Какие задачи удалось реализовать Мариссе Майер на посту гендиректора Yahoo, а какие — нет | Большие Идеи
Прочее
Статья, опубликованная в журнале «Гарвард Бизнес Ревью Россия»

Какие задачи удалось реализовать Мариссе Майер на посту гендиректора Yahoo, а какие — нет

Крис Йех
Какие задачи удалось реализовать Мариссе Майер на посту гендиректора Yahoo, а какие — нет

Недавно гендиректор Yahoo Марисса Майер была подвергнута критике за внедрение практики группового ранжирования (stack ranking) сотрудников. Этой теме посвящен целый абзац в статье «Marissa Mayer and the Fight to Save Yahoo!», опубликованный в The New York Times, который войдет в новую книгу Николаса Карлсона, готовящуюся к печати. Основной упор критикующих делается на так называемую справедливую оценку сотрудника в рамках ранжирования (эту же систему называют и кривой Гаусса), которая строится менеджерами компании, исходя из оценки деятельности той или иной группы. Каждое подразделение вынуждается к ранжированию определенного числа сотрудников в соотношении 5 к 1 («передовики производства» и отстающие), независимо от фактического распределения объема работы. По мнению критиков, групповое ранжирование порождает лишь нездоровую внутреннюю конкуренцию и мешает сотрудникам работать в единой сплоченной команде и чувствовать себя ее частью.

Однако система группового ранжирования имеет и куда более существенные проблемы. Задачи, поставленные перед такой системой оценки, работают лишь в теории, на практике же пользы от нее мало.

Давайте подумаем, где система группового ранжирования имеет практическую ценность? Это образование. Учебные заведения часто используют систему оценки «успешный — отстающий», и это не вызывает нареканий. Мне вспоминается один экзамен по физике в колледже, который мне довелось сдавать, в котором средний балл был 17 из 100. В моем случае групповое ранжирование имело куда больший смысл, как и для 90%, заваливших этот экзамен. В таком контексте получение образования в учебном заведении и рабочий процесс в офисе могут оцениваться одинаково. Но обратите внимание на различия:

Курс в университете:

  • каждый обучающийся получает одно и то же задание и сдает один и тот же тест;
  • основной задачей учебной дисциплины является обучение студента и оценка полученных им знаний;
  • получение неудовлетворительной оценки имеет всего несколько последствий. К тому же экзамен можно пересдать.

Читайте материал по теме: Как сохранить команду после того, как купили ваш стартап

Офис:

  • в большинстве случаев работа, которую выполняет каждый член коллектива, уникальна, несмотря на то что должность и уровень сотрудника одинаковы по штатному расписанию;
  • основная задача компании — это максимизация прибыли;
  • получение одной или двух «неудовлетворительных оценок» имеет катастрофические последствия и может закончиться для сотрудника понижением в должности или даже увольнением.

Групповое ранжирование сотрудников с совершенно разными должностными обязанностями, выстраиваемое, как правило, с помощью субъективных критериев оценки, не имеющих ничего общего с реальной пользой, которую приносят такие люди для компании, влечет на практике принятие важных и, увы, необратимых решений. Именно об этих негативных последствиях и говорят все критики этой системы оценки.

советуем прочитать
Войдите на сайт, чтобы читать полную версию статьи
советуем прочитать
Финальное интервью: диалог под занавес
Гройсберг Борис,  Эверетт Спейн