Что нужно студентам от вузов в XXI веке | Большие Идеи

・ Тренды
Статья, опубликованная в журнале «Гарвард Бизнес Ревью Россия»

Что нужно студентам от вузов в
XXI веке

Как применить теорию инноваций к проблемам высшего образования

Авторы: Майкл Хорн , Боб Моэста

Что нужно студентам от вузов в XXI веке
C. J. Burton/Getty Images

читайте также

Кризис делу не помеха

Константин Самойлов

Чужой среди своих

Фалалеев Дмитрий

Успех зависит не от личностей

Мартин Хаас,  Мортенсен Марк

Как сказать «нет», не сжигая мостов

Холли Уикс

Работодатели озадаченно вглядываются в пропасть между необходимыми им навыками и навыками, которые могут им предложить потенциальные сотрудники. По данным Всемирного экономического форума, чуть менее 30% компаний считают, что у них есть нужные кадры в области цифровых технологий, а опрос The Wall Street Journal показал, что 89% руководителей с трудом подбирают кандидатов с требуемым набором таких soft skills, как командная работа, умение общаться и адаптивность.

Высшему образованию только предстоит выйти на новый уровень и преодолеть этот разрыв. Огромное количество студентов мало что могут вынести из обучения, и слишком многие — 40% — не осваивают четырехлетние программы за шесть лет.

Одна из причин таких неубедительных результатов состоит в том, что учебные заведения не понимают, чего учащиеся надеются достичь, поступая в университет. Иными словами, вузы не рассматривали «задачу», которую ставили перед собой поступающие. Профессор Гарвардской школы бизнеса Клейтон Кристенсен сформулировал теорию Jobs to Be Done («задачи, которые должны быть выполнены»). В своей книге «Закон успешных инноваций. Зачем клиент “нанимает” ваш продукт и как знание об этом помогает новым разработкам» («Competing Against Luck») он пишет: «Приобретая продукт, мы, по сути, “нанимаем” его для выполнения той или иной работы», то есть мы стремимся добиться результата в какой-то жизненной ситуации.

Теория Jobs to Be Done сложилась на основе многолетних исследований, которые один из авторов (Боб) проводил совместно с Кристенсеном, начиная с середины 1990-х годов. Другой автор (Майкл) помогал применить работу Кристенсена к сектору образования с момента совместного основания Института Кристенсена в 2007 году и написания в соавторстве книги «Disrupting Class» в 2008 году.

Теория полезна тем, что позволяет предсказать, как люди действительно будут поступать в определенных обстоятельствах (а не как они на словах собираются что-то сделать), и заостряет внимание на мотивах того или иного выбора. По сути, люди покупают продукты и услуги не как таковые, а как средства достижения определенной цели. Эта истина привела покойного профессора Гарвардской школы бизнеса Теодора Левитта к его знаменитой формуле: людям не нужно сверло для дрели диаметром четверть дюйма, им нужно просверлить отверстие такого диаметра.

В исследованиях, проведенных нами за последние несколько лет, мы собрали более 200 подробных историй студентов, выбирающих ту или иную форму высшего образования — от четырехлетних университетских программ до муниципальных колледжей и от онлайн-обучения до курсов программирования. Мы проанализировали данные и выявили основные «задачи», которые, с позиции студентов, должно решить высшее образование.

Мы обнаружили, что существует пять задач, ради выполнения которых люди поступают в вузы. Каждая из таких причин состоит из подталкивающих к принятию решения стимулов, которые варьируются от функциональных соображений («если я освою еще одну специальность, я получу повышение, и это оправдает затраты») до эмоциональных и социальных аспектов. Вот эти пять задач:

1) Поступить в лучшее учебное заведение

Студенты с такой задачей, как правило, хотят получить классический опыт обучения в университете с красивым кампусом и престижным названием, чтобы у них была возможность создать себя заново рядом с новыми людьми. Однако такие студенты редко думают о том, что будут делать после зачисления. Для них успех — это быть принятым.

Студент-математик с такой задачей сказал бы что-то вроде: «Я хочу получить степень по математике в Гарварде». Прогресс для этой группы — это оказаться в одном из лучших вузов (в их понимании).

Что делать учебным заведениям: многие вузы готовы решать эту задачу, потому что получить традиционное университетское образование стремятся многие студенты. Тем не менее количество колледжей, которые могут преуспеть в выполнении этой задачи, вероятно, ограничено.

2) Оправдать ожидания

Такие студенты хотят соответствовать ожиданиям — например, родителей, супругов, друзей, консультантов, учителей, наставников или своего сообщества. Подобно тем, кто стремится попасть в лучшее учебное заведение, обучение в вузе они понимают как следующий логический шаг на своем жизненном пути. Также у них нет других вариантов (или они их не видят). Хотя эти студенты безразличны к своему выбору, они успокаивают себя тем, что образование обеспечит им некую подушку безопасности и опору в будущем.

Студент с такой задачей скажет что-то вроде: «Мама говорила, что у меня хорошо с математикой, поэтому я решил сюда поступить». Часто такие студенты ставили перед собой задачу попасть в «лучший вуз», но не смогли поступить в университет своей мечты, а затем не увидели других вариантов, кроме как сделать то, чего от них ожидают.

Что делать учебным заведениям: рассмотрите возможность предложить учащимся сделать перерыв на год или позиционируйте себя как «транзитный вуз» — временный пункт назначения для студентов на пути к поступлению в нужное им учебное заведение.

3) Найти выход

Студенты с такой задачей хотят уйти со своей офисной работы, избавиться от сложившейся привычки, уехать из дома, от родных или из города, разорвать отношения в паре. Они хотят найти место, где у них будет поддержка и проставленная галочка в графе «высшее образование».

Студент-математик с такой задачей, скажет: «У меня хорошо с математикой, поэтому я выберу математическую специальность, чтобы найти выход из сложившейся ситуации». Главное — вырваться из рутины, и как только это случается, человек понимает, что задача решена. Как правило, мало кто задумывался, что делать потом, поэтому они тратят слишком много времени и денег на выбранный образовательный процесс.

Что делать учебным заведениям: перестройте программу первого года обучения, чтобы помочь студентам развиваться в своих увлечениях и разобраться, что им нравится, а что — нет.

4) Сделать шаг вперед

Студенты с такой задачей поступают в вуз, когда не могут найти себя в какой-то сфере жизни: они хотят уйти из компании или с текущей должности или избавиться от какой-то привычки и готовы сделать шаг вперед и стать лучше. Они обычно чувствуют, что время уходит, им страшно подумать, что будет, если они ничего не предпримут. Они знают, что конкретные практические навыки или сертификаты помогут им снова встроиться в процесс. Студент с такой задачей может захотеть стать аналитиком данных, потому что это хорошо оплачивается, и он понимает, что специализация в математике станет билетом в эту профессию.

Что делать учебным заведениям: формируйте программы с четким фиксированным набором образовательных форматов, которые позволят с наименьшими затруднениями прийти к желаемым результатам.

5) Сделать рывок

Студенты с такой задачей стремятся узнать больше и испытать себя, желая следовать четкому видению и получить определенные практические навыки или сертификаты. В жизни их все в целом устраивает, и теперь они могут выделить время и бюджет для реализации своего видения.

Такой студент интересуется математикой, потому что это поможет ему лучше выстроить работу с существующими клиентами или из стремления к более глубоким познаниям. Студенту интересна сама изучаемая дисциплина, при этом у него нет такой же настоятельной необходимости повышать свой уровень, как в предыдущем описанном сценарии.

Что делать учебным заведениям: чтобы привлечь поступающих, сделайте программу (насколько это возможно) менее рискованной, а учебный процесс индивидуальным. В этом случае она будет соответствовать эмоциональным причинам, по которым ее выбрали студенты.

Выводы для вузов

То, что студенты с каждой из перечисленных задач выбрали математику, не означает, что все университеты должны принимать их на программы по математике и что все они будут во всех случаях соответствовать нуждам студентов. Тем не менее именно так рассуждают и поступают в большинстве колледжей. Стремясь угодить всем, большинство высших учебных заведений разработали универсальные предложения, которые удовлетворяют далеко не всех, и несут серьезные расходы в попытках угодить студентам с совершенно разными мотивами для поступления.

Вместо этого вузам стоит сделать трудный выбор. Им нужно определить, какую потребность они будут удовлетворять и какой соответствующий учебный процесс они должны предложить, чтобы помочь студентам успешно решить свои задачи. От этого будет зависеть, как должны быть устроены вузы, что они должны делать хорошо и что они должны делать намеренно плохо. Также это будет означать, что они не должны принимать студентов, планы которых не совпадают с планами учреждения.

До тех пор пока вузы не поймут, чего хотят студенты при поступлении, и не реорганизуют свою работу соответствующим образом, результаты всего образовательного сектора будут разочаровывать, а платить за это придется студентам, работодателям и обществу.

Об авторах

Майкл Хорн (Michael B. Horn) — соавтор книги «Choosing College: How to Make Better Learning Decisions Throughout Your Life», директор по стратегическому управлению в Entangled Group и старший партнер компании Entangled Solutions, которая предлагает инновационные услуги для образовательных учреждений. Соучредитель и заслуженный член Института подрывных инноваций Клейтона Кристенсена.

Боб Моэста (Bob Moesta) — соавтор книги «Choosing College: How to Make Better Learning Decisions Throughout Your Life», соучредитель и президент ReWired Group, научный сотрудник Института подрывных инноваций Клейтона Кристенсена. Приглашенный лектор в Гарвардской школе бизнеса, Школе предпринимательства Слоуна MIT и Школе менеджмента им. Келлога при Северо-Западном университете.