Стать платформой | Большие Идеи

・ Управление инновациями
Статья, опубликованная в журнале «Гарвард Бизнес Ревью Россия»


Стать платформой

Создать принципиально новые продукты трудно.

Авторы: Паони Энтони , Свекла Джон

Стать платформой

читайте также

Кому нужна сумка из IKEA за $2000?

Джона Бергер,  Сильвия Белецца

Как плохие руководители становятся хорошими лидерами

Джек Зенгер,  Джозеф Фолкман

Драматургия и маркетинг: основные принципы

Алексей Каптерев,  Андрей Скворцов

«С точки зрения большого количества существ, мы лакомый кусок мяса»

Анна Натитник

На первый взгляд понятие «платформа» — это что-то из области программного обеспечения, ОС Windows, например. На самом деле платформой может стать любой продукт — надо лишь дать волю воображению. Взять хотя бы производителя потребительских товаров с многомиллиардными оборотами, компанию S. C. Johnson & Son: она начинала с паркета, а теперь изготавливает кремы для бритья, свечи и множество других товаров.

В 1886 году Сэмюэл Кертис Джонсон создавал свою фирму для производства паркета как подразделение Racine Hardware Company. Укладывая паркет, S. C. Johnson & Son обрабатывала его специальной фирменной мастикой, очень популярной среди потребителей. Поскольку клиенты постоянно обращались с просьбой продать еще мастики, Джонсон разработал «Готовую мастику Джонсона» и перепрофилировал компанию на производство потребительских товаров. Следующий продукт (паста с воском для придания паркету яркого блеска) казался перспективным, однако не очень удобным в применении. Но когда компания узнала о технологии аэрозолей (запатентованной в 1927 году Эриком Рот-хеймом), она поместила смесь воска и пасты в баллончик и выпустила Pledge — первую бытовую аэрозольную полироль для мебели.

Вскоре в компании поняли, что аэрозольные баллончики можно наполнять любой жидкостью: духами, репеллентами и пр. Позднее исследователи компании, работая над средствами для бритья, обнаружили, что гель лучше увлажняет кожу, чем традиционная пена. Чтобы использовать гель в баллончиках, их снабдили специальным эластичным резервуаром. Начав производить гель для бритья Edge, компания вышла на новый рынок.

Ну а выпуск бытового репеллента Off! привел к созданию репеллентных электрофумигаторов и свечей. S. C. Johnson отнеслась к аэрозольной технологии не просто как к средству распыления мастики, а как к платформе, и в результате прошла путь от производства паркета до изготовления cадовых светильников, отпугивающих насекомых.

Чтобы воспользоваться всеми преимуществами такой платформы, одного творческого подхода недостаточно: нужно еще должным образом заботиться о защите интеллектуальной собственности. К примеру, компания Nestle одной из первых стала фасовать растворимый кофе в пакетики на одну чашку. Однако Kraft Foods сумела отвоевать у Nestle 40% рынка, поскольку та плохо защитила свою интеллектуальную собственность. Почувствовав потенциал «кофейной» платформы, Kraft разработала систему Tassimo, использующую специальные картриджи для приготовления кофе, а также других горячих напитков. В отличие от Nestle Kraft запатентовала свое изобретение, увеличив при быль от собственной платформы. Более того, в компании поняли, что Tassimo можно использовать не только для приготовления напитков, но и для получения маркетинговых данных. Научив свой аппарат распознавать, что и когда на нем готовят, и передавать (с разрешения клиента) эти данные с помощью сотовой связи, компания получила возможность собирать сведения о потреблении продуктов.

Даже автомобили можно использовать как платформу — например, для беспроводного доступа в Интернет. Если все машины будут оснащены устройством беспроводной передачи данных и поддержкой современной технологии одноранговых сетей, то автомобильные пробки превратятся в высокоскоростную электронную сеть. В отличие от сотовых телефонов, в автомобилях достаточно лишних энергоресурсов, и при наличии собственной полосы частот это позволит поддерживать связь в дороге или поблизости от трассы.

Не выявив потенциал вашей платформы, вы сильно рискуете. Создавать принципиально новые продукты трудно (ведь большинство оказываются неудачными), а скорость, с которой копируются новинки, ужасает. Даже защитив интеллектуальные права, вы не сможете долго получать прибыль от одного продукта. Но если кому-то удалось проделать путь от мастики до свечей-репеллентов, то и вам стоит подумать, во что можно превратить ваш продукт.