«Мы должны разрешить пользоваться интернетом во время экзаменов» | Большие Идеи
Тренды

«Мы должны разрешить пользоваться интернетом во время экзаменов»

Анастасия Миткевич
«Мы должны разрешить пользоваться интернетом во время экзаменов»
hole-in-the-wall.com

Сугата Митра – профессор Ньюкаслского университета, лауреат премии TED, автор революционных экспериментов в области образования. Самый известный из них – «Hole in the wall» («Отверстие в стене») с установленными на улицах компьютерами, доказавший, что дети даже в самых бедных городских кварталах и глухих деревнях могут самостоятельно пользоваться интернетом и с его помощью выучить английский язык и найти и освоить любую информацию. Еще один поразительный эксперимент Митры – самоорганизующиеся учебные пространства (СОУП), которые, по мнению исследователя, могут изменить традиционную систему образования по всему миру. Преподавателю СОУП нужно будет только задавать время от времени правильный вопрос, вызывающий интерес учеников, а все остальное они смогут сделать сами, считает Митра.

О том, какой может быть школа будущего и как с помощью новых технологий изменить устаревшую систему образования, профессор Митра рассказал «Harvard Business Review – Россия».

Я заинтересовался обучением детей в каком-то смысле случайно. Еще 20 лет назад люди думали, что детям не нужны компьютеры, потому что компьютер – это, видите ли, высокие технологии, слишком сложно. Но я в это не поверил, поэтому и решил поставить свой  первый эксперимент в 1999 году.

В конце 90-х в Индии только богатые люди могли себе позволить персональный компьютер, поэтому любой, кто покупал компьютер и забирал его домой, говорил своим маленьким детям: «Не прикасайся, это очень дорогая штука».  Я поначалу тоже так говорил, а потом понял, что дети компьютером пользуются лучше, чем я. Сегодня это уже хорошо известно. Если вы покупаете новый смартфон, первым  делом вы спрашиваете девятилетнего ребенка, как им пользоваться.

Я не знаю точного возраста, с которого ребенок может самостоятельно учиться чему-то новому с помощью компьютера и интернета. На мой взгляд, возрастное ограничение все время снижается. Раньше я думал, что можно начинать с восьми лет, позже понял, что пять тоже подойдет, а теперь мне кажется, что в два года дети тоже могут осваивать мир с помощью компьютера.

Если мы будем держать ребенка подальше от интернета из-за того, что в нем есть бесполезная и вредная информация, это только навредит. Что же нам нужно сделать? Нужно помочь понять детям, что действительно важно, а что бесполезно.

Если ребенок может уединиться с небольшим девайсом, шансы, что он найдет в интернете что-то бесполезное или вредное, возрастают. Меня беспокоит эта ситуация. Производители техники должны найти какую-то возможность определять, кто пользуется гаджетом, – ребенок или взрослый. Мне кажется, это не так сложно сделать, тогда очень многих проблем удастся избежать. Но если экран большой, а дети работают с интернетом в группах, они сами могут понять, что плохо, а что хорошо. Я видел, как это происходит по всему миру. Возьмем для примера телевизор. Это, как правило, большой экран в гостиной, рядом должен быть такой же экран с интернетом. Это легко. Например, дети смотрят что-то на YouTube, вы выводите изображение на большой экран и говорите: «Смотрите, так же лучше».

Не нужно бояться, что дети в группах, использующие интернет, не будут учиться, а станут играть в игры. Если у вас несколько групп по четыре-пять человек, они просто не договорятся, во что им играть. И даже если одна группа начнет играть во что-то, то вторая группа скажет им, что они зря тратят на это время.  Кроме того, должен быть взрослый, задающий им правильные вопросы.

Если вы купите ребенку игрушечный пистолет, он его направит на вас и будет имитировать стрельбу. Он может не понимать, что нехорошо так делать. С гаджетами то же самое. Мы должны объяснить ребенку, что делать не нужно. Вместо запрета на телефоны в стенах школы, нам стоит дать возможность детям пользоваться ими правильно. Но большинство школ делают наоборот. Детям говорят: «Убирайте телефоны». Учителя не обрадуются моим словам: если во время вашего урока ребенок играет в игры на телефоне, значит эти игры увлекательнее, чем ваш урок. Учителю надо быть более интересным, чем игры. Если ученики смотрят на смартфон и не слушают вас, задайте себе вопрос: «Что я делаю неправильно?». Я преподаю в университете, и всегда говорю своим студентам: «Если то, что я говорю, неинтересно, идите в Facebook* и делайте то, что вам хочется».

советуем прочитать

* деятельность на территории РФ запрещена

Войдите на сайт, чтобы читать полную версию статьи
советуем прочитать
Хотите научиться думать?
Мариэтта Чудакова