Инновации в электронике: Россия vs Запад | Большие Идеи

・ Управление инновациями

Инновации в электронике: Россия
vs Запад

Как сделать первый шаг на пути к развитию национальной электроники?

Автор: Роман Пахолков

читайте также

Vox populi

Анна Натитник

Пять навыков хорошего маркетолога

Кара Франс,  Марк Бончек

Книги

Никольская Вера подготовила

Tesla делает ставку на солнечную энергию

Джулиана Баттисти,  Моника Джульетти

Разработка и продажа электроники на Западе

Любой бизнес начинается с идеи, она зажигает инициативу предпринимателя, заставляет действовать. Ее рождение в большей степени относится к психологии, чем к бизнесу.

За 14 лет работы в отрасли электроники я не раз наблюдал за появлением идей создания новых устройств. Как ни странно, в речах авторов не всегда звучали слова «инновационный продукт», «конкурентное преимущество», «занять новую нишу». Точнее, они звучали не везде. В странах ЕС, США и Канаде – да (далее буду использовать собирательное понятие «Запад» для этих стран). А вот в России эти словосочетания успешно заменялись своими эквивалентами: «продавить / протолкнуть», «освоить бюджет», «механизм изъятия денег из новой ниши».

Каковы последствия таких разных подходов? Основа разработки и производства электроники на Западе – это интеллектуальная собственность, бренды, патенты, ноу-хау и бережное отношение к этим составляющим бизнеса. Отсюда сильная инженерная культура и понимание того, что интеллектуальный потенциал специалистов – ядро отрасли.

Проекты передаются в страны Юго-Восточной Азии только на этапе производства, а строгий контроль качества сохраняется на всех стадиях – вплоть до упаковки и транспортировки готового устройства. Еще одна особенность – активное использование мировых отраслевых стандартов, которые не только внедряются, но и разрабатываются при участии инновационных компаний.

В отрасли чувствуется дух конкурентной борьбы, и одновременно с этим – дух партнерства и кооперации. Вертикальная и горизонтальная интеграция, формирование экосистем – привычная практика для разработчиков, производителей, вендоров компонентов и технологий. Ведь главный критерий успеха для западных компаний – это коммерциализация, активное внедрение новых разработок и финансовый результат.

Разработка и продажа электроники в России

Для российских компаний не характерно столь трепетное отношение к интеллектуальной собственности, ни к чужой, ни к собственной. В таких условиях в отрасли сохраняется слабая инженерная культура, нет активного использования мировых стандартов.

Нарушен привычный цикл «идея -> разработка -> производство -> продвижение», он часто строится только на производстве или готовом изделии. Примером могут служить многие устройства китайских компаний, которые продаются под известными российскими брендами. Такова схема работы частных компаний. А крупные госпредприятия работают медленно и неэффективно, в большинстве своем они не могут создать конкурентоспособную продукцию.

Низкую эффективность работы российских предприятий и инженеров подтверждает, в частности, такой показатель, как среднегодовая выработка на человека (в РФ она на порядок ниже, чем в США, Южной Корее, Германии и др. странах).

Высокотехнологичные инновационные продукты не появятся в госкорпорациях, лоббирующих свои интересы, они будут разработаны в малых и средних частных компаниях. Тем не менее эти компании пока не обладают опытом создания новых электронных продуктов с нуля. Их проблему можно решить двумя путями: кооперацией и работой на массовых высококонкурентных рынках (в первую очередь, потребительской электроники). Пока в отрасли нет ни того, ни другого, большинство компаний видит друг в друге лишь конкурентов и ревностно охраняют свою территорию.

Как сделать первый шаг на пути к развитию национальной электроники?

Главное – не перекладывать бремя ответственности за свою судьбу на плечи министерств и отраслевых ассоциаций. Не слова, а действия должны стать ключом к решению. Пока эксперты месяцами разрабатывают свои стратегии и программы, мировая электроника уходит все дальше в своем развитии, оставляя Россию далеко позади, вынуждая вносить коррективы в свои прогнозы. Это замкнутый круг, разорвать который можно лишь окунувшись в среду высококонкурентных зарубежных рынков. Внутренний рынок не станет тренировочным полигоном для развития компаний, создающих новую электронику. Нужно выйти на западные рынки, впитать в себя их особую бизнес-культуру и новые стандарты. Это рискованный, но верный путь.

Руководители предприятий – потенциальных проводников инноваций – могут внести существенный вклад в изменение ситуации. В своих последующих заметках я готов поделиться конкретными рецептами (с удовольствием дополню их ответами на ваши комментарии).