
читайте также
В еженедельном дайджесте «Идеи для лидера» — самые актуальные события последних дней: новые исследования, опубликованные на научных площадках и ресурсах (MIT, Gartner, J.P. Morgan, BCG, «Сколково», РАНХиГС, ВШЭ), стратегические новости компаний, важные назначения и увлекательные статьи от предпринимателей, топ-менеджеров, исследователей и консультантов.
СЕО крупнейших IT-компаний снова делают ставку на жесткость и эффективность: Илон Маск, Энди Джесси и Марк Цукерберг массово сокращают персонал, отказываются от неэффективных отделов и устанавливают высокие KPI. В Fortune этот подход сравнивают со стилем легендарного гендиректора GE Джека Уэлча и отмечают, что этот тренд будет только усиливаться благодаря перераспределению сил на рынке труда в пользу работодателей. Доброжелательность при этом может стать не слабостью, но стратегией лидера. Например, глава Nike Эллиот Хилл или гендиректор Thrive Capital Джошуа Кушнер, которые известны своей человечностью и вежливой манерой общения, остаются очень востребованными. В Fortune отмечают, что их популярность построена на умении балансировать между твердостью и эмпатичностью. А данные Korn Ferry показывают, что средний срок жизни СЕО во многом зависит от его способности быть человечным.
Модель цифровой экономики, которая доминировала на протяжении 40 лет, больше не работает. Бывший декан Школы менеджмента Ротмана, консультант генеральных директоров и автор книги A New Way to Think Роджер Мартин в своем блоге на Medium пишет о том, что старая формула для победы в бизнесе — это гонка за количеством пользователей, именно так выросли Google, Amazon и Facebook*. Но TikTok и Hermès нарушили правила игры, объясняет он: TikTok взлетел, несмотря на меньшее, чем у конкурентов, количество пользователей, а Hermès стоит дороже Samsung, зарабатывая при этом в 15 раз меньше. Эти аномалии можно объяснить желанием пользователей не просто использовать сервис или бренд ради его функционала и удобства, ему нужно стать частью сообщества. По словам Роджера Мартина, TikTok не просто предлагает новые алгоритмы, но создает экосистему для креаторов и фанатов. В то же время Facebook* и Instagram* теряют свое влияние, так как их культура постепенно размывается.
Разрозненность команд внутри компании — одна из самых серьезных помех для управления рисками. Старший консультант по рискам и аудиту AuditBoard Ричард Чемберс в колонке для MIT Sloan Management Review рассуждает о том, что компании постоянно сталкиваются с огромным количеством угроз: геополитической нестабильностью, кибератаками, экономическими потрясениями. Но главная проблема не в самих рисках, а в том, что компании смотрят на них точечно, через призму разрозненных команд. Институт внутренних аудиторов рекомендует строить управление рисками в компаниях на трех линиях защиты: оперативный менеджмент контролирует снижение рисков в бизнес-процессах, функции риска устанавливают политику и контролируют оперативное руководство, а внутренний аудит следит за эффективностью первых двух линий защиты. Но из-за корпоративных барьеров и культуры обособленности между разными командами и подразделениями, каждая из этих линий работает отдельно друг от друга. Чемберс объясняет, что только целостный подход позволит системно управлять рисками. Но для этого компании придется научиться открытому сотрудничеству между своими подразделениями.
* принадлежит Meta, которая признана в России экстремистской и запрещена