Как починить «мудрость толпы» | Большие Идеи

・ Управление инновациями
Статья, опубликованная в журнале «Гарвард Бизнес Ревью Россия»

Как починить
«мудрость толпы»

Пять принципов, которые помогут довести краудсорсинговые идеи до ума

Авторы: Джоанна Бруннедер , Огуз Аджар , Дирк Дейхманн , Тарун Сарвал

Как починить «мудрость толпы»
dorian2013/Getty Images

читайте также

Новая научная революция

Хей Тони

Как ответственному бизнесу использовать искусственный интеллект

Стивен Сэнфорд

Приемы против взлома

Джек Домет,  Томас Паренти

26 мая 2015 года состоялась очередная встреча HR-клуба Harvard Business Review — Россия.

читайте также

На бумаге инновации с использованием краудсорсинга выглядят вполне разумно: если одна голова хорошо, а две — лучше, то почему не привлечь 20 тыс.? Наверняка у кого-то найдутся свежие решения вашей проблемы. Но на практике подобные программы часто работают не так хорошо, как хотелось бы. Слишком часто даже лучшие предложенные участниками идеи исчезают в Бермудском треугольнике логистических трудностей, внутренней политики и недоверия профильных специалистов.

Так получилось и в эксперименте с краудсорсингом, проведенном промышленной ассоциацией VDMA, представляющей свыше 3,2 тыс. немецких инжиниринговых компаний. VDMA выявила шесть нерешенных технических проблем, стоящих перед ее членами, и выступила инициатором открытого глобального поиска решений. В результате были получены десятки жизнеспособных решений. Однако, в конце концов, ни одно из них компании не использовали. Ни в одной из 3,2 тыс. организаций не выбрали предложение со стороны.

В НАСА попытались провести эксперимент с краудсорсинговыми инновациями и столкнулись с еще более серьезной реакцией: некоторые ученые сочли инициативу оскорблением. В конце концов, они стали работать в НАСА, чтобы решать интересные задачи самостоятельно.

Даже когда компании более открыты к сторонним наработкам, путь от идеи к коммерчески реализуемому решению требует множества дополнительных шагов, большинство которых не так просто осуществить. Насколько это трудно, можно понять на примере провала Quirky, стартапа, полностью пользующегося краудсорсинговыми изобретениями. В 2015 году компания объявила о банкротстве, отчасти потому, что так и не удалось разработать систему запуска полученных решений в массовое производство.

Чтобы избежать подобной нестыковки между изобретением и его реализацией, Международный комитет Красного Креста (МККК) нашел новый подход к краудсорсингу идей. Был разработан проект Enable Makeathon, направленный не только на поиск хороших идей продуктов, которые помогали бы людям с инвалидностью, но и на вывод этих идей на рынок.

Пока проект реализуется успешно. Enable Makeathon позволил создать ряд перспективных стартапов, в том числе:

  • Mobility, стартап, продающий бюджетные коляски, предназначенные для исправления осанки детей с ДЦП.

  • AskBlee, информационный сервис на языке жестов, предназначенный для 65 млн глухих в Индии.

  • Amparo, разработчик Confidence Socket, нового фиксирующего устройства для протеза голени, который легче надевать и комфортнее носить.

  • Torch-It, производитель виртуальной трости для слепых, позволяющей получать информацию о расстоянии до препятствий и их характере приблизительно на 3 м вперед.

Не в пример VDMA, НАСА и Quirky в Красном Кресте результаты получились другими: организаторы поняли, что нужно преодолеть внутренний скептицизм в отношении краудсорсинговых идей. В задачи внешних исполнителей входило не только «самое интересное», то есть генерирование идей. Изобретатели должны были принимать участие в их реализации.

Любой ветеран стартапов знает, что идея — это только начало. Вывод продукта на рынок требует ряда дополнительных, не менее важных шагов, многие из которых нелегко осуществить сформировавшейся организации, особенно если речь идет о действительно революционном продукте.

Это вдвойне верно для Красного Креста — неправительственной гуманитарной медицинской организации, не являющейся производителем. Руководители МККК поняли, что при наличии у них неплохих возможностей для проведения конкурса изобретений в помощь инвалидам им, однако, не хватает внутренних ресурсов для дальнейшего развития этих идей и их вывода на рынок. Чтобы обойти эту проблему, нужно было придумать инновационную инициативу нового типа, которая позволит не только стимулировать творческие предложения, но и превращать их в практические продукты для недостаточно охваченных и часто упускаемых из виду рынков.

Красный Крест начал сотрудничать с организациями, имеющими подобный опыт, что позволило восполнить отсутствие специалистов и ресурсов в цепочке инноваций и помочь участникам вывести их продукты на рынок. Например, партнеры обучили участников дизайн-мышлению, разработке бизнес-плана, поиску инвесторов и, что самое важное, тому, как превращать идеи в реальные продукты, выстраивая путь на рынок через существующие каналы. Одновременно МККК сотрудничал с несколькими бизнес-инкубаторами (например, Artilab  и Fablabs в вопросах реализации решений и преодоления непредвиденных проблем на рынке.

Директора Enable Makeathon извлекли и некоторые другие уроки из первых двух конкурсов:

Начинайте с команды. В первый год конкурса организаторы потратили много времени на то, чтобы помочь индивидуальным изобретателям сформировать команды разработки. Начиная со второго года директора решили отказаться от этого шага и стали допускать к участию только изобретателей, уже имеющих команду.

Планируйте бизнес. У инновации выше шансы на реализацию, если она имеет хорошее экономическое обоснование. Начиная со второго конкурса организаторы Makeathon призывали участников присылать идеи вместе с бизнес-планом, составленным по методологии Business Model Canvas. Красный Крест также назначил каждой команде в качестве наставника опытного предпринимателя для доводки бизнес-модели, маркетинговых планов и уточнения смет затрат и доходов, представленных в презентации первого раунда.

Познакомьтесь лично. Победителей конкурса пригласили принять участие в 10-дневном мероприятии по совместной разработке и тестированию решений, где у них была возможность вместе подумать над поставленными задачами и встретиться с теми, кому они надеялись помочь. Команде это дало бы обратную связь о продукте от потенциальных клиентов. Кроме того, предполагалось, что участники вместе отправятся в город, и у разработчиков будет возможность оценить, как живется людям с определенным типом инвалидности. Каждая команда встретилась с другими стейкхолдерами, у которых были контакты с их целевой аудиторией, включая общественные организации помощи инвалидам, волонтеров и инвесторов. Тем самым организаторы смогли усовершенствовать инновационные идеи и заодно немало сделали для того, чтобы в дальнейшем отношение к сторонним разработкам в заинтересованных кругах было менее настороженным.

Сводите риски к минимуму. Ориентируясь на практический подход к внедрению наработок, Красный Крест предложил победителям принять участие в ряде программ известных бизнес-инкубаторов, помогающих стартапам масштабировать свои решения. В рамках этих программ команды приобретали специальные навыки, такие как дизайн-мышление, которые помогли бы им стать успешными предпринимателями.

Проложите путь на рынок. Организаторы от Красного Креста помогали победителям конкурса наладить контакты с основными игроками в отрасли, которые могли помочь им с выходом на рынок. Среди них были потенциальные дистрибуторы, отраслевые ассоциации и местные подразделения Красного Креста, которые могли заинтересоваться приобретением продуктов победителей.

Цифры подсказывают, что разработка нескольких выигрышных вариантов более продуктивна, чем просеивание идей: на последней встрече Enable Makeathon организаторы не стали перебирать тысячи заявок, они просто отобрали 16 наиболее перспективных команд из 116 заявленных (11 в Бангалоре и пять в Лондоне). Из этих 16 команд 15 смогли разработать практический прототип, что является очень высоким результатом, если учитывать, что венчурные капиталисты считают жизнеспособными менее одного процента (0,7%) получаемых предложений.

Об авторах

Джоанна Бруннедер (Johanna Brunneder) — менеджер по продукции в TCS, ранее занимала должность доцента Школы бизнеса EDHEC и научного консультанта в Международном комитете Красного Креста.

Огуз Аджар (Oguz A. Acar) — старший лектор в школе бизнеса Касса и член Королевского общества искусств.

Дирк Дейхманн (Dirk Deichmann) — старший преподаватель школы менеджмента университета Эразма Роттердамского.

Тарун Сарвал (Tarun Sarwal) — основатель и управляющий партнер консалтинговой компании Inkludo, работающей со стартапами со специализацией на социальном воздействии. Ранее работал советником по инновациям в Международном комитете Красного Креста.