Инновации, деньги и безопасность страны, или Почему России нужен российский софт | Большие Идеи

・ Управление инновациями

Инновации, деньги и безопасность страны, или Почему России нужен
российский софт

России нужен свой, российский софт.

Автор: Андрей Свириденко

читайте также

Как не нужно ставить цели

Дик Грот

Ускоряйтесь! XXX

Джон Коттер

Валерий Савченко. Медицина спасает от убогости

Анна Натитник

Как голосовые интерфейсы могут помочь сотням миллионов пользователей

Кэти Перл

Сегодня в России мало инновационных хай-тек компаний и почти нет своих гражданских технологий мирового класса. Российские коммуникационные и интернет-решения и сервисы базируются на иностранной инфраструктуре (сервера, софт, системы управления) и аппаратуре (от базовых станций до сотовых телефонов и других терминалов). Крупные российские компании либо копируют уже успешные — то есть старые — бизнес-модели, продукты и сервисы, либо покупают на Западе готовые решения, оборудование и ПО.

Но, занимаясь только копированием, никогда не станешь мировым лидером. А России уже пора ставить перед собой амбициозные задачи мирового лидерства в отдельных высокотехнологичных нишах, пора вкладываться в хай-тек. Нам нужно не копировать или просто покупать иностранные решения и разработки, а создавать свои собственные инновационные продукты, свои стандарты, а потом стараться превратить российские инновационные решения в мировые стандарты. Хотя это и чрезвычайно сложная задача, но она реальна и выполнима при правильном подходе.

России нужен свой, российский софт. Очень точно на сей счет недавно высказался президент Дмитрий Медведев: «Если Россия не будет независимой в области ПО, то все остальные сферы, в которых мы хотим быть независимыми и конкурентоспособными, окажутся под угрозой».

Путем копирования бизнеса и продукта существующего лидера не добьешься ничего великого на мировом рынке, даже с большим бюджетом под рукой. Например, копировать операционную систему Microsoft совершенно бесперспективно с коммерческой точки зрения: надо придумывать новые продукты, услуги и бизнес-модели, как это делают, например, Apple и Google.

Посмотрите на то, как Apple буквально ворвалась на рынок сотовых телефонов со своим iPhone! И это при наличии таких мировых лидеров, как Nokia, Motorola, Samsung, HTC — вот что значит инновационный продукт! Отвоевать за какой-то год 5% громадного рынка сотовых телефонов у лидеров — это то, что и Sony, и Ericsson, и Siemens, и многие другие крупнейшие мировые компании безуспешно пытались сделать уже много лет. iPhone буквально напичкан нововведениями, которые делают использование интернета в сотовом телефоне удобным и приятным. iPhone разительно отличается от других телефонов, производит сильное впечатление тем, как он удобен в использовании, оставляет массу позитивных эмоций и превращает пользователя в поклонника и проповедника Apple. Такова сила инноваций. Теперь уже и азиатские и другие мировые игроки пытаются копировать iPhone.

Еще один яркий пример инноваций в мировой IT-индустрии — Google. Со времен появления Microsoft ни одна софтверная фирма не добивалась успеха столь стремительно, а ведь господство Microsoft на РС-платформе казалось непоколебимым. Теперь Microsoft, потеряв свою долю на рынке поисковиков, пытается купить Yahoo и обращается в суд с жалобами на Google.

Google реализовал модель SaaS (Software As a Service), о которой до этого говорили долгих 10 лет. Он сделал услугу быстрой, качественной и бесплатной для пользователей. В сравнении с базовой моделью лицензирования софта от Microsoft за деньги это была настоящая революция в области бизнес-моделей. Теперь Google активно расширяется с опорой на свое сервисное лидерство и инфраструктуру — идет в РС-приложения, коммуникации и мобильные платформы, т.е. в новые области. Гораздо более молодой Google уже оценивается рынком (market cap) существенно выше, чем ветераны индустрии — Oracle и Adobe, тоже давние противники Microsoft, работающие в традиционных бизнес-моделях. Вот это — сила инноваций.

Еще один пример инновационного продукта, теперь уже из области «чистого» софта. В 1994 году группа студентов института Фраунгофера (Fraunhofer) продумала и разработала очень мощный алгоритм, который был стандартизирован как ISO-MPEG Audio Layer-3. Нам он больше известен под именем MP3.

Сейчас практически невозможно представить нашу жизнь без MP3, который стал самым известным и популярным из распространенных форматов цифрового кодирования звука, а тогда он буквально взорвал рынок. Формат, который институт сделал открытым (по правде говоря, его в тот момент просто не смогли продать), обладал невероятно высоким по тем временам коэффициентом сжатия при достаточно высоком качестве звучания и сразу становился основным инструментом любого, кто имел хоть какое-то отношение к компьютерам и любил слушать музыку. На базе всего одного кодека появилась целая индустрия: МP3-сайты, МP3-плейеры, распространители музыкальных композиций, додумавшиеся до выпуска дисков, на которые легко влезала вся дискография исполнителя, и т.д.

Если же вернуться к происходящему в России, становится грустно, что крупные российские компании, местные лидеры, у которых есть и деньги, и люди, и ресурсы, и опыт, вместо того, чтобы заниматься инновациями, продолжают либо копировать старые западные решения, либо тупо покупать морально устаревшие американские технику и софт, включая базовые технологии, наносящие урон безопасности нашей страны. Иногда это делается осознанно, исходя из уже устаревшего принципа «иностранное — всегда лучше отечественного». Хотя благодаря высокой квалификации наших программистов и инженеров появляются российские программные продукты, которые превосходят иностранные аналоги.

Вот свежий пример. Не так давно крупнейший портал Рунета — mail.ru — купил для своего голосового сервиса «Агент» софт американской компании, притом что в России есть свой голосовой движок, который технически лучше, дешевле, да еще и с местной поддержкой.

Но самое главное не в этом. Установка на самом популярном коммуникационном сервисе Рунета, которым пользуются десятки миллионов наших людей, от детей до госслужащих, американского голосового программного продукта, непосредственно отвечающего за обработку и передачу информации в коммуникационном сеансе, становится прямой угрозой информационной безопасности России. В интернете полно сообщений о том, что американский голосовой софт содержит «закладки» для слежения за информационным потоком, а исходные коды программ, конечно, недоступны. От использования этого американского продукта, установленного теперь в mail.ru, не так давно через суд отказался популярный сервис интернет-телефонии Skype. И вот теперь именно этот американский софт с закладками «всплывает» в России на нашем крупнейшем коммуникационном портале. Вот уж действительно – «Агент». Так и выходит, что дела в высоких технологиях и обеспечении безопасности страны у нас пока сильно расходятся со словами президента.