читайте также
Работодатели озадаченно вглядываются в пропасть между необходимыми им навыками и навыками, которые могут им предложить потенциальные сотрудники. По данным Всемирного экономического форума, чуть менее 30% компаний считают, что у них есть нужные кадры в области цифровых технологий, а опрос The Wall Street Journal показал, что 89% руководителей с трудом подбирают кандидатов с требуемым набором таких soft skills, как командная работа, умение общаться и адаптивность.
Высшему образованию только предстоит выйти на новый уровень и преодолеть этот разрыв. Огромное количество студентов мало что могут вынести из обучения, и слишком многие — 40% — не осваивают четырехлетние программы за шесть лет.
Одна из причин таких неубедительных результатов состоит в том, что учебные заведения не понимают, чего учащиеся надеются достичь, поступая в университет. Иными словами, вузы не рассматривали «задачу», которую ставили перед собой поступающие. Профессор Гарвардской школы бизнеса Клейтон Кристенсен сформулировал теорию Jobs to Be Done («задачи, которые должны быть выполнены»). В своей книге «Закон успешных инноваций. Зачем клиент “нанимает” ваш продукт и как знание об этом помогает новым разработкам» («Competing Against Luck») он пишет: «Приобретая продукт, мы, по сути, “нанимаем” его для выполнения той или иной работы», то есть мы стремимся добиться результата в какой-то жизненной ситуации.
Теория Jobs to Be Done сложилась на основе многолетних исследований, которые один из авторов (Боб) проводил совместно с Кристенсеном, начиная с середины 1990-х годов. Другой автор (Майкл) помогал применить работу Кристенсена к сектору образования с момента совместного основания Института Кристенсена в 2007 году и написания в соавторстве книги «Disrupting Class» в 2008 году.
Теория полезна тем, что позволяет предсказать, как люди действительно будут поступать в определенных обстоятельствах (а не как они на словах собираются что-то сделать), и заостряет внимание на мотивах того или иного выбора. По сути, люди покупают продукты и услуги не как таковые, а как средства достижения определенной цели. Эта истина привела покойного профессора Гарвардской школы бизнеса Теодора Левитта к его знаменитой формуле: людям не нужно сверло для дрели диаметром четверть дюйма, им нужно просверлить отверстие такого диаметра.
В исследованиях, проведенных нами за последние несколько лет, мы собрали более 200 подробных историй студентов, выбирающих ту или иную форму высшего образования — от четырехлетних университетских программ до муниципальных колледжей и от онлайн-обучения до курсов программирования. Мы проанализировали данные и выявили основные «задачи», которые, с позиции студентов, должно решить высшее образование.
Мы обнаружили, что существует пять задач, ради выполнения которых люди поступают в вузы. Каждая из таких причин состоит из подталкивающих к принятию решения стимулов, которые варьируются от функциональных соображений («если я освою еще одну специальность, я получу повышение, и это оправдает затраты») до эмоциональных и социальных аспектов. Вот эти пять задач:
1) Поступить в лучшее учебное заведение
Студенты с такой задачей, как правило, хотят получить классический опыт обучения в университете с красивым кампусом и престижным названием, чтобы у них была возможность создать себя заново рядом с новыми людьми. Однако такие студенты редко думают о том, что будут делать после зачисления. Для них успех — это быть принятым.
Студент-математик с такой задачей сказал бы что-то вроде: «Я хочу получить степень по математике в Гарварде». Прогресс для этой группы — это оказаться в одном из лучших вузов (в их понимании).
Что делать учебным заведениям: многие вузы готовы решать эту задачу, потому что получить традиционное университетское образование стремятся многие студенты. Тем не менее количество колледжей, которые могут преуспеть в выполнении этой задачи, вероятно, ограничено.
2) Оправдать ожидания
Такие студенты хотят соответствовать ожиданиям — например, родителей, супругов, друзей, консультантов, учителей, наставников или своего сообщества. Подобно тем, кто стремится попасть в лучшее учебное заведение, обучение в вузе они понимают как следующий логический шаг на своем жизненном пути. Также у них нет других вариантов (или они их не видят). Хотя эти студенты безразличны к своему выбору, они успокаивают себя тем, что образование обеспечит им некую подушку безопасности и опору в будущем.
Студент с такой задачей скажет что-то вроде: «Мама говорила, что у меня хорошо с математикой, поэтому я решил сюда поступить». Часто такие студенты ставили перед собой задачу попасть в «лучший вуз», но не смогли поступить в университет своей мечты, а затем не увидели других вариантов, кроме как сделать то, чего от них ожидают.
Что делать учебным заведениям: рассмотрите возможность предложить учащимся сделать перерыв на год или позиционируйте себя как «транзитный вуз» — временный пункт назначения для студентов на пути к поступлению в нужное им учебное заведение.
3) Найти выход
Студенты с такой задачей хотят уйти со своей офисной работы, избавиться от сложившейся привычки, уехать из дома, от родных или из города, разорвать отношения в паре. Они хотят найти место, где у них будет поддержка и проставленная галочка в графе «высшее образование».
Студент-математик с такой задачей, скажет: «У меня хорошо с математикой, поэтому я выберу математическую специальность, чтобы найти выход из сложившейся ситуации». Главное — вырваться из рутины, и как только это случается, человек понимает, что задача решена. Как правило, мало кто задумывался, что делать потом, поэтому они тратят слишком много времени и денег на выбранный образовательный процесс.
Что делать учебным заведениям: перестройте программу первого года обучения, чтобы помочь студентам развиваться в своих увлечениях и разобраться, что им нравится, а что — нет.
4) Сделать шаг вперед
Студенты с такой задачей поступают в вуз, когда не могут найти себя в какой-то сфере жизни: они хотят уйти из компании или с текущей должности или избавиться от какой-то привычки и готовы сделать шаг вперед и стать лучше. Они обычно чувствуют, что время уходит, им страшно подумать, что будет, если они ничего не предпримут. Они знают, что конкретные практические навыки или сертификаты помогут им снова встроиться в процесс. Студент с такой задачей может захотеть стать аналитиком данных, потому что это хорошо оплачивается, и он понимает, что специализация в математике станет билетом в эту профессию.
Что делать учебным заведениям: формируйте программы с четким фиксированным набором образовательных форматов, которые позволят с наименьшими затруднениями прийти к желаемым результатам.
5) Сделать рывок
Студенты с такой задачей стремятся узнать больше и испытать себя, желая следовать четкому видению и получить определенные практические навыки или сертификаты. В жизни их все в целом устраивает, и теперь они могут выделить время и бюджет для реализации своего видения.
Такой студент интересуется математикой, потому что это поможет ему лучше выстроить работу с существующими клиентами или из стремления к более глубоким познаниям. Студенту интересна сама изучаемая дисциплина, при этом у него нет такой же настоятельной необходимости повышать свой уровень, как в предыдущем описанном сценарии.
Что делать учебным заведениям: чтобы привлечь поступающих, сделайте программу (насколько это возможно) менее рискованной, а учебный процесс индивидуальным. В этом случае она будет соответствовать эмоциональным причинам, по которым ее выбрали студенты.
Выводы для вузов
То, что студенты с каждой из перечисленных задач выбрали математику, не означает, что все университеты должны принимать их на программы по математике и что все они будут во всех случаях соответствовать нуждам студентов. Тем не менее именно так рассуждают и поступают в большинстве колледжей. Стремясь угодить всем, большинство высших учебных заведений разработали универсальные предложения, которые удовлетворяют далеко не всех, и несут серьезные расходы в попытках угодить студентам с совершенно разными мотивами для поступления.
Вместо этого вузам стоит сделать трудный выбор. Им нужно определить, какую потребность они будут удовлетворять и какой соответствующий учебный процесс они должны предложить, чтобы помочь студентам успешно решить свои задачи. От этого будет зависеть, как должны быть устроены вузы, что они должны делать хорошо и что они должны делать намеренно плохо. Также это будет означать, что они не должны принимать студентов, планы которых не совпадают с планами учреждения.
До тех пор пока вузы не поймут, чего хотят студенты при поступлении, и не реорганизуют свою работу соответствующим образом, результаты всего образовательного сектора будут разочаровывать, а платить за это придется студентам, работодателям и обществу.
Об авторах
Майкл Хорн (Michael B. Horn) — соавтор книги «Choosing College: How to Make Better Learning Decisions Throughout Your Life», директор по стратегическому управлению в Entangled Group и старший партнер компании Entangled Solutions, которая предлагает инновационные услуги для образовательных учреждений. Соучредитель и заслуженный член Института подрывных инноваций Клейтона Кристенсена.
Боб Моэста (Bob Moesta) — соавтор книги «Choosing College: How to Make Better Learning Decisions Throughout Your Life», соучредитель и президент ReWired Group, научный сотрудник Института подрывных инноваций Клейтона Кристенсена. Приглашенный лектор в Гарвардской школе бизнеса, Школе предпринимательства Слоуна MIT и Школе менеджмента им. Келлога при Северо-Западном университете.