Инновации в электронике: Россия vs Запад | Большие Идеи

・ Управление инновациями

Инновации в электронике: Россия
vs Запад

Как сделать первый шаг на пути к развитию национальной электроники?

Автор: Роман Пахолков

читайте также

Что делать, если вы провалили собеседование

Марло Лайонс

Учимся различать культурные и национальные отличия

Энди Молински

Джеймс Марч: Идеи как искусство

Дайан Кутю

Что не так с директорами по маркетингу

Кейт Феррацци

Разработка и продажа электроники на Западе

Любой бизнес начинается с идеи, она зажигает инициативу предпринимателя, заставляет действовать. Ее рождение в большей степени относится к психологии, чем к бизнесу.

За 14 лет работы в отрасли электроники я не раз наблюдал за появлением идей создания новых устройств. Как ни странно, в речах авторов не всегда звучали слова «инновационный продукт», «конкурентное преимущество», «занять новую нишу». Точнее, они звучали не везде. В странах ЕС, США и Канаде – да (далее буду использовать собирательное понятие «Запад» для этих стран). А вот в России эти словосочетания успешно заменялись своими эквивалентами: «продавить / протолкнуть», «освоить бюджет», «механизм изъятия денег из новой ниши».

Каковы последствия таких разных подходов? Основа разработки и производства электроники на Западе – это интеллектуальная собственность, бренды, патенты, ноу-хау и бережное отношение к этим составляющим бизнеса. Отсюда сильная инженерная культура и понимание того, что интеллектуальный потенциал специалистов – ядро отрасли.

Проекты передаются в страны Юго-Восточной Азии только на этапе производства, а строгий контроль качества сохраняется на всех стадиях – вплоть до упаковки и транспортировки готового устройства. Еще одна особенность – активное использование мировых отраслевых стандартов, которые не только внедряются, но и разрабатываются при участии инновационных компаний.

В отрасли чувствуется дух конкурентной борьбы, и одновременно с этим – дух партнерства и кооперации. Вертикальная и горизонтальная интеграция, формирование экосистем – привычная практика для разработчиков, производителей, вендоров компонентов и технологий. Ведь главный критерий успеха для западных компаний – это коммерциализация, активное внедрение новых разработок и финансовый результат.

Разработка и продажа электроники в России

Для российских компаний не характерно столь трепетное отношение к интеллектуальной собственности, ни к чужой, ни к собственной. В таких условиях в отрасли сохраняется слабая инженерная культура, нет активного использования мировых стандартов.

Нарушен привычный цикл «идея -> разработка -> производство -> продвижение», он часто строится только на производстве или готовом изделии. Примером могут служить многие устройства китайских компаний, которые продаются под известными российскими брендами. Такова схема работы частных компаний. А крупные госпредприятия работают медленно и неэффективно, в большинстве своем они не могут создать конкурентоспособную продукцию.

Низкую эффективность работы российских предприятий и инженеров подтверждает, в частности, такой показатель, как среднегодовая выработка на человека (в РФ она на порядок ниже, чем в США, Южной Корее, Германии и др. странах).

Высокотехнологичные инновационные продукты не появятся в госкорпорациях, лоббирующих свои интересы, они будут разработаны в малых и средних частных компаниях. Тем не менее эти компании пока не обладают опытом создания новых электронных продуктов с нуля. Их проблему можно решить двумя путями: кооперацией и работой на массовых высококонкурентных рынках (в первую очередь, потребительской электроники). Пока в отрасли нет ни того, ни другого, большинство компаний видит друг в друге лишь конкурентов и ревностно охраняют свою территорию.

Как сделать первый шаг на пути к развитию национальной электроники?

Главное – не перекладывать бремя ответственности за свою судьбу на плечи министерств и отраслевых ассоциаций. Не слова, а действия должны стать ключом к решению. Пока эксперты месяцами разрабатывают свои стратегии и программы, мировая электроника уходит все дальше в своем развитии, оставляя Россию далеко позади, вынуждая вносить коррективы в свои прогнозы. Это замкнутый круг, разорвать который можно лишь окунувшись в среду высококонкурентных зарубежных рынков. Внутренний рынок не станет тренировочным полигоном для развития компаний, создающих новую электронику. Нужно выйти на западные рынки, впитать в себя их особую бизнес-культуру и новые стандарты. Это рискованный, но верный путь.

Руководители предприятий – потенциальных проводников инноваций – могут внести существенный вклад в изменение ситуации. В своих последующих заметках я готов поделиться конкретными рецептами (с удовольствием дополню их ответами на ваши комментарии).