Начальная бизнес-школа | Большие Идеи

・ Тренды


Начальная бизнес-школа

Кто, как и зачем учит детей предпринимательству в России

Автор: Маргарита Федорова

Начальная бизнес-школа
Element5 Digital / Unsplash

читайте также

По карману ли вашим клиентам мобильная реклама?

Джеймс Гросс,  Крис Болман

Скромное обаяние быстрых умом

Игры искусственного разума

Юлия Фуколова

Антискандальное покрытие для вашего бизнеса

Джордж Серафейм,  Пол Хили

«Меня вдохновила идея сделать что-то полезное. В первом классе мы создали домашний квест, чтобы дети меньше сидели в гаджетах», — второклассник Матвей Кириленко представляет свой проект «MeGoКвест» — из небольшой синей коробки он достает карточки с заданиями и маленькие разноцветные фигурки. «Еще наш квест помогает подружиться, потому что это командная игра. На карточках напечатаны задачки на логику, вопросы по русскому и английскому языку», — добавляет его партнер и друг Саша Храпунов. Ребята учатся в частной школе «Путь к успеху», которую открыла в Новой Москве на окраине Троицка основательница и совладелица сети мебельных салонов «Белфан» Алла Аргунова. Обучаются здесь, в основном, дети бизнесменов и топ-менеджеров. С первого класса школьники узнают, что такое предпринимательство, и реализуют свои бизнес-идеи. Дети учатся выступать публично, снимают рекламные ролики, делают презентации. «Мы раскрываем в них дух кооперации, а не конкуренции. Прорабатываем с каждым его слабые стороны, чтобы ребенок не терял интерес к учебе», — объясняет директор бизнес-образования школы «Путь к успеху» Мария Жукова.

Главная задача Аргуновой — чтобы ученики умели создавать и продавать MVP (минимальный жизнеспособный продукт), а затем организовывали приносящие прибыль стартапы. Каждый год из 50—70 проектов 91% выходят на MVP, из них 18% превращаются в настоящие стартапы.

Третьеклассницы Варя Ткач и Ульяна Молодкина два года назад придумали «кинестетик-планшет» для обучения слабовидящих детей и получили «бронзу» на международном чемпионате по детскому предпринимательству Startup World Cup Championship for kids & teens.

Кирилл Шубников в четвертом классе создал планировщик English-Planner, который помогает выучить английский язык. Стартовые инвестиции в проект составили 51,6 тыс. руб. и за два года принесли более 250 тыс. руб. Сейчас Кирилл выпускает мерч: толстовки, кружки, футболки с надписью It’s Mine.

Проект Just English & Movies восьмиклассниц Виктории Аргуновой, Алисы Булгаковой и Ульяны Турсковой помогает выучить английский с помощью сериала и песен. Создательницы заработали уже более 500 тыс. руб. Деньги на запуск они получили из фонда «Предпринимательство детям», созданного Аллой Аргуновой. Ежегодно ей удается привлечь от бизнес-ангелов около 1,5 млн руб.

Еще более успешный образовательный онлайн-проект Mind Map запустили два года назад одиннадцатиклассники Станислав Аргунов и Мария Баранникова. В его основу легли ментальные карты по курсу математики для 5—9 классов — краткое визуальное изложение темы в двух-трех слайдах. При инвестициях в 230 тыс. руб. за год работы удалось заработать более 2,6 млн руб. выручки.

Есть и по-взрослому инновационные разработки. Артемий Титов, Даниил Шубников и Тимофей Скатов из 11 класса в коллаборации с «ТехноСпарком» занимаются секвенированием сточных вод — изучают их микробиом. У их проекта Urban Gene уже есть первый заказчик — Мосводоканал. А пятиклассница Варвара Абрамян разработала концепцию умной теплой скамейки и заняла третье место в федеральном конкурсе детских технологических проектов Sk KidsChallenge в Сколково.

С воплощением идей школьникам помогают преподаватели и привлеченные программисты, дизайнеры, состоявшиеся предприниматели. В школе преподают все предметы, предусмотренные федеральным государственным образовательным стандартом, при этом программа отличается сильной предпринимательской составляющей. Например, уроки здесь больше похожи на заседания совета директоров: дети за большим овальным столом обсуждают тему занятия, а учителя им в этом лишь помогают, выступая в роли фасилитаторов.

Деловой подход

Каждый, кто захочет учить детей предпринимательству в России, неизбежно столкнется с кризисом всей образовательной системы. Впрочем, это мировая проблема. Как сказал основатель компании Alibaba Джек Ма, «индустриальное общество создало образование, похожее на сборочную линию по формированию человека как продукта, и это бедствие». Ма считает, что через 20 лет исчезнет около 50% существующих сегодня профессий, и если не изменить систему образования, человечество ждут серьезные проблемы.

По мнению руководителя проектной работы школы управления «Сколково» Даниила Добрынченко, педагогический конвейер, где от ученика требуется прочесть, зазубрить и пересказать, уже не отвечает задачам времени. Необходимо развивать совершенно иные навыки: креативное мышление, умение коммуницировать, работать в команде и проч. До школы большинство детей умеют это делать: их сознание еще не зашорено правилами и догмами, они открыты миру и исследуют его. «Дети умеют рисковать, они не боятся ошибиться. А тот, кто не готов ошибаться, не может мыслить оригинально. Но когда дети вырастают, они теряют эту способность, им становится страшно совершать ошибки. И наши государственные системы образования построены на нетерпимости по отношению к ошибкам. В результате мы отучаем людей от способности к творчеству», — говорил на конференции TED известный английский ученый Кен Робинсон.

Творческий подход — неотъемлемая часть предпринимательства. Но предпринимательское мышление, как отмечает Алла Аргунова, складывается не только из креативности, но и из системного подхода и реальной деятельности: «Когда ребенок начинает воплощать проект в жизнь, он видит цепочки всех процессов, учится быстро переключаться между задачами, делегировать работу другим людям, управлять ими и работать в команде».

Именно поэтому обучать предпринимательству детей нужно через деятельностный подход. Андрей Андрусов, заместитель директора Центра «СОЛь» и автор детской книги «Твой первый бизнес», преподает азы предпринимательства в шестых и седьмых классах московской школы «Класс-Центр». Уже в сентябре он говорит своим ученикам, чтобы они в ближайший месяц «выходили на продажи». «Учебный процесс строится интереснее, когда дети пробуют, у них не получается, и они начинают задавать вопросы. Это лучше, чем если бы я сразу начал им рассказывать теорию», — отмечает Андрусов. Такой подход позволяет развить в ребенке уверенность в себе и своих силах — качество, без которого заниматься предпринимательством невозможно.

Один из первых в России проектов по обучению детей бизнесу — «Лига школьного предпринимательства» — был запущен в Ульяновской области по инициативе губернатора в 2015 году. Ученики 7—11 классов, наряду с основной учебной программой, проходят практические тренинги и встречаются с местными бизнесменами. Ежегодно в рамках Лиги защищается 15—20 проектов. В 2021 году курс Лиги прошли более 400 учащихся из 25 школ региона, всего же было выпущено 2250 человек.

Самый масштабный на данный момент проект такого рода стартовал в 2021-м в Москве. В 44 столичных школах под патронажем Российского экономического университета им. Плеханова действует городской проект «Предпринимательский класс». Программа ориентирована на учеников 10—11 классов, школьники углубленно изучают математику, экономику, право и английский, знакомятся с основами предпринимательской деятельности, маркетингом, бизнес-процессами. Впрочем, и в Москве, и в Ульяновске «предпринимательский уклон» пока не переходит в практическую плоскость, возможности создавать собственный стартап без отрыва от учебы у школьников нет.

С учащимися 8—11 классов школ, а также техникумов и колледжей работает и бизнес-акселератор Сбербанка SberZ. Для участия в нем нужно выиграть конкурс проектов. Те, кто прошел отбор, получают шанс превратить свою идею в готовый продукт: при помощи менторов провести конкурентный анализ рынка, построить бизнес-модель, создать MVP и привлечь инвестиции.

Обучением предпринимательству школьников любого возраста занимаются пока только частные бутиковые школы, в которых образование стоит сотни тысяч рублей в год, либо частные проекты, сотрудничающие с государственными школами на аутсорсе. Среди самых известных сетевых игроков этого рынка — KinderMBA. Ее учителя ведут предпринимательские программы в разных школах Москвы и проводят бизнес-курсы выходного дня.

Систему адаптивной бизнес-среды BusinessFox для детей 5—18 лет два года назад создала владелица сети частных детских садов «Филиппок» и школ «Лидеры» Марина Шилкина. «Уже с пяти лет мы занимаемся с нашими детьми профориентацией, в игровой форме рассказываем о разных профессиях. В третьем классе школьники изучают бизнес-кейсы, знакомятся с системой планирования проекта — от разработки идеи, финансовой модели, SWOT-анализа до питчинга», — говорит Марина Шилкина. Вся программа BusinessFox рассчитана на 13 лет и, по словам Шилкиной, реализуется в 38 регионах России, также ее включают в учебный план государственные школы Казахстана.

Одна из главных сложностей предпринимательского образования в школах — отсутствие учебных программ для детей. «Нам приходилось брать взрослые книги по предпринимательству и адаптировать под детское восприятие», — говорит Алла Аргунова. Второй вызов — дефицит квалифицированных преподавателей, которые могут обучать предпринимательству.

Из-за этих проблем в образовательной среде сейчас идет дискуссия, может ли стать практика обучения детей предпринимательству массовой. «Чтобы из школы выпускался предприниматель, а не исполнитель, нужно, чтобы в классе был не один педагог и тридцать учеников, а 7—15 ребят и три модератора-тьютора. Школьники постоянно должны заниматься проектной деятельностью, а не только теорией, и видеть перед собой настоящих носителей предпринимательского опыта», — говорит Даниил Добрынченко. Алла Аргунова сейчас работает над тем, чтобы менторами учеников ее школы становились действующие предприниматели, которые будут участвовать в долевом финансировании учебных стартапов.

Предпринимательство на вырост

Отношение к предпринимателям в России до сих пор остается прохладным. Осенью 2020 года эксперты Высшей школы экономики провели опрос 6 тыс. респондентов в возрасте от 15 до 72 лет в 59 субъектах РФ о том, что они думают о предпринимательской деятельности. 30% опрошенных считают, что предприниматели пользуются результатами труда других людей, 34% полагают, что те «думают только о своей выгоде». Правда, 88% согласны, что предприниматели создают рабочие места.

По данным международной аудиторско-консалтинговой сети FinExpertiza (основанной на информации ФНС), на начало 2022 года в России было зарегистрировано 3,59 млн индивидуальных предпринимателей (около 2,5% населения). В 2018-м Росстат сообщал о том, что доля «белого» малого и среднего бизнеса в российской экономике составляла 20,2%. Для сравнения, тот же показатель для развитых стран — 50—60%.

Эти цифры не удивляют. В сознании большинства граждан России старшего возраста отношение к предпринимательству сформировано отголосками советского воспитания, а также временем «шоковой терапии», когда для успеха в бизнесе требовались не самые лучшие человеческие качества. Но практика трех десятилетий российского капитализма показала, что на длинной дистанции прочного успеха добились предприниматели, обладающие убеждениями и ценностями. И это понимание очень важно прививать новому поколению — в том числе за школьной партой, с помощью предпринимательских образовательных программ. В конечном счете, личный оптимизм, вера в способность добиться успеха в бизнесе с помощью честных усилий — это и есть главный ресурс любой экономики.

Эксперты сходятся во мнении, что частное предпринимательство будет становиться все более привлекательной сферой применения усилий для подрастающего поколения. А значит, и спрос на профильное образование будет расти. В этом заинтересованы и государство, и бизнес, которому уже сейчас не хватает менеджмента с предпринимательским мышлением.