Эксперимент как способ воспитания лидера | Большие Идеи
Психология
Статья, опубликованная в журнале «Гарвард Бизнес Ревью Россия»

Эксперимент как способ воспитания лидера

Рон Ашкеназ
Эксперимент как способ воспитания лидера

Многие компании вкладывают все больше средств в развитие лидерских качеств своих сотрудников. Так, исследования показывают, что еще в 2013 году совокупный расход корпораций по всему миру на курсы по развитию менеджерских навыков и компетенций составил 24 миллиарда долларов, то есть на 15% больше, чем в 2012 году.

Вопрос в том, получают ли компании адекватную отдачу за свои усилия. В прошлые годы ресурсы на развитие лидерских качеств отпускались «по усмотрению» или вовсе считались роскошью, то есть в трудные времена их всегда можно было урезать или же вовсе исключить из статьи расходов. Причиной тому — отсутствие ощутимых результатов, напрямую связанных с подобными тренингами. Без ощутимых результатов вложение средств в обучение становится в лучшем случае прыжком веры, а в худшем — напрасной тратой времени и денег.

Целый ряд компаний решают эту проблему, попросту смещая свой фокус с теории на практику: развитие лидерских качеств в них начинается с реальных проблем, которые менеджерам приходится решать каждый день, а не с гипотетических кейсов или игровых моделей. Чтобы преуспеть, нужно действовать, выходить из зоны комфорта, менять свой подход.

В последние годы мы сотрудничали с командой, занимающейся развитием лидерских качеств в Cargill — это одна из крупнейших компаний в отрасли переработки и распределения сельхозпродукции. Применив изложенный выше подход, мы запустили программу для перспективных менеджеров «Лидерство в стремительно меняющемся мире». Вот как она устроена.

В начале программы участники выявляют сложную, комплексную проблему в своей компании или внутри зоны своей ответственности (например, ценовая политика, операционная деятельность, обслуживание клиентов и т. д.). Затем они встречаются с различными людьми, как из своей компании, так и со стороны, которые находятся на передовой (с инноваторами, составителями различных прогнозов: теми людьми, чей голос обычно не слышат в бюрократической суматохе крупной организации) и обсуждают возможные решения.

Читайте материал по теме: Основа мотивации — потребность

Собрав разные мнения, каждый менеджер должен провести хотя бы один эксперимент, допускающий неудачу. Это действие позволит без лишнего риска испытать вероятное решение в течение ста или менее дней. При этом управленец не будет испытывать сильного давления сверху, как в тех случаях, когда он непременно должен оказаться прав. Задача у него простая — быстро выяснить, что будет работать, а что нет. Так, один из участников сосредоточился на новой схеме ценообразования. Другой попытался изменить систему контроля в цепочке поставок, чтобы повысить операционную эффективность. Еще кто-то придумал эксперимент, чтобы полностью исключить несчастные случаи на производстве.

В ходе эксперимента каждый менеджер работал в паре с другим, получая и поддержку, и критику. Так мы задавали однозначные параметры успеха или провала эксперимента.

Из 75 участников 60 завершили свои проекты и добились ощутимых результатов — новых идей для своего бизнеса. Один эксперимент позволил на 2,6% cократить количество бессмысленных рабочих процедур и за три месяца сэкономил компании $342 000. Используя методы постоянного совершенствования рабочего процесса, которые были разработаны специально для эксперимента, этот управленец теперь добивается аналогичных показателей во всех подразделениях.

советуем прочитать
Войдите на сайт, чтобы читать полную версию статьи
советуем прочитать
Как сохранить работу в кризис
Дайан Кутю,  Джанет Бэнкс
«Счастливые часы» Facebook
Вамси Канури,  Исин Чен,  Шрихари Сридхар