
читайте также
Когда из-за COVID-19 привычную жизнь во многих сферах во всем мире пришлось поставить на паузу, в области высшего образования возникло реальное ощущение, что работа остановилась, так как дистанционное обучение не могло воспроизвести или заменить реальный опыт пребывания в кампусе. Учебный процесс тогда замер, но в остальном мир не может стоять на месте. Цифровая трансформация экономики даже ускорилась. В мае 2020 года Дэвид Отор из MIT назвал пандемию «ускорителем автоматизации», и эта мысль оказалась провидческой, так как компании активизировали цифровую трансформацию, чтобы продолжить взаимодействие со всеми стейкхолдерами: клиентами, поставщиками, акционерами, кредитными учреждениями и особенно сотрудниками — но удаленно.
Когда этой осенью студенты вернулись в кампусы и руководство университетов заявило о возвращении к более или менее нормальным условиям учебы (хотя и с ношением масок), желание играть во фрисби и оставить в прошлом все цифровое и дистанционное казалось вполне естественным. Заголовки в СМИ о повышенном спросе на выпускников вузов делали эту идею еще более привлекательной. К сожалению, учитывая цифровую трансформацию, которую мы наблюдаем, сейчас в кампусах затишье перед бурей. Колледжи и университеты должны срочно найти способы обеспечить студентам навыки работы с цифровыми платформами и элементарный опыт в этой сфере. Учебные заведения, которые справятся с этой задачей, окажутся на передовой высшего образования после пандемии.
До COVID-19 высшее образование переживало кризис трудоустройства: почти половина выпускников колледжей работали не по специальности. Этот кризис усиливался в течение десятков лет. Колледжи по-прежнему неплохо справлялись с обучением студентов когнитивным навыкам, необходимым для успеха в профессии: критическому мышлению, решению задач, исполнительным функциям — только вот работодатели изменились. Системы и процессы, которые прежде были физическими или ручными, стали цифровыми и автоматизированными и управляются современным программным обеспечением или SaaS-платформами, и чтобы научиться уверенно работать с ними, потребуются десятки — если не сотни — часов подготовки. В рамках организации каждое подразделение или отдел может пользоваться разными SaaS-программами от разных компаний: Pardot (маркетинг), Marketo (цифровой маркетинг), Google Adwords (цифровой маркетинг), ZenDesk Plus (обслуживание клиентов), NetSuite (финансы), Financial Force (финансы), Workday (управление персоналом) и платформой управления отношениями с клиентами (CRM) Salesforce, самой популярной SaaS-платформой в американском бизнесе. В Salesforce мне рассказали, что в США открыто от 300 до 400 тыс. вакансий администраторов, разработчиков, аналитиков и консультантов Salesforce и в ближайшие пять лет появится еще несколько миллионов подобных вакансий.
Признавая, что нехватка кадров, владеющих этими платформами, будет замедлять рост, Salesforce и другие компании вкладывают значительные средства в развитие обучающих ресурсов и программ вроде Trailhead. Но самостоятельные онлайн-курсы оказываются полезными лишь для меньшинства пользователей — и, как правило, не для тех, кому для получения хорошей работы больше всего нужна помощь. Поэтому возникает вопрос: кто обеспечит это обучение?
По-видимому, не работодатели. До Великой рецессии многие компании проводили обучение новых сотрудников. Но в результате экономического спада, роста текучести кадров начального уровня и издержек от ошибочных решений при найме многие крупные и средние компании отказались от программ обучения для работников начального уровня. Для работодателей нагрузка при найме становится все более серьезной, и они все больше склоняются к тому, что новые сотрудники должны иметь требуемые навыки с первого дня.
Вузы тоже не берут на себя эту задачу. Колледжи и университеты, предлагающие курсы по изучению SaaS-платформ вроде Salesforce, можно пересчитать по пальцам. Или взять, к примеру, Epic, ведущую электронную систему ведения медицинских карт в больницах и клиниках США. Вы приходите на прием, и врач, разговаривая с вами, смотрит в монитор и что-то печатает — скорее всего, он вводит информацию в Epic. Чтобы освоиться с сотнями функций Epic, медперсонал тратит массу времени, но чтобы научиться конфигурировать и интегрировать Epic и согласовывать содержащиеся в нем данные с существующими системами больниц и отделений, требуются сотни часов. Бесценные специалисты, помогающие больницам в этой важной работе, называются сертифицированными аналитиками Epic. И, несмотря на тот факт, что в больницах, клиниках и обслуживающих компаниях имеется приблизительно 50 тыс. вакансий сертифицированных аналитиков Epic, ни одно высшее учебное заведение в Америке не предлагает курса или программы обучения этим навыкам.
Но даже обучения навыкам работы с платформами недостаточно. Редкий работодатель заинтересован в кандидатах, только что окончивших подобную программу, даже если они получили сертификат Trailhead. Им нужен опыт работы.