Эксперимент как способ воспитания лидера | Большие Идеи

・ Психология
Статья, опубликованная в журнале «Гарвард Бизнес Ревью Россия»

Эксперимент как способ
воспитания лидера

Исследования показывают, что еще в 2013 году совокупный расход корпораций по всему миру на курсы по развитию менеджерских навыков и компетенций составил 24 миллиарда долларов, то есть на 15% больше, чем в 2012 году.

Автор: Рон Ашкеназ

Эксперимент как способ воспитания лидера

читайте также

Что не так с устойчивым развитием

Дейв Янг,  Мартин Ривз,  Рич Хатчинсон

Венчурному капиталисту

Пусть вас запомнят, потому что вы отличаетесь

Нил Берден

«Меня удивляло, почему на выставки интересных художников не выстраиваются очереди»

Зельфира Трегулова

читайте также

Многие компании вкладывают все больше средств в развитие лидерских качеств своих сотрудников. Так, исследования показывают, что еще в 2013 году совокупный расход корпораций по всему миру на курсы по развитию менеджерских навыков и компетенций составил 24 миллиарда долларов, то есть на 15% больше, чем в 2012 году.

Вопрос в том, получают ли компании адекватную отдачу за свои усилия. В прошлые годы ресурсы на развитие лидерских качеств отпускались «по усмотрению» или вовсе считались роскошью, то есть в трудные времена их всегда можно было урезать или же вовсе исключить из статьи расходов. Причиной тому — отсутствие ощутимых результатов, напрямую связанных с подобными тренингами. Без ощутимых результатов вложение средств в обучение становится в лучшем случае прыжком веры, а в худшем — напрасной тратой времени и денег.

Целый ряд компаний решают эту проблему, попросту смещая свой фокус с теории на практику: развитие лидерских качеств в них начинается с реальных проблем, которые менеджерам приходится решать каждый день, а не с гипотетических кейсов или игровых моделей. Чтобы преуспеть, нужно действовать, выходить из зоны комфорта, менять свой подход.

В последние годы мы сотрудничали с командой, занимающейся развитием лидерских качеств в Cargill — это одна из крупнейших компаний в отрасли переработки и распределения сельхозпродукции. Применив изложенный выше подход, мы запустили программу для перспективных менеджеров «Лидерство в стремительно меняющемся мире». Вот как она устроена.

В начале программы участники выявляют сложную, комплексную проблему в своей компании или внутри зоны своей ответственности (например, ценовая политика, операционная деятельность, обслуживание клиентов и т. д.). Затем они встречаются с различными людьми, как из своей компании, так и со стороны, которые находятся на передовой (с инноваторами, составителями различных прогнозов: теми людьми, чей голос обычно не слышат в бюрократической суматохе крупной организации) и обсуждают возможные решения.

Читайте материал по теме: Основа мотивации — потребность

Собрав разные мнения, каждый менеджер должен провести хотя бы один эксперимент, допускающий неудачу. Это действие позволит без лишнего риска испытать вероятное решение в течение ста или менее дней. При этом управленец не будет испытывать сильного давления сверху, как в тех случаях, когда он непременно должен оказаться прав. Задача у него простая — быстро выяснить, что будет работать, а что нет. Так, один из участников сосредоточился на новой схеме ценообразования. Другой попытался изменить систему контроля в цепочке поставок, чтобы повысить операционную эффективность. Еще кто-то придумал эксперимент, чтобы полностью исключить несчастные случаи на производстве.

В ходе эксперимента каждый менеджер работал в паре с другим, получая и поддержку, и критику. Так мы задавали однозначные параметры успеха или провала эксперимента.

Из 75 участников 60 завершили свои проекты и добились ощутимых результатов — новых идей для своего бизнеса. Один эксперимент позволил на 2,6% cократить количество бессмысленных рабочих процедур и за три месяца сэкономил компании $342 000. Используя методы постоянного совершенствования рабочего процесса, которые были разработаны специально для эксперимента, этот управленец теперь добивается аналогичных показателей во всех подразделениях.

Другой эксперимент был направлен на сокращение издержек и проверку возможности стратегического партнерства с другой фирмой. Но после того как руководитель поделился внутренней информацией с потенциальным партнером, он понял, что развивать полноценные отношения невозможно из-за отсутствия «взаимного доверия и прозрачности», а на их формирование уйдет много времени. Тогда он стал искать другие формы взаимодействия, но не в форме полноценного совместного предприятия. «Благодаря этому опыту кооперации мы теперь ведем несколько совместных проектов в сфере поставок и общего производства», — сообщил он.

Участники также учились эффективному менеджменту в быстро меняющихся условиях. Как отметила в своем отчете одна из участниц: «Поскольку эксперимент мы проводили в одном филиале, а не сразу же во всех тридцати, провал был бы не так болезнен. Мы следили за показателями и знали, что если не достигнем совершенства — тоже ничего страшного. Прежде чем распространить этот эксперимент на другие подразделения, мы внесли соответствующие коррективы».

Разумеется, Cargill — не единственная компания, изменившая программы развития лидерства так, чтобы сразу приступать к реальным проблемам бизнеса. Мой партнер Роберт возглавляет Академию развития лидерских качеств при Техасском медицинском центре, где врачи и администраторы медицинских учреждений проводят эксперименты с целью получать наилучшие результат лечения. Также и Ascom, швейцарская компания, включила в свою программу развития лидерства «инициативу быстрого результата»: от участников требуется, чтобы они применяли свои знания применительно к деловым задачам, которые ставят перед ними топ-менеджеры фирмы.

Объединяет все эти программы следующий аспект: если программы развития лидерских качеств сосредоточиваются на постоянных экспериментах, это поспособствует укреплению стабильности и деловому успеху компании.

Если ваша организация уже приняла на вооружение такой подход, вы сможете благодаря аналогичным программам улучшить менеджерские навыки своих людей и ускорить решение наиболее важных для вас деловых задач. Если вы сами участвуете в программе развития лидерства, где такие эксперименты не предусмотрены, попробуйте провести такой эксперимент самостоятельно.

Читайте материал по теме: Настоящий лидер признает свои ошибки

Выберите какую-то задачу, которую вам самому все равно придется решать — как вывести на рынок новый продукт, как внедрить новый протокол безопасности и т. д. Подумайте, как провести краткосрочный, безопасный эксперимент, применив хотя бы часть полученных в вашей программе знаний и навыков. Например, попробовать продавать новый товар только в одном регионе или предложить его одному покупателю, дождаться обратной связи, внести необходимые коррективы, а затем распространить полученный опыт на другие подразделения. Вы удивитесь, насколько важнее становятся для нас лидерские качества, полученные в ходе различных программ, когда мы применяем их к реальным задачам.

Материал подготовлен при участии Роберта Хаусмана, профессора Хьюстонского университета.