Чем платформы отличаются от традиционного бизнеса | Большие Идеи

・ Управление инновациями
Статья, опубликованная в журнале «Гарвард Бизнес Ревью Россия»

Чем платформы отличаются от
традиционного бизнеса

Платформенный спрут опутал своими щупальцами все пространство современной экономики.

Авторы: Дэвид Эванс , Ричард Шмалензи

Чем платформы отличаются от традиционного бизнеса

читайте также

Стратегия и общество: конкурентоспособность и социальная ответственность

Майкл Портер,  Марк Креймер

Душевная история: зачем сети «Дикси» понадобились «прилипалы»

Хуан Жиральт Сильва

Встречают по одежке: вопрос стиля никто не отменял

Джилл Коркиндейл

Бизнес с головой

Дайан Кутю

читайте также

Одна из старейших бизнес-моделей — находить новые технологии и с их помощью подрывать традиционные предприятия, внедрять инновации и создавать новые источники богатств. Герои нашей последней книги — посредники, которые соединяют различные группы своих клиентов (например, водителей и пассажиров, как в случае с Uber) и помогают им договариваться друг с другом. Платформы, которыми они управляют, предлагают участникам простой и эффективный способ взаимодействия и ведения дел.

В отличие от традиционных бизнес-моделей, посредникам не нужно закупать сырье, производить продукцию, а затем ее распространять. Вместо этого они привлекают к своим платформам участников, а затем сводят их с другими. Можно сказать, что эти люди — это и есть «сырье», из которого они производят свои посреднические услуги.

Современная экономика во многом носит посреднический характер. Мало кто до конца осознает, насколько глубоко это явление проникло в нашу жизнь.

Три из пяти крупнейших мировых компаний — Apple, Google и Microsoft — зарабатывают значительную долю своей прибыли, соединяя самых разных игроков. Например, в случае Apple это разработчики приложений и пользователи. Подобным же образом обстоит дело и с семью самыми ценными «единорогами» — стартапами, стоимостью более $1 млрд., такими как Uber, Airbnb и Flipkart. Не отстают от них и многие другие компании, прошедшие IPO за последние десять лет. Среди них и Visa, соединяющая держателей кредитных карт и продавцов, и Facebook, котрая помогает найти друзей, рекламодателей и разработчиков.

И дело не ограничивается лишь этими гигантскими корпорациями. Westfield Malls владеет торговыми центрами, которые помогают магазинам и простым покупателям взаимодействовать друг с другом. Этот же принцип используют и многочисленные СМИ, охотящиеся за количеством просмотров, чтобы продать их рекламодателям.

Читайте материал по теме: Онлайн-платформам вроде Uber или Airbnb не нужен особый подход в регулировании

На самом деле, если задуматься, то и вы, скорее всего, несколько раз в день сталкиваетесь с многочисленными посредниками. К ним относится и операционная система вашего телефона, и электронная биржа, и сайт знакомств.

Фирмы, которые сводят работников с простыми потребителями (пожалуй, самое модное сейчас направление бизнеса), также являются посредниками. Такие компании связывают, например, сиделок и семьи, нуждающиеся в их помощи. Экономика совместного потребления предлагает неиспользуемые мощности (например, те же автомобили) людям, которые хотят их арендовать.

Все посредники играют по схожим правилам, которые, впрочем, заметно отличаются от принципов работы традиционных предприятий.

В чем же заключается главная проблема, стоящая перед такого рода компаниями? Дело в том, что им чрезвычайно сложно набрать критическую массу пользователей той или иной группы игроков, если их платформа не в состоянии обеспечить незамедлительный доступ этих агентов к другим группам пользователей.

Так, в начале своей деятельности OpenTable испытывала трудности с привлечением ресторанов в свою сеть, поскольку на платформе было слишком мало потенциальных клиентов, а те, в свою очередь, не спешили присоединиться к OpenTable в связи с ограниченным выбором заведений. Для того чтобы набрать достаточное количество ресторанов и клиентов, компании потребовалось ни много ни мало шесть лет и десятки миллионов долларов инвестиций. А речь идет всего-то о двух городах — Сан-Франциско и Чикаго. Увы, большинство платформ не могут похвастаться инвесторами, обладающими столь ангельским терпением, поэтому они просто-напросто лопаются после нескольких неудачных попыток достичь необходимой им критической массы. Таковой была судьба сотен бирж в сегменте B2B, приказавших долго жить в начале двухтысячных.

Многие успешные посредники позволяют себе нарушать правила ценообразования, известные даже экономистам-первокурсникам. Они продают свои услуги одной из групп пользователей дешевле их реальной себестоимости, а то и вовсе предлагают их бесплатно или даже дополнительно дарят своим клиентам подарки. Индексирование, которое осуществляет Google, — функция бесценная для веб-сайтов, тем не менее поисковый гигант не просит за эту услугу ни цента. Впрочем, и физические платформы часто придерживаются той же стратегии. Например, торговые центры не берут денег с посетителей и иногда предлагают им бесплатные развлечения.

Читайте материал по теме: Интернет-платформы — новая модель самоорганизации людей

У самых передовых платформ есть то, чем не может похвастаться ни одна традиционная компания, а именно — сложная система правил, требований и наказаний, призванных поддерживать порядок в рядах своих пользователей. Так, в 2009 году пятая часть сотрудников Facebook исполняла роль своеобразных полицейских, патрулируя сайт на предмет различных «шалостей» (подозреваем, что с тех пор доля подобного рода «дружинников» снизилась и, как следствие, проблемы усугубились). Существует также «тюрьма Google» (как называют ее те, кому доводилось мотать в ней срок), куда попадают сайты, уличенные в попытках манипулировать результатами поискового алгоритма. Впрочем, у Apple в этом плане все еще строже — корпорация выносит смертные приговоры не только нарушителям ее многочисленных правил, но даже тем приложениям, которые ей просто пришлись не по душе.

И этот платформенный спрут опутал своими щупальцами все пространство современной экономики. Платформа на платформе сидит и платформой погоняет! Например, Android предназначен для рядовых пользователей, разработчиков и изготовителей смартфонов. Платформа Uber, соединяющая водителей и пассажиров, построена на базе Android (а заодно и iPhone). А теперь, кроме этого, Uber хочет запустить еще одну платформу, чтобы свести водителей, рестораны и клиентов, желающих заказывать блюда в этих заведениях на вынос.

Платформенный бизнес едва ли можно назвать новым явлением. В этом году Visa отмечает свой пятидесятилетний юбилей, Лондонская биржа существует более двухсот лет, а Гранд базар в Стамбуле — более пятисот. Но сегодня подобные проекты стали гораздо более масштабными благодаря облачным сервисам, микропроцессорам, широкополосному интернету, продвинутому ПО и прочим самым разнообразным современным технологиям. Например, компании, подобные Uber, не могли бы существовать без мобильной связи, программных платформ и интернета.

Эти новые масштабные платформы вкупе с другими такими же проектами завоевывают мир, одерживая верх не только над традиционными предприятиями, но и над платформами старого поколения. Ни одна компания не защищена от угрозы, находясь на пути этой всепоглощающей волны бизнес-креатива.

M-PESA, кенийская платформа электронной валюты, превзошла по популярности традиционные банки и кредитные карты. Около 90% взрослого населения пользуются ей для денежных переводов, а многие люди также хранят в ней свои сбережения, берут кредиты и пользуются другими услугами.

Airbnb, возникшая, казалось бы, внезапно из ниоткуда, бросает вызов традиционному гостиничному бизнесу. Сегодня эта платформа предлагает 1,5 млн жилых помещений, что превышает гостиничный фонд сети Marriott.

Когда-то считавшаяся непотопляемой платформой, Microsoft Windows находится в упадке. За последний год продажи ПК снизились на 10%, что отражает резкий переход на мобильные сервисы Apple iOS и Google Android.

Будь вы инвестором, предпринимателем, сотрудником традиционной компании или платформы, вам необходимо понять, что для вас означает эта старейшая бизнес-модель на новом мощном витке своего развития.

Мы же надеемся, что сильные посредники вызовут к жизни ураган креативной энергии, который пронесется по экономике и принесет огромную пользу обществу. Впрочем, наш энтузиазм слегка сдерживает то, что большинство попыток воспользоваться этой бизнес-моделью заканчиваются неудачей, несмотря на миллиарды вложенных денег. Сколько стартапов вдохновляются примером Uber, но лишь малой их части суждено произвести революцию в своей отрасли. Прочих же (как в случае c сервисом такси для детей Shuddle) ждет смерть и забвение.

Эта статья написана по материалам книги «Matchmakers: The New Economics of Multisided Platforms».

* деятельность на территории РФ запрещена