Как вырабатывались стандарты для интернета вещей | Большие Идеи
Управление инновациями
Статья, опубликованная в журнале «Гарвард Бизнес Ревью Россия»

Как вырабатывались стандарты для интернета вещей

Томас Дейвенпорт
Как вырабатывались стандарты для интернета вещей

15 лет назад произошло первое крупное событие в интернете вещей: в 1999 году в Массачусетском технологическом институте (МТИ) был создан центр Auto-ID, из которого затем развились Auto-ID Labs, международный консорциум исследователей и практиков. Задача обеих организаций заключалась в исследовании и внедрении приборов, осуществляющих идентификацию по радиочастотам (RFID). В том же году впервые было зафиксировано употребление термина интернет вещей (IoT) одним из директоров Auto-ID (сама концепция подключенных к единой сети вещей на пару десятилетий старше, но, насколько нам известно, впервые замечательный термин «интернет вещей» пустил в ход соучредитель Auto-ID Кэвин Эштон в 1999 г.). RFID стала первым случаем широкомасштабного применения технологий интернета вещей. Не все гаджеты RFID подключены к интернету, но с самого начала эта технология предполагала сеть сенсоров, которые мониторили бы физические приборы.

Один из нас — Сэнджей — с самого начала был соучредителем Auto-ID Labs в МТИ и работал с множеством розничных и потребительских компаний, приучая их применять гаджеты RFID в цепочке поставок. Огромным успехом стало создание стандартов данных, получаемых от этих вещей: эти стандарты применяются и поныне, в то время как стоимость самих приборов все снижается и снижается.

Однако процесс выработки стандарта был нелегок и поглотил огромное количество времени. 15 лет ушло на то, чтобы продумать и внедрить этот стандарт, электронный код продукции EPCGlobal. Отсюда проистекает беспокойство за судьбу интернета вещей. Если столько же времени потребуется на внедрение аналогичных стандартов для других процессов и отраслей, где он применяется, то развитие этих технологий существенно замедлится.

Читайте материал по теме: Пусть наука станет бизнесом

На этот раз нужно выстроить работу иначе, усвоив при этом и позитивный опыт RFID. Сейчас мы разберем факторы, пользу которых подтвердил опыт RFID, а затем подумаем, что нужно изменить, чтобы ускорить внедрение других видов интернета вещей.

Что хорошо работало в RFID

Кооперация различных участников. RFID и стандарт EPCGlobal сложились при участии научных работников, руководителей розничных компаний, а затем и организации (GS1), которая была уполномочена контролировать внедрение единого стандарта. Исследователи предлагали различные стандарты и подходы к внедрению технологий, а компании-спонсоры сразу же сообщали, что в контексте их работы годится, а что нет. Такое сотрудничество совершенно необходимо в широких инициативах вроде RFID и еще важнее в целом для интернета вещей, который отличается гораздо большим охватом.

Компании-пользователи «на водительском сиденье». При том, что в RFID участвовали и другие группы, сотрудничество Auto-ID/GS1/EPC стало основным фактором, определяющим выработку единого стандарта. Стандарты задавали компании-пользователи, а не продавцы. К сожалению, в разработке интернета вещей уже участвует слишком много создателей, и среди них чересчур заметную роль играют продавцы технологий.

Влиятельные игроки. В формировании стандарта RFID приняли участие весьма влиятельные игроки. Крупнейшая розничная сеть Walmart активно подключилась с самого начала, среди потребительских компаний тон задавала Procter & Gamble. Даже Министерство обороны было вовлечено в процесс, его интересовало применение данных технологий в цепочке военных поставок.

Читайте материал по теме: Дом, в котором работает интернет вещей

Сосредоточенность на желанном результате. С самого начала проект RFID руководствовался четким бизнес-процессом с определенной целью. Разработчики технологий стремились усовершенствовать цепочку поставок и сократить до минимума ситуации, когда полки оставались пустыми из-за отставания поставок. Walmart признавала наличие такой проблемы, а многие другие компании словно и не замечали, как у них внезапно пустели полки. Огромная розничная компания добивалась прогресса для себя и для множества своих поставщиков. Некоторые из них противились деятельности Walmart в RFID, но большинство приняли новые технологии и убедились в том, как они полезны. Покупатели перестали жаловаться на отсутствие тех или иных товаров на полках гипермаркетов.

советуем прочитать
Войдите на сайт, чтобы читать полную версию статьи
советуем прочитать
Самое время инвестировать в Африку
Колье Пол,  Уорнхольц Жан-Луи
Небылицы для подкорки
Гусинская Ирина
Ускорители инноваций
Роджер Мартин