Карьерная неудача как начало новой жизни | Большие Идеи

・ Личные качества и навыки
Статья, опубликованная в журнале «Гарвард Бизнес Ревью Россия»

Карьерная неудача как начало
новой жизни

Карьера редко идет исключительно вверх. Для ее успешного построения важно не только умение выиграть очередной раунд, но и оправиться от поражения.

Автор: Рон Ашкеназ

Карьерная неудача как начало новой жизни

читайте также

Словом и делом: как вы убиваете самооценку своего ребенка

Антонио Панарезе,  Роберта Кавалло

Как отличить инновацию от хорошего пиара

Скотт Энтони

Уроки двуликого Януса: что делать руководителям компаний в неспокойные времена

Клаудио Фернандес-Араос

Хватит терять драгоценное время

Мэнкинс Майкл

Менеджеры обычно представляют себе карьеру как путь поражений или побед. Победители быстро карабкаются по корпоративной лестнице, получая похвалу, признание, бонусы и лучшие должности. А как же те, чья карьера пошла под откос: обошли очередным повышением, не подпустили к ключевому проекту? Или те, кто оказался лишним в результате внутренней перестройки или слияния? Эти «лузеры» могут уже и не мечтать об успешной карьере, или же им еще остается возможность встать на ноги, заново определить цель и продолжить восхождение по новому маршруту?

На самом деле карьера редко идет исключительно вверх. Для ее успешного построения важно не только умение выиграть очередной раунд, но и оправиться от поражения.

Вот пример. Стелла, имевшая опыт работы и в отделе корпоративной стратегии, и в финансовом, перешла на перспективную работу в известную компанию, производящую потребительские товары. Когда фирма решила инвестировать в стартапы, Стелла взялась возглавить команду. За год ей удалось сплотить вокруг себя небольшую группу специалистов, определить, в какие сектора экономики вкладывать средства, разработала процесс согласования миноритарных инвестиций и дальнейшего управления ими и заключила первые сделки.

В итоге команда предъявила целое портфолио перспективных инвестиций, которые были одобрены и главой финансового отдела, и гендиректором, поскольку одни стартапы сулили обновление технологий в цепочке поставок, а другие — новые бизнес-модели, которые должны были прийтись по вкусу клиентам компании. Вскоре Стелла уже на равных общалась с руководством, обсуждала сделки и стратегию в целом. К сожалению, этот успех вызвал ревность непосредственного начальника Стеллы и главы отдела корпоративной стратегии. Вместе они провели реорганизацию, в результате вся команда была переведена в отдел по стратегии, а Стелла осталась без подчиненных.

Читайте материал по теме: Карьерный импрессионизм

Конечно же, она расстроилась. Стелле пришлось пережить сложные чувства: утрату, гнев, обиду. Она обратилась к гендиректору и к другим руководителям — оказалось, что ее работой все были довольны, но никто не собирался возвращать ей команду и менять сложившуюся ситуацию.

Стелла пришла к выводу, что ее начальник и другие руководители обошлись с ней скверно, однако она увидела и собственную ошибку: ей следовало более эффективно выстраивать отношения. Стелла обрадовалась вниманию высшего руководства и не сообразила, что славу нужно разделить с начальником и коллегами. Когда она это поняла, то сумела дистанцироваться от проблемы, перестала обвинять коллег и задумалась над дальнейшими своими действиями.

Пережив стресс (на это понадобилось несколько месяцев), Стелла перешла к плану «Б»: разобраться, на какой должности и в какой роли она хочет работать, а не бороться с «несправедливостью». Стелла обратилась к опытным консультантам и, посоветовавшись с ними, поняла: за последние несколько лет она накопила большое количество связей, опыта и кредита доверия в сфере инноваций. И теперь она задумалась: не создать ли ей собственный стартап, объединив парочку инициатив и вложив в них дополнительные средства.

Читайте материал по теме: Ведите себя как лидер до того, как вы им станете

В то же время выяснилось, что некая венчурная фирма была весьма заинтересована в новом бизнесе, и Стелла собрала несколько стартапов, ориентированных на потребительские товары в один пакет. А инновационная производственная компания предложила ей возглавить стратегическое партнерство. При этом за Стеллой оставалась ее прежняя должность, кроме того, она могла попробовать себя в другой роли в той же организации, если бы решила остаться.

Изучив ситуацию, Стелла пришла к выводу, что нельзя объять необъятное, и выбрала стратегическое партнерство, предложенное инновационной компанией, поскольку это была интересная работа и еще потому, что здесь ей предстояло научиться выстраивать отношения. Прежний опыт пригодился ей как трамплин, с этого момента начался новый этап ее развития.

Выправить карьеру Стелле помогла решимость использовать неудачу как шанс чему-то научиться, подумать и перестроиться. Благодаря такому подходу сложившаяся ситуация воспринималась уже не как провал, а как освобождение — Стелла вырвалась из наезженной колеи и смогла сделать сознательный выбор: оставаться в той же компании или предпочесть другую.

Читайте материал по теме: Как успешно сочетать карьеру и личную жизнь

Вывод: карьера — это не только победы, но в большинстве случаев умение обратить себе на пользу неизбежные потери и неудачи. И на это требуется время. Обратите внимание: Стелла не торопилась, не поддалась гневу, не поспешила перейти ради другой возможности на другую работу. Она использовала поражение как шанс пересмотреть карьерную перспективу, получить полезные советы и дождаться подходящего случая.

Насколько хорошо вы оправляетесь от неудач? Пройдите тест, чтобы оценить свои силы.

Материал подготовлен при участии Митчела Ли Маркса и Филиппа Мирвиса. Митчел Ли Маркс — профессор менеджмента Университета Сан-Франциско, президент консалтинговой фирмы JoiningForces.org. Филипп Мирвис — специалист по организационной психологии, его исследования и частная практика охватывают масштабные организационные реформы, способы организации работы и бизнес-лидерство в обществе. Он консультирует компании и НКО на пяти континентах и на основе своего опыта написал 12 книг, в том числе «Beyond Good Company: Next Generation Corporate Citizenship».