Как автомобили без водителя встроятся в городское пространство | Большие Идеи

・ Управление инновациями
Статья, опубликованная в журнале «Гарвард Бизнес Ревью Россия»

Как автомобили без водителя встроятся в
городское пространство

Спору нет, шумихи вокруг чудо-автомобилей порядочно. Технологические компании в восторге от этой идеи, ведь она превращает транспортное средство в полноценную мобильную ИТ-платформу.

Автор: Роберт Хатчинсон

Как автомобили без водителя встроятся в городское пространство

читайте также

Повышайте квалификацию

Кришнамурти Б.В.

Как получить должность, которую вы заслужили

Ребекка Найт

Путь в профессионалы — жизнь за границей

Адам Галински,  Мэдакс Уильям,  Тадмор Кармит

Семь советов, которые помогут успешно выступить в офлайне и онлайне

Рэй Рингель,  Сара Гершман

Если верить энтузиастам, машины без водителя, или автономные электромобили, спасут человечество от транспортных бед. Изящная концепция «мобильности по вызову» предполагает, что мы будем жить в городах (как говорится в рекламе одного стартапа) «без пробок и смертности на дорогах, но с моментальными парковками по требованию, безопасными трассами для машин, дорожками для велосипедов и тротуарами для пешеходов, а также современной, эффективной, продвинутой инфраструктурой».

Спору нет, шумихи вокруг чудо-автомобилей порядочно. Технологические компании в восторге от этой идеи, ведь она превращает транспортное средство в полноценную мобильную ИТ-платформу. Журналисты в большинстве своем также с радостью подхватили эту тему. Кто же не хочет жить в будущем, свободном от пробок, аварий и загрязнения окружающей среды — от двигателей внутреннего сгорания и нефтеперерабатывающей промышленности?!

Справедливости ради, машины без водителей действительно способны превратить наши города в безопасные и экологически чистые, при условии если мы сможем правильно внедрить их в повседневную жизнь. До сих пор никуда не делись трудности, препятствующие продвижению этой технологии, однако попробуем на минуту представить, что все проблемы решены — и наши города наводнил поток инновационных автомобилей. Как и в случае с другими техническими новинками, нам стоит спросить себя: что может пойти не так? В чем заключаются ключевые недостатки этой новой системы? И каковы катастрофические сценарии нашего беспилотного будущего?

Благодаря сотрудничеству Rocky Mountain Institute с автопроизводителями, технологическими компаниями, городскими планировщиками и законодателями я определил пять угроз (с основным фокусом на Соединенных Штатах), которые, как я надеюсь, помогут взглянуть на будущее машин без водителей под другим, более критическим углом. Ниже я перечисляю их в примерном порядке убывания «скорости» их действия, поскольку часть этих рисков внезапны и пагубны, другие же — более коварны и станут очевидны только с течением времени. Кроме того, я предлагаю свои мысли по поводу возможных решений этих проблем.

Крах системы

Угроза: Процесс управления автомобиля без водителя будет опираться на цифровой фундамент. Как показывает опыт, подобная инфраструктура весьма далека от совершенства. Например, Америка пользуется одной из старейших мировых электросетей, и она, к несчастью, славится своей ненадежностью. В ней непрерывно случаются сбои, вызванные погодными условиями и поломками оборудования. И это даже без учета рисков кибератак, которые придется предотвращать.

Читайте материал по теме: Как руководители внедряли и применяли инновации в 1969 году

Решение: Теоретически более современные энергосистемы и продуманная архитектура помогут справляться с опасностями или по крайней мере сводить на нет угрозы, чтобы полная остановка транспортного средства была невозможна. Это же относится и к защите наших электросетей от хакеров.

Всеобщая паника

Угроза: Что произойдет, если некое широко освещаемое событие — например, серьезная авария — раскроет людям глаза на фундаментальные просчеты в системе? Как отнесется общественность к неудачам на раннем этапе? Несмотря на то что страшные катастрофы будут редким явлением, все же при определенном стечении обстоятельств время от времени они могут случаться. В наше время журналисты, эксперты и политики не будут ждать, пока будет установлена причинно-следственная связь, да и их желание докопаться до истины тоже под большим вопросом. А ведь доверие — это непременное условие существования любой транспортной системы.

Решение: В этой насыщенной информационной среде даже самые вопиющие преувеличения и подтасовки фактов могут быть легко и наглядно опровергнуты. Чтобы склонить общественное мнение на свою сторону, необходимо подчеркивать многочисленные преимущества новой технологии, а особенно — обращать внимание людей на то обстоятельство, что они уже спокойно пользуются опасными и крайне неэффективными существующими системами.

Перегруженность заданиями

Угроза: Что, если люди начнут злоупотреблять возможностями автомобилей без водителей, наводняя систему бесконечными мелкими поручениями? Эта проблема, а также ее вариация — перегруженность многочисленными доставками (коммерческими игроками) представляет собой непростую головоломку, поскольку в действительности именно товарооборот обуславливает систему, ее обслуживающую, а также поведение ее пользователей. Кроме того, оно в буквальном смысле формирует ландшафт будущей инфраструктуры.

Читайте материал по теме: Как запустить двигатель инноваций за 90 дней

Решение: Сложно сказать, насколько серьезной может стать эта проблема. Возможно, если потребители прекратят концентрироваться на вождении и забивать себе голову проблемами городского трафика, они перестанут с таким завидным постоянством забывать купить молоко и яйца. Появятся компании, специализирующиеся на мелких бытовых поручениях, которые будут их эффективно объединять. Помимо этого, городские власти могут препятствовать злоупотреблению беспилотным транспортом, привязав размер дорожных пошлин к пробегу. К тому же этот шаг необходимо предпринять в любом случае, учитывая, что текущая модель, основанная на расходе топлива, больше не отражает реального использования дорожной инфраструктуры.

Протесты автомобильных энтузиастов

Угроза: Некоторые люди обожают машины. Другие же относятся к ним равнодушно. Могут ли автомобильные энтузиасты разрушить систему, эффективно противостоя практике совместного использования или же настаивая на том, что им позволено ездить там, где они сами захотят и тогда, когда пожелают? Найдут ли они свой аналог Второй поправки, который даст им основание утверждать, что они имеют неотъемлемое право на свободу передвижения на автомобиле? Это значительно снизит общую эффективность и экономичность системы — общество заплатит огромную цену, чтобы сохранить так называемую личную свободу. В то же время сложно представить, что людей можно заставить пользоваться беспилотным транспортом. Самое большее, на что мы можем рассчитывать — людям подсластят пилюлю, предоставив им доступ к скоростной полосе движения.

Решение: С этой угрозой можно справиться при помощи демократических механизмов, однако на законодателей ляжет нелегкая задача внедрять автономное движение в тех местах, где это наиболее удобно и выгодно, а затем делиться с общественностью результатами подобных усилий. Автомобилистам-энтузиастам необходимо предоставить «песочницы» для их игрушек. Принципиальным противникам совместного использования (число которых, смею надеяться, со временем будет уменьшаться) — соответствующие, менее доступные по цене решения. Ничего страшного не случится, если небольшая группа людей откажется от автономного передвижения, главное — не допустить, чтобы они мешали всем остальным ехать туда, куда им нужно: на работу, в школу или в торговый центр.

Размывание преимуществ

Угроза: В связи с тем что наше беспилотное будущее потребует создания совершенно новых систем, в их дизайне будет присутствовать множество взаимозависимых характеристик, таких как количество автомобилей, соотношение электронных и традиционных средств передвижения, доля машин совместного использования, эффективность стыковки личного и общественного транспорта и многое другое. Если часть этих элементов подвергнется слишком сильным изменениям, то, как показывает моделирование, абсолютные преимущества использования новых технологий (например, снижение пробок или сокращение транспортных издержек) резко уменьшатся. А в отсутствие этих явных преимуществ обществу будет гораздо сложнее (а то и вовсе невозможно) принять перемены. Большое число действующих игроков, обладающих колоссальным влиянием в рамках нынешней транспортной экосистемы, могут начать продвигать различные «особые условия», такие как предоставление избыточного числа парковочных мест за счет государства (что мешает распространению практики совместного использования) или продолжение политики налоговых льгот бизнесам, которые владеют автомобилями. Нельзя исключить вероятность того, что подобные компромиссы будут накапливаться, пока не достигнут критической массы, и решение просто перестанет работать. В этом случае мы окажемся в новом болоте, которое ничем не лучше, не чище и не безопаснее старого.

Читайте материал по теме: Рассчитайте, сколько вам следует вложить в инновации

Решение: Пожалуй, именно эта угроза представляет наибольшую опасность. Нет таких способов, которые могли бы гарантированно уберечь систему от возникновения «особых условий». Ее разработчики могут лишь попытаться предсказать самые болезненные ключевые точки и с пеной у рта доказывать необходимость отказа от фальшивых компромиссных решений, которые угрожают перспективам автономных технологий, сохраняя при этом разумный подход ко всему остальному.

Я с большой надеждой смотрю в будущее, в котором города и пригороды бороздит преимущественно беспилотный транспорт. Но я стараюсь быть осторожным в прогнозах. У нас действительно есть одно фундаментальное преимущество, способствующее осуществлению этой заманчивой инновации — у нас полно городов. Каждый из них может ставить свои эксперименты, делиться их результатами и довольно быстро приходить к небольшому набору действенных решений. На мой взгляд, это совсем не похоже на утопические мечты. Скорее, я полагаю, что именно так следует претворять в жизнь науку, прогресс и даже, быть может, политику.

Читайте по теме:

* принадлежит Meta, которая признана в России экстремистской и запрещена