозга, регулирующего их деятельность. Как правило, такой центр представляет собой рабочий кабинет команды по анализу данных, которая круглосуточно следит за происходящим на множестве экранов высокой четкости. На них отображается поступающая в реальном времени информация и трехмерные изображения для каждого звена цепи поставок (от заказа до доставки). Визуальные сигналы заранее предупреждают о нехватке товара или возможных трудностях, так что сотрудники, работающие непосредственно с клиентами, могут скорректировать действия прежде, чем потенциальные проблемы станут реальными. Передача данных в реальном времени, безусловная точность, абсолютная нацеленность на клиента, выверенные процессы и аналитический стиль руководства лежат в основе работы цифрового центра управления.
Промышленные компании также внедряют эту концепцию. По сложной цепи одного из производителей проходит больше миллиона изделий и компонентов в день. Центр управления выявляет возможные проблемы в цепи поставок по мере их возникновения, рассчитывает их последствия и либо автоматически исправляет проблему при помощи заранее заданных действий, либо передает их в работу вышестоящей команде. Точно так же одна сталелитейная компания внедрила в платформу своего центра управления специально разработанный инструмент для планирования сценариев, который снижает время реагирования и устойчивость цепи поставок. Инструмент симулирует последствия крупных непредусмотренных поломок оборудования, так называемых «больших ударов» для бизнеса и указывает лучшие способы их смягчения.
Потребность в новых навыках
Тенденция ясна: в сфере управления цепями поставок технологии заменяют людей и работают эффективнее. Нетрудно представить будущее, в котором автоматизированные процессы, управление данными, продвинутая аналитика, датчики, роботы, искусственный интеллект и непрерывный цикл обучения сведут к минимуму необходимость вмешательства человека. Но останется ли работа для специалистов по управлению цепями поставок, когда планирование, закупки, производство, исполнение заказов и логистика будут автоматизированы?
В скором времени руководителям в этой области придется переключиться с управления людьми, выполняющими рутинные задачи по поддержке операций, на планирование и управление информационными и материальными потоками с привлечением ограниченного числа узкоспециализированных сотрудников. Совсем скоро возрастет потребность в специалистах по анализу цепей поставок, способных структурировать и проверять пакеты данных, пользоваться цифровыми инструментами и алгоритмами и делать точные прогнозы.
Если заглядывать еще дальше, то потребуются специалисты, которые на базе технологий разработают «движок» цепи поставок для поддержки постоянно меняющихся стратегий, требований и приоритетов компании. Его работа будет обеспечиваться небольшим числом специально нанятых или обученных сотрудников, выполняющих задачи на стыке операций и технологий. Поскольку сегодня еще никто не обладает необходимыми для новых ролей навыками, самая трудная задача для компаний — составить представление о цепи поставок будущего и разработать стратегию поиска нужных людей на эти важные роли.
Очевидно, что скоро традиционная концепция управления цепями поставок перестанет существовать. Преуспеют те руководители и компании, которые уже сегодня совершенствуют свои навыки и процессы.
Об авторах
Аллан Лайал (Allan Lyall) — эксперт по вопросам поставок и розничной торговле. Более 12 лет был вице-президентом Amazon в Европе, занимал руководящие должности в Apple и Tesco.
Пьер Мерсье (Pierre Mercier) — партнер и управляющий директор The Boston Consulting Group (BCG). Специализируется на вопросах поставок и розничной торговле. Ранее работал в Mitchell Madison Group и Deloitte Consulting.
Стефан Гштеттнер (Stefan Gstettner) — заместитель директора The Boston Consulting Group. На протяжении шести лет занимал пост COO в компании, занимающейся ритейлом.