Перемен требуют наши акционеры | Большие Идеи
Управление инновациями

Перемен требуют наши акционеры

Анастасия Миткевич
Перемен требуют наши акционеры
hbr.org

Cамолет опять задержали — видимо, у меня талант выбирать такие рейсы. А теперь еще и пробка. Я думала, они бывают только в Москве, — Татьяна жаловалась по телефону своей коллеге и по совместительству подруге.

Командировка была ответственная и могла затянуться надолго. Когда Татьяну назначили директором по развитию регионов, она стала появляться дома все реже, даже кота пришлось перевезти к родителям. Самолеты, ночные поезда, зубная щетка в футляре и зарядка для телефона всегда с собой. Походный образ жизни довольно быстро стал нормой. После недавнего развода с мужем Татьяна с головой окунулась в работу. Так было проще — личные проблемы отходили на задний план, как только она открывала очередной отчет.

Когда Татьяна только начинала свою карьеру в качестве финансового аналитика, ей постоянно приходилось сталкиваться с бюрократическими проволочками, которые тянули старейшие предприятия на дно. Строгий порядок ведения дел, заведенный в крупных структурах, не менялся годами, несмотря на новые вызовы рынка. Молодые сотрудники, полные сил и энергии, приходили в такие организации, фонтанируя идеями и желая что-то менять, но сталкивались с неповоротливой махиной, которую практически невозможно сдвинуть с места.

Татьяна часто наблюдала, что топ-менеджеры известных мировых корпораций довольно болезненно относятся к переменам: «Зачем они нужны, если в компании и так все в порядке?». Теперь, занимая позицию, на которой Татьяна могла принимать решения и действительно на что-то влиять, она с энтузиазмом взялась за реструктуризацию «Экспресс-кредитбанка».

Она начала с небольших изменений, касающихся внутреннего распорядка работы филиалов. Тем не менее, руководство региональных отделений встречало их с опасениями и недоверием. К такому поведению Татьяна быстро привыкла и воспринимала его как норму — однако она всегда пыталась объяснить местному руководству необходимость тех или иных действий и неизбежность риска. Иногда получалось перетянуть людей на свою сторону, иногда — нет. В региональных филиалах Татьяна часто встречала молодых талантливых сотрудников, которые были готовы к чему-то новому — их она рекомендовала непосредственному начальству, старалась помочь в карьерном продвижении.

Такси остановилось у гостиницы «Московская». И почему ее так назвали? Хотели добавить пафоса? Интересно, сколько ночей здесь придется провести. Эта поездка была особенной. Пермский край — первый регион, где Татьяна хотела провести кардинальные изменения: закрыть большинство отделений, часть сотрудников перевести на удаленный режим работы, а часть — сократить. До этого момента акционеры поддерживали каждое ее решение, но сейчас она была не до конца уверена в правильности своих действий, поэтому хотела посмотреть, как обстоят дела на месте. За последние пару месяцев она сильно вымоталась, в таком состоянии ей всегда было сложно сосредоточиться, и она начинала сомневаться в себе. Татьяна поднялась в номер: из всей обстановки — стол, стул, кровать-полуторка, мини-холодильник да чайник. Оставаться здесь не хотелось, и, прихватив ноутбук, она спустилась в бар.

Официанта ждать долго не пришлось.

— Здравствуйте, вот меню. Может быть, закажете что-то сразу?

— Да. Зеленый чай с мятой, если он у вас есть. И подскажите пароль от wi-fi, пожалуйста.

— От 1 до 10, без пробелов. Только он работает не всегда, но можете рискнуть, — улыбнувшись, официант удалился.

На удивление, wi-fi сразу заработал. Не успела Татьяна выйти в скайп, как раздался звонок от Ирины — ее подруги, коллеги и члена совета директоров. У девушек были похожие взгляды на бизнес, да и на жизнь в целом, и совместные обеды в офисе быстро переросли в крепкую дружбу. Татьяна была этому рада: редко встретишь человека, столь близкого по духу.

— Ну, что, обустроилась?

— Да, заселилась, сил совсем нет, аэропорты выматывают, что ни говори.

— Еще не виделась ни с кем из руководства?

— Нет, не успела. Завтра в 9 утра будет встреча с руководителем отделения. Как сегодня прошло совещание в головном офисе?

— Ничего нового. Эдуард Михайлович опять сел на любимого конька. Произнес целую речь, мол, мы слишком торопимся с изменениями в компании и необходимо сбавить темп.

Эдуард Михайлович был главным исполнительным директором «Экспресс-кредитбанка». Он невзлюбил Татьяну с момента ее появления в компании, все ее действия жестко критиковал, и у них были натянутые отношения. Хотя акционеры наняли Татьяну специально для того, чтобы она «встряхнула» банк изнутри, и наделили ее соответствующими полномочиями, Эдуард Михайлович оспаривал каждый шаг Татьяны. В то же время другие члены правления поддерживали ее идеи относительно адаптации компании к условиям быстро меняющегося рынка.

— Да, он ненавидит перемены. Или все, чего коснулась моя рука, — пробурчала Татьяна.

— Он просто завидует твоему энтузиазму и молодости. К тому же, тебе не нужно его одобрение, — продолжала Ирина. — Ты все правильно делаешь. И пока твои решения принесли только пользу, так что лучше бы ему помолчать.

— Ты из меня делаешь прямо идеального работника! Чтобы увидеть все результаты и последствия решений, должно пройти время. А что конкретно говорил Эдуард Михайлович?

— Что сотрудники не могут работать на полную катушку, когда прямо на ходу меняются правила игры. Да, и он пытается перетянуть на свою сторону некоторых членов правления. Но не заморачивайся, мы будем действовать быстрее.

Татьяна была уверена, что в первую очередь надо перенаправить средства на ИТ-поддержку, нанять специалистов, которые бы всерьез занялись этим направлением. Отделения банка должны уйти в прошлое, ведь клиенту намного удобнее с помощью приложения в телефоне или через сайт оплатить счета, поменять валюту, погасить кредит. Татьяна планировала договориться с гипермаркетами и устанавливать там банкоматы, где клиенты могли бы не только снимать наличные средства, но и взять кредит. Она хотела открыть колл-центры для онлайн-консультаций клиентов, провести обучение и аттестацию персонала. Готовясь к командировке, она не смогла даже найти информацию о последней оценке сотрудников, но поскольку финансовые показатели филиала были хуже некуда, Татьяна решила, что КПД у сотрудников довольно низкий. А ведь ей нужны были высокомотивированные сотрудники, которые хотят работать и зарабатывать. Она была уверена, что схема, при которой персонал получает фиксированный оклад каждый месяц, давно себя изжила: деньги надо платить за результат, а не за время, проведенное на работе.

Взять в оборот

Директор филиала Дмитрий Алексеевич встретил Татьяну в своем кабинете. Мужчина лет сорока пяти с открытым взглядом, легкой сединой на висках и усами-щеточкой. «Кто еще в наше время носит усы?» — подумала девушка.

Она села за стол и огляделась. Взгляд упал на диаграмму на стенде. Это была довольно сумбурная схема, на которой Татьяна едва смогла прочесть названия подразделений и имена сотрудников. Дмитрий поймал ее взгляд.

— Я просто хотел объяснить людям, какие изменения грядут в компании и чего ждать дальше. Многие сейчас в замешательстве.

Татьяна промолчала, но ее сердце екнуло — представления Дмитрия Алексеевича об изменениях, которые она проводила, были очень размытыми. Схема не отражала и десятой доли того, что собиралась делать Татьяна.

— А что говорят сотрудники?

— Люди немного напуганы, потому что компания меняет курс. Многих страшит грядущее закрытие отделений и работа в удаленном формате.

— Все ли понимают, почему так происходит? Вы, например?

— Конечно, мы должны шагать в ногу со временем. Клиентам удобнее все иметь на своем компьютере или в телефоне. Но у сотрудников очень много вопросов. Как они будут работать в удаленном формате? Например, не у всех есть возможность работать из дома. Сколько человек останется за бортом? Не планируется ли сокращение зарплат у оставшихся? Кто будет работать в колл-центрах?

— Да, я понимаю опасения людей. Сотрудники боятся остаться без работы. Мне хотелось бы лично поговорить с ними.

— Конечно, пройдемте в зал.

Татьяна подошла к операционисткам. Они выглядели как девушки из рекламного буклета: идеально выглаженные рубашки, на шее фирменные косынки с логотипом банка, собранные в пучок волосы, легкий макияж. За внешним видом сотрудников в банке следили и могли оштрафовать за цветную прядь в волосах или излишне откровенное декольте.

— Всегда ли у вас так мало народу в это время?

Одна из девушек встрепенулась и, хлопая ресницами, стала оправдываться: сейчас утро, в такой час клиентов всегда мало, но с 12 до 15 часов людей значительно больше, поскольку в это время в разных конторах поблизости обеденные перерывы.

— Меня зовут Татьяна Андреевна, я отвечаю за все изменения, которые происходят в региональных офисах банка. Если у вас есть какие-то вопросы, я с радостью на них отвечу.

— Мы потеряем работу? — спросила вторая девушка.

— Моя подруга говорила, что каждый раз, когда в ее компании происходят какие-то изменения, начинаются массовые увольнения, — поддержала коллегу операционистка.

— Сокращения, к сожалению, неизбежны. Но зато у тех, кто останется, будут более выгодные условия работы.

Девушки переглянулись, в их глазах читалось смятение.

После обеда Татьяна встретилась еще с несколькими сотрудниками из других отделов. Все старались улыбаться, но чувствовалась, что атмосфера накалена до предела.

советуем прочитать
Войдите на сайт, чтобы читать полную версию статьи
советуем прочитать
Очень странный Agile
Стив Бланк