Главный вопрос инноватора: как бы поступил Фосбери? | Большие Идеи

・ Управление инновациями
Статья, опубликованная в журнале «Гарвард Бизнес Ревью Россия»

Главный вопрос инноватора: как бы
поступил Фосбери?

Заметный прогресс и на макро-, и на микроуровне происходит тогда, когда игроки нарушают правила, видят, что эти правила можно нарушить.

Автор: Шейн Шоу

Главный вопрос инноватора: как бы поступил Фосбери?

читайте также

Поставщики под ударом общественного мнения

Вероника Вильена,  Деннис Джойа

Он продает, она продает

Почему решения не принимаются, исходя из данных

Ник Морган

Автоматизация интеллекта: как трансформируется российская ИТ-отрасль

Тагир Яппаров

Когда шестнадцатилетний Дик Фосбери начал заниматься легкой атлетикой, по прыжкам в высоту он не мог равняться даже со своими одноклассниками. У него была слабая спина, плохо работали ноги, в целом он был хилый паренек — не из таких выковываются чемпионы. А еще, к негодованию тренера (возможно, также и мамы Дика), Фосбери обзавелся паршивой привычкой прыгать задом наперед, не как нормальные люди.

Но за пять лет он стал рекордсменом по прыжкам в высоту и чемпионом летних Олимпийских игр 1968 года в Мехико, взяв планку высотой 2,24 метра.

В ту пору ведущие спортсмены прыгали «ножницами»: неслись прямиком к планке, прыгали через нее, поочередно перебрасывая вытянутые ноги. На Олимпийских играх Фосбери шокировал зрителей и судей: он подбежал к планке по дуге, прыгнул «не с той» ноги и полетел через планку вперед головой, перевернувшись на спину. Так он установил рекорд, взяв непревзойденную высоту.

К следующей Олимпиаде большинство участников уже прыгали точно так же, переворачиваясь на спину. Сегодня в этом виде спорта «фосбери-флоп» — основная техника.

Фосбери вывел свой вид спорта на новый уровень и сделал это не потому, что трудился больше всех или нарастил такие мышцы, каких не было у соперников — нет, он просто понял, что общепринятое правило не так уж непреложно.

По такой же схеме совершаются и инновации в бизнесе. Заметный прогресс и на макро-, и на микроуровне происходит тогда, когда игроки нарушают правила, видят, что эти правила можно нарушить — иными словами, когда люди опровергают укоренившиеся предвзятые мнения.

Читайте материал по теме: Как руководители внедряли и применяли инновации в 1969 году

Психологи называют этот эффект «латеральным мышлением». Человек, создавший этот термин — Эдвард де Боно — пояснял: «В наиболее реальных жизненных ситуациях нам попросту не дают всех кусочков пазла, и мы воображаем себе их так, как принято: принимаем как данность определенные концепции, предпосылки и ограничения. Но латеральное мышление не играет с имеющимися в наличии частями головоломки, а старается их изменить».

Латеральное мышление подарило нам печатный станок, поезда и Декларацию независимости. Что еще удивительнее: самолеты-невидимки, цифровые проекторы и даже наклейки появились тоже благодаря латеральному мышлению — внутри уже существовавших компаний. Gmail затеял один человек, это был его дополнительный к основной работе частный проект. Facebook возник, когда сумасшедшие хакеры взломали университетскую сеть. Все эти люди решали вроде бы побочные для основного дела задачи, а в результате задавали новые правила игры, и конкуренты, задыхаясь, пытались их догнать.

Для большинства компаний основная проблема состоит в том, как сочетать нетрадиционное мышление, дарующее подобные прорывы, с минимальным риском. Starbucks не обрадуется, если латерально одаренные баристы принесут на работу бурбон и начнут подливать его в кофе.

Разве что бурбон-латте станет хитом продаж.

Читайте материал по теме: Как выманить у сотрудников хорошие идеи

Тут-то и загвоздка. Мы неплохо продвинулись в жизни, играя по правилам, а то и предписывая их (например, став предпринимателями), и наши представления о нашем бизнесе уже вроде как отвердели в бизнес-скрижалях.

Перевернуть сценарий с ног на голову, пробудить латеральное мышление, да так, чтобы в итоге не разориться и не платить за бурбон в кофе (при отсутствии лицензии на продажу спиртного), а также не пойти печально известным путем корпорации Enron, мы сможем лишь при условии, что честно признаем существующие жесткие границы. Но нам следует подвергать сомнению и эти границы. Единственный реальный и безусловный ограничитель — это мораль. Этично ли так поступать?

В том виде спорта, которым занимался Фосбери, действовало всего два правила: отталкиваться одной ногой от земли и не свалить планку. Можно было подбегать к планке под любым углом, отталкиваться правой или левой ногой, крутиться в воздухе, махать руками и падать на голову. Но все остальные думали, что «правильно» бежать прямо к планке и прыгать через нее лицом вперед, а потому результаты улучшались очень медленно.

Как Фосбери убедил недовольных тренеров позволить ему испытать эту непривычную технику? С помощью данных, холодных чисел. Он отработал втайне свой фосбери-флоп, а затем показал реальный результат. Ни один начальник не станет сердиться, когда ему предъявляют факты.

В юности Бенджамин Франклин работал подручным в типографии своего старшего брата. Печатать сочинения самого Бена брат отказался. Тот писал по ночам, а написанное печатал тайком и под псевдонимом. Он работал сверхурочно, и вскоре его эссе начали расходиться в колониях на ура. Он нарушил правила (писать под псевдонимом — обычное дело, но он действовал вопреки запрету своего брата), зато брат убедился, что тексты расходятся хорошо, и сам предложил публиковать их в газете.

Предприниматель должен пролагать себе путь, невзирая ни на какие препятствия, и так же должны действовать новаторы внутри компаний. Но следуйте примеру Франклина: он не посвящал побочному занятию рабочие часы — и его эссе отнюдь не были вздором. Вот две предпосылки для успеха. В такой корпорации, как 3M или Google, где сотрудникам выделяют время на опыты и эксперименты, он мог бы урвать и рабочее время для своей затеи, но поскольку в ту пору это не поощрялось, он оттачивал инновацию на досуге.

Читайте материал по теме: Мобильный телефон от Amazon: инновация или провокация?

— Я называю это «ответственной безответственностью», — комментирует Астро Теллер, директор инновационной лаборатории корпорации Google Google[x], той самой, которая создала умные очки и шары в стратосфере, с помощью которых все человечество сможет подключиться к интернету (проект Loon). — Ни мыслящие стереотипами доктора наук, ни ребячливые Питеры Пены по отдельности не годятся — работает сочетание доктора наук с Питером Пеном.

Большинство компаний не очень-то поощряют (и не вознаграждают) нарушение правил. Аналогии у них возникают не с фосбери-флопом, а со скользким путем и падением неудачливых конкурентов. Теллер говорит: «В конечном счете нужна только храбрость». И если фирма не может собраться с духом, то ей необходим смелый внутренний инноватор.

На практическом уровне он должен задать себе несколько вопросов, чтобы включилось латеральное мышление:

  • Из каких предпосылок мы исходим при решении задачи?
  • Как можно изменить формулировку задачи?
  • А если бы нужно было уложиться в одну сотую этих расходов?
  • А если бы понадобилось в 10 раз лучшее качество?

И мой любимый вопрос: как бы поступил Фосбери?

Читайте по теме:

* деятельность на территории РФ запрещена